Концепция научных парадигм и революций Т. Куна

В анализах истории науки Поппера и Лакатоса господствует методологический подход. С принципиально других позиций анализировал историю науки американец Т. Кун. Для него научная деятельность является мероприятием, имеющим ярко выраженный аксиологический, социологический и психологический характер. В концепции истории науки Куна центральными являются понятия парадигмы (от греч. paradigma – образец, пример), научного сообщества, нормальной науки, научной революции.

Что касается Куна, то он использует термин "парадигма" в двух различных смыслах. Указанный термин "... обозначает всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для данного сообщества. С другой стороны, он указывает один вид элемента в этой совокупности – конкретные решения головоломок, которые, когда они используются в качестве моделей или примеров, могут заменять эксплицитные правила как основу для решения не разгаданных еще головоломок нормальной науки" [17,с.228]. Первый смысл термина является социологическим. Действительно, речь идет о научном сообществе, общности людей. Но, как известно, общности людей изучаются социологией. Что такое научное сообщество? Прежде всего совокупность людей с определенными убеждениями и ценностями. Для Куна основным субъектом научной деятельности является не отдельный ученый, успешно справляющийся с описанием научных фактов, а сообщество ученых. Идея эта не нова и восходит к прагматизму Пирса. У Куна идея научного сообщества получает новую интерпретацию. В отличие от Пирса он поясняет, как складывается научное сообщество. "Ученые исходят в своей работе из моделей, усвоенных в процессе обучения и из последующего изложения их в литературе, часто не зная и не испытывая никакой потребности знать, какие характеристики придали этим моделям статус парадигм научного сообщества" [17,с. 72].

Действенность парадигм обнаруживается в процессе их применения [17,с. 73]. Образование и вхождение исследователя в научное сообщество