Исторические корни возникновения понятия бытия
Тема 9.
Учение о бытии (онтология)
1. Исторические корни возникновения понятия бытия.
2. Бытие – структура, формы и способы существования.
Бытие - предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлением философского знания, переходом от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.
Понятие о целостности мира формировалось исподволь, его возникновению предшествовал целый ряд промежуточных понятий и концепций. Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философских построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство). В результате возникает радикально новая установка в познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них - Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих изменений, которая и была названа бытием.
Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного - быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его объектом специфического рассмотрения. Учение о бытии (онтология) - важный раздел философского знания.
Исторические корни возникновения понятия бытия
«Бытие» - производное от слов «быть», «есть», весьма распространенных во многих языках мира, имеет свое специфическое, собственное философское содержание и означает не просто существование каких-либо объектов окружающего мира, а того, что гарантирует это существование.
Понятие бытия возникло не в результате «игры разума» или свободного развертывания мысли, а явилось следствием жизненных потребностей людей на определенном историческом рубеже. Философское мировоззрение пришло на смену прежним мифологическим объяснениям природных и социальных явлений. Вера в прежних богов Олимпа потерпела крах, мифология исчерпала себя как определяющий ориентир деятельности – понадобились новые «опорные точки» жизнедеятельности. Ортега-и-Гассет (выдающийся испанский философ XX века) сравнивал переодические духовные кризисы, переживаемые человечеством, с «кораблекрушениями», для преодоления последствий которых требовалось крайнее напряжение всех сил (с.436).
Возникновение первого определения понятия бытия связано с именем представителя элейской школы – Парменида, который впервые поставил и ответил на вопрос о том, что же является основой приходящего, изменчивого мира. Эта проблема была сформулирована в знаменитом тезисе элеата: «Бытие есть, а небытия нет». Последователи по-разному комментировали это положение, но совершенно очевидно – автор бескомпромиссно утверждает, что изменчивыми являются лишь вещи, предметы; в каждом из них таится исчерпанность, предел существования, т.е. несуществование. Бытие же – основа всего изменяющегося – постоянно равно себе, неподвижно и в силу этого не может быть иным, т.е. небытием. Эти положения в развернутом виде сформулированы в поэме «О природе»:
1. Одно и то же есть мысль и бытие.
2. Слово и мысль бытием должны быть.
3. Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.
4. Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье,
5. Мысли тебе не найти.
6. Не возникает оно (бытие), и не подчиняется смерти.
7. Цельное все, без конца, не движется и однородно.
8. Не было в прошлом оно, не будет, но все – в настоящем.
9. Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь начало?
10. Как и откуда расти?
11. Есть же последний предел, и все бытие отовсюду
12. Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара
13. С правильным центром внутри.
Парменид придает понятию бытия статус гаранта существующего, что внушало людям уверенность в определенном постоянстве и устойчивости мира, закономерности его изменения.
Сократ в качестве бытия рассматривал общие понятия: добро, справедливость, красота, доблесть и другие. Эти и подобные им всеобщие понятия, по мнению философа, не относящиеся ни к природе, ни к человеку, и составляют третью реальность – бытие. Последнее постижимо не прямо и непосредственно как у Парменида, а с помощью разума, рефлексии, через метод диалога. «Этический рационализм» Сократа направлен на постоянное преодоление границ существующего, размышлении о бытии как безграничном потенциальном знании, по сравнению с которым все, что познано – исчезающе малая величина. Отсюда – «Я знаю, только то, что ничего не знаю». Знание о своем незнании – это высокий предел соприкосновения мысли с бесконечностью мира.
Платон создает грандиозную систему мира идей (эйдосов) и его смутного, несовершенного отражения – мира вещей. Идеи, уверен он, составляют подлинное бытие.
