По работе Т. Куна «Структура научных революций»
Тест № 1
Становление научного знания
См. статью Айзека Азимова «Зачем нужна история науки» http://vivovoco.rsl.ru/VV/MISC/4/AZIMOV.HTM
1. Научное знание в Древнем Египте
- предполагает критику
- предполагает сакральность знания
- является систематизированным
- использует эксперимент
2. Науку античности называют созерцательной, поскольку:
- она не ставит задачей преобразование действительности,
- концепция экспериментального знания еще не разработана,
- на ранних этапах развития человечества любая наука созерцательна,
- технический уровень античной культуры не позволяет разрабатывать необходимый научный инструментарий,
- познавательная установка ученых связана со стремлением обобщить как можно больше фактов.
3. Когда античный исследователь оперирует словом «космос», он:
- подчеркивает рациональное устройство мироздания,
- противопоставляет себя миру «варваров»,
- косвенно ставит вопрос об едином начале мира (субстанции),
- подразумевает свое единство с миром,
- предполагает определенную геометрическую форму мира,
- понимает бытие как одушевленное и одухотворенное,
- снимает вопрос о дискретности бытия,
- оказывается перед гносеологической необходимостью понять объективные законы мироздания?
4. К чертам средневековой науки можно отнести:
- символизм мышления,
- универсализм,
- теологизм,
- телеологизм,
- догматизм,
- отсутствие доказательности,
- практика устного доказательства,
- диалогичность,
- доминирование герменевтики,
- отказ от рассмотрения природы,
- статичность мышления,
- схематизм,
- связь с религией,
- противопоставление себя религии.
5. Прямая перспектива, характерная для живописи Ренессанса, появляется в связи с:
- возрастающим рационализмом мышления художников,
- развитием математики,
- стремлением к реалистичности,
- стремлением противопоставить себя нормам иконописи,
- возрастанием роли оптики в естественнонаучном знании,
- изменением визуальных способностей человека,
- новым пониманием своего места в мире.
6. Когда человек Нового времени обозначается как субъект, прежде всего имеются в виду следующие его черты:
- активность,
- индивидуализм,
- рациональность,
- наличие социальной памяти,
- религиозная вера,
- целеполагание,
- стремление сделать карьеру,
- понимание жизни как рока,
- стремление к познанию,
- стремление к творческой самореализации,
- еще ________________________________.
7. Для науки XX века более характерным является:
- уход от метафизических проблем – стремление к развитию метафизики
- лингвистические исследования – онтологические исследования
- проработка методологии – уход от вопросов методологии
- стремление к синтезу опыта и фундаментального знания – их отдаление друг от друга
- междисциплинарность – специализация
- множественность методологий – единство методологии
- социальная ориентированность научного знания – уход от нее
Тест № 2
по работе Т. Куна «Структура научных революций»
1 В какой период была написана работа Т. Куна?
- до Второй мировой войны,
- вскоре после Второй мировой войны,
- в 1960-е годы
- в 1970-е годы.
2 Признает ли Томас Кун схематизм своего исследования?
- нет
- да
3 Чем подход Т. Куна отличается от предшествующих?
- Кун отказывается от идеи прогресса научного знания,
- Кун преодолевает кумулятивную модель развития науки,
- Кун стремится найти универсальные закономерности развития науки,
- Кун абстрагируется от разделения естественных и гуманитарных наук,
- Кун абстрагируется от персоналий,
- Кун рассматривает становление науки как эволюцию идей
- Кун подходит ко всем этапам развития науки как к равноценным.
4 Какое значение понятия «нормальной науки» предложено Т. Куном?
- это наука периода стагнации,
- это исследование, связанное с другими (синхронными и предшествующими),
- это исследование с использованием устоявшегося категориального аппарата,
- это исследование, осуществляемое по формализованным правилам,
- это решение заведомо решаемых проблем,
- это деятельность, обеспечивающая продолжение научного процесса,
- это деятельность, не связанная с поиском нового,
- это деятельность, не предусматривающая появления новой теории
5 Что, по Т. Куну, представляет собой парадигма в науке?
- особенность подхода к решению научных проблем,
- мыслительный алгоритм, характерный для конкретной эпохи,
- условие саморефлексии ученого,
- обязательное условие научно-познавательной деятельности,
- то, что объединяет людей внутри данного научного сообщества,
- то, что формирует научные сообщества,
- образец решения исследовательских задач,
- совокупность технических средств определенного периода развития науки,
- признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений,
- набор ценностей данного исследователя,
- способ научного действия,
- специфическая практика научного исследования.
6 Какова трактовка Т. Куном понятия «научного сообщества»?
- совокупность ученых,
- совокупность ученых, придерживающихся схожих взглядов,
- субъект научной деятельности,
- люди, рассматривающие схожие проблемы и объединенные общими научными интересами,
- обязательное условие деятельности отдельного ученого,+
- обязательное условие подтверждения статуса отдельного ученого
7 Что такое «допарадигмальный период» науки, согласно Т. Куну?
- условие и предпосылка формирования парадигмы,
- закономерный этап развития науки,
- регулярно повторяющийся период между парадигмальными этапами,
- период существования множества научных школ,
- период отсутствия единой научной картины мира
8 Как Т. Кун понимает аномалию в науке?
- это неизбежный момент развития научного знания,
- это антитеза «нормальной науки»,
- это следствие существования парадигмы,
- это предпосылка исчезновения парадигмы
- это показатель кризиса научного знания
Тест № 3