Влияние науки на философию Нового времени. Формирование механистической модели мироустройства
Философия Нового времени показывает поливариантный характер личностного начала человека. Каждый из указанных содержательных аспектов определяет сущность человека в тех или иных социальных условиях.
Неопозитивисты были среди ученых нового типа, которые продвинули вперед развитие формальной логики. Они сыграли важную роль в области математизации, формализации гуманитарных знаний. Философы неотомисты придают огромное значение формированию и развитию всечеловеческих начал и принципов в современном мире, вопросам культуры и эстетики, тесно связывая развитие человеческой личности с развитием современной культуры.
Герменевтика разрабатывает очень важную для современной ситуации проблему понимания, предметом философского знания с точки зрения герменевтики является человеческий культурный мир, понимаемый как область человеческого общения. Герменевтикавозникла в середине ХХ в.В современной западной философии она связана с именами немецкого философа В. Дильтея (1833 – 1911), Х. Гадамера (1900). Основные понятия герменевтики – текст, понимание, диалог.
У нее нет отчетливого материализма, идеализма, агностицизма и т.п. Если и есть материализм и идеализм, то они не определяют содержание школ. Одна и та же школа содержит в себе то и другое, и часто ее представители спорят между собой по этому поводу.
Неотомизм - единственная значительная философская система современного объективного идеализма, модернизированный томизм средневекового религиозного учения Фомы АКВИНСКОГО (1225-1274), которое давно объявлялось теологами "вековечной" философией. Представители: Ж.Маритэн, Э.Жильсон, Г. Мансер, И.Бохенский и др. Из всех видов религиозной философии неотомизм пользуется большим влиянием, являясь официальной философией Ватикана. Неотомизм формально провозглашает права разума и науки, объявив ошибочной позицию прежней религиозной философии по отношению к естествознанию, к осуждению творцов науки, еретиков и безбожников. Неотомизм активно использует достижения естествознания, стремясь подтвердить ими истинность религиозного мировоззрения.
Механистическое мировоззрение материализма эпохи Просвещения выражено в работе П. Гольбаха «Система природы». Гольбах прямо заявляет, что мы можем объяснить физические и духовные явления, привычки с помощью чистого механицизма. В мире ничего не совершается без причины. Всякая причина производит некоторое следствие, не может быть следствия без причины. Следствие, раз возникнув, само становится причиной, порождая новые явления. Природа — это необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекающих друг из друга. Общее движение в природе порождает движение отдельных тел и частей тела, а последнее, в свою очередь, поддерживает движение целого. Так складывается закономерность мира. Нетрудно увидеть, что так называемые всеобщие закономерности мира — это абсолютизируемые законы механики твердых тел. «Согласно этим законам, — писал Гольбах, — тяжелые тела падают, легкие поднимаются, сходные субстанции притягиваются, все существа стремятся к самосохранению, человек любит самого себя и стремится к тому, что выгодно ему, лишь только он познал это, и питает отвращение к тому, что может быть ему вредным». Движение и изменение в мире, согласно взглядам материалистов этой эпохи — это не постоянное порождение нового, то есть не развитие в собственном смысле, а некоторый вечный круговорот — последовательное возрастание и убывание, возникновение и уничтожение, созидание и разрушение. Все совершающееся в мире подчинено принципу непрерывности. В природе нет скачков.
22) Эмпиризм и рационализм – противоположные направления в философии Нового времени.
Развитие науки в Новое время определялось мануфактурным производством, ростом мировой торговли, мореплаванием и военным делом. Тогда идеал человека видели в предприимчивом купце и любознательном ученом. Передовые государства Европы, стремившиеся к экономическому и военному господству, поддерживали науку: образование научных академий, обществ, кружков.