Аристотель стремится преодолеть двойственность платоновой системы, утверждая, что идеи (эйдосы) воплощены в форме предметов и неотделимы от них. Высшая творческая сила в развитии бытия принадлежит форме мира в целом. Ее Аристотель назвал демиургом, богом, основанием всего сущего. В целом древнегреческая философия рассматривала бытие как структурно-организованный космос. Космоцентрический принцип являлся своеобразной моделью постановки в решении различных философских проблем. Подчеркивая значимость понятия бытия для развития философского знания, Аристотель прозорливо заметил, что люди всегда будут спорить о нем. И действительно эта проблема не обойдена ни одним значительным философом. Можно назвать имена: Августина Блаженного, Б.Спинозы, Дж.Беркли, П.А.Гольбаха, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, К.Маркса, В.С.Соловьева, М.Хайдеггера и других. Содержание бытия определялось типом философии, к которому принадлежал тот или иной мыслитель. Рассмотрим некоторые из них.
Августин Блаженный, представитель средневековой патристики, исходил из теоцентрического объяснения мира: в качестве истинного бытия выступал Бог как трансцендентная личность, из ничего сотворившая мир и человека. Средневековая концепция миропонимания отличалась ясностью понятий, строгой систематичностью. Возникают категории действительного и возможного бытия, сущности и существования, смысла и символа. Понятие бытия становится смыслообразующим принципом философских учений.
Философия эпохи Нового времени характеризуется формированием своеобразного культа природы, которая рассматривается как противостоящая человеку косная, инертная сила. Бытие определяется через субстанциональный подход: фиксируется «субстанция» (неизменный субстрат) и его проявления – акциденции. Эти концепции отличались натуралистически-объективистскими чертами, исключали сознание из понятия бытия. Но в это же время возникает и другое направление, осмысливающее мир в целом через анализ сознания и самосознания. Видным представителем этого направления является Р.Декарт с исходным принципом своей философии: «Мыслю, следовательно, существую».
В немецкой классической философии эта рационалистическая концепция нашла завершение и высшее развитие. По Канту бытие не заключено в вещах. Бытие – это априорный (общезначимый) способ связи наших суждений и понятий. Различие между природным бытием и нравственно-свободным (человеческим) заключено в различии форм законополагания - причинности и цели. Гегель под бытием понимал непосредственную, первую ступень в восхождении духа к самому себе, рассматривал историзм (принцип развития) как основу объективности бытия, его категорий и понятий.
Совершенно оригинально раскрывает суть Всеобщего выдающийся русский философ В.С.Соловьев, основатель теории всеединства. В своей лекции «Исторические дела философии», произнесенной в Санкт-Петербургском университете, он разъясняет всемирно-историческую роль понятия бытия на примере духовной жизни Древней Индии.
«В Индии... человеческая личность была поглощена внешней средой, это была по преимуществу страна всякого рабства, неравенства и внешнего обособления... Понятия о человечности, т.е. о значении человека как человека, не было совсем, потому что человек низшей касты в глазах дважды рожденного представителя касты высшей был хуже нечистого животного, хуже падали... Религия носила характер грубого материализма: человек рабствовал перед природными богами... от которых зависела его материальная жизнь.
И вот в этой стране рабства... несколько уединенных мыслителей провозглашают новое, неслыханное слово: все есть одно; все особенности и разделения суть только видоизменения одной всеобщей сущности, во всяком существе должно видеть своего брата, себя самого.
Все есть одно – это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещались человечеству его свобода и братское единение...» /Соловьев В.С. Исторические дела философии// Вопросы философии. 1988. №8. С.119/.
Нельзя не заметить, что в рассматриваемом определении понятие бытия сопряжено с высоким ценностно-нравственным статусом человеческой свободы и равенства. В духе традиций русской философии В.С.Соловьев высшее проявление бытия видит в возникновении всеединства, т.е. абсолютной бытийственной полноте. Сведение же (редукция) человеческой реальности к каким-либо частным определениям (биологическим, национальным, конфессиональным, экономическим, социологическим и т.д.) означает, напротив, отчуждение человека и порабощение его «абстрактными принципами». Введение «человеческого начала» в бесконечный контекст бытия – выдающееся достижение отечественной философии, безусловно оказавшего влияние на формирование и развитие антропного принципа – фундаментального положения науки и философии XX века, исходящего из признания человека важнейшим элементом сложной самоорганизующей системы – Вселенной. Это делает возможным все более глубокое и всестороннее понимание бытия как бесконечно многообразного единства мира природы и мира человека.