Рационализм – это такая философская концепция, под которой подразумевается, что основа и бытия, и познания – это разум. Эмпиризм – это такая философская концепция, которая подразумевает то, что основой всех познаний является опыт. Сторонники этого течения считают, что в разуме нет никакой силы, а сила – лишь в знании, чувственном опыте. При этом различают эмпиризм идеалистический, где опыт представляется в качестве совокупности представлений и ощущений, и материалистический, где за источник чувственного опыта принимается внешний мир. Видными представителями среди рационалистов были следующие: Платон, Сократ, Эпикур, Демокрит, Кант, Декарт, Спиноза, Барух, Лейбниц. Эмпирическое мировоззрение поддерживал Фрэнсис Бэкон, Джон Дьюи, Томас Гоббс, Джон Локк.
Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени: проблематика. Самой трудной для обеих философских концепций являлась проблема природы и происхождения нечувственных составляющих сознания – идей и объяснений факта их бесспорного наличия в составе познания. Как решали эту проблему сторонники таких концепций, как рационализм и эмпиризм? Первые обращались к учению о том, какими врожденными свойствами нашего сознания мы обладаем. Большинство его нечувственных элементов возникают, согласно их мнению, и появляются из свойств самого человеческого сознания. Оно как бы существует в качестве самостоятельного мира и может функционировать и развиваться без обращения к миру внешнему. Таким образом, представляется возможным иметь адекватное знание о реальности, а условия для его возникновения – это способность извлекать и обрабатывать с помощью одной только логики все идеи и знания о внешнем мире. Выводы же эмпирической теории прямо противоположны рационализму. Так, знание возникает вне субъекта, его источники – это ощущения, а результат – обработка материалов и информации, которые поставляют органы чувств. Разум, считают эмпирики, конечно, принимает участие в обработке ощущений, однако к знанию не прибавляет ничего нового.
23) Проблема метода научного познания и ее решение в эмпиризме и рационализме.
Эмпиризм — гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет чувственный опыт.
Решение проблемы метода познания в философии Нового времени связано с двумя течениями — эмпиризмом, у истоков которого стоял крупный английский философ, лорд-канцлер Фрэнсис Бэкон (XVI — XVII вв.), и рационализмом, ярким представителем которого был французский мыслитель и математик Рене Декарт (конец XVI — первая половина XVII в.).
«Знание — сила», — провозглашает Бэкон. Смысл этого афоризма в том, что подлинное знание, по мнению философа, должно обеспечивать человеку власть над природой и служить обществу. Наука здесь понимается в чисто практическом смысле — как средство, по не самоцель.
Что же мешает человеку в достижении объективного знания? Особенности его сознания: различного рода предрассудки, субъективные искажения реального положения вещей, которые Бэкон называет «идолами» (или «призраками»). Их несколько видов: идолы пещеры (человек воспринимает мир как бы из своей пещеры; русский сказал бы: судит обо всем со своей «колокольни»); идолы театра (приверженность мнению «авторитетов» и догматам схоластики, по русской поговорке: «петь с чужого голоса»); идолы торжища, рынка (со своими спекулятивными, конвенциональными ценами); идолы рода (антропоморфные особенности разума и чувств человека, связанные с самой его сущностью).Победу над идолами человеческого сознания и приобретение достоверного знания, согласно Бэкону, может обеспечить подлинно научный метод изучения природы. Подлинное знание должно опираться па опыт, а значит, предполагает обращение к конкретным фактам, явлениям и процессам. Изучив эти частные факты, исследователь может делать общие выводы. Данный метод называется индукцией (от лат. inductio — «наведение»).
Рационализм —гносеологическая концепция, согласно которой основу человеческого познания составляет деятельность разума.Рене Декарт, подобно Бэкону, выступает с критикой схоластической философии за ее отвлеченность и созерцательность. Подобно Бэкону, цель науки он видит в достижении господства над природой и пытается разработать настоящий научный метод ее изучения, позволяющий добиться систематического производства научных открытий. Он утверждает, что мышление или разум является фундаментом научного метода познания. В центре его Декарт как поклонник математики видит дедуктивную логику, т.е. логический метод, при котором умозаключения делаются от общего к частному. Наиболее крупные представители рационализма после Декарта - Б. Спиноза, Г. Лейбниц.