М.Хайдеггер, один из выдающихся мыслителей XX века, рассматривает бытие как понятие, определяющее становление и развитие не только философии, но и современной западной культуры вообще. В вопросах, поставленных в поэме Парменида (тождество бытия, необходимости, разума) он усматривает возникновение возможности современной научно-технической цивилизации. Ответ на вопрос: «Что такое философия?» состоит в нашем соответствии тому, к чему философия держит путь. Этой основополагающей целью является достижение, понимание бытия сущего. Соответствие проявляется в некотором настроении, которое и определяет познавательную установку, поведение познающего. Так, например, для Платона и Аристотеля в качестве главного «настроя», в котором проявлялось соответствие бытию сущего, выступало чувство удивления; последнее утверждалось в качестве начального пункта философствования. Новое время в лице Р.Декарта породило новый «настрой» на познание достоверно сущего – сомнение. Философия существует, утверждает М.Хайдеггер, «в мелодии соответствия, настраивающегося на голос Бытия сущего». Различные концепции бытия представленные в истории философии не что иное, как различные ответы на один и тот же вопрос-посыл, заключенный в самом общем определении – «бытие есть». Именно в нем бытие постоянно раскрывается мышлению «со всей эпохальной полнотой своих изменений» /См. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: Сборник: Пер. с нем./ Под ред. А.Л.Доброхотова. М.: Высш. шк., 1991. С.80-100). Истинное бытие понимается М.Хайдеггером как человеческое бытие, содержащее в себе постоянную «тайну», стремление к которой сопряжено с постоянным следованием зову Бытия. Философия, раскрывающая этот зов, есть поступок человека, возвращающегося к своему существу «понимающего в мире», хранителя истины мира. «Мир как целое (бытие) присущ человеку, мирообразующему существу, в более изначальном смысле, чем природное окружение" /Хайдеггер М. Основные понятия метафизики //Вопросы философии, 1989. №9/. Занять свое подлинное место в мире бытия – глобальная задача человека.
В философии 19-20 вв. бытие рассматривается как неделимая целостность осознаваемого мира с сознанием во всем многообразии его форм. Именно с таких позиций рассматривается бытие в «философии жизни» В.Дильтея, в феноменологии Э.Гуссерля, «человеческом существовании» М.Хайдеггера, экзистенциализме Ж.П.Сартра и др. В этих и других философских системах рассмотрены различные аспекты и слои бытия, взаимоотношения между ними, которые существенно обогатили понимание бытия как сложного, многогранного, целостного объективно-субъективно-идеально-материального образования. Развитие общественно-исторической практики, культуры, необходимости человеческого жизнестроительства в глобально-космическом масштабе настоятельно требуют нового переосмысления совокупного интеллектуального опыта - искусства, мифологии, религии, науки, философии.
Несмотря на различия в концептуально-теоретических подходах к понятию бытия, есть и нечто сходное, что позволяет говорить и об общем смысловом поле рассмотренных взглядов и теорий. Всем им присущ один и тот же «канон», определяющий самую общую направленность развертывания философского дискурса: признание собранности, целостности, единства мира не в смысле завершенности (хотя Парменид и не преодолел в полной мере границ сущего), а в смысле всеохватности. «Мыслительным конструктом» же всех философских построений, несмотря на различные средства описания и содержательные структуры, выступает соотношение чувственного и разумного, многого и единого, и в целом - бытия и сущего.
Поскольку человеческая соотнесенность с миром в целом (бытие) – это бесконечный горизонт рациональных (понятийных) значений, продуктивно-творческих проекций, образных представлений и символов, глубоких чувственных переживаний, интуитивных и мистико-медитационных постижений, экстатических состояний и т.д., постольку философия как особый орган человеческой жизнедеятельности по духовной ориентации человека в мире в целом (бытие) использует всю совокупность познавательных средств, что и определяет многообразие, плюрализм ее концепции и теорий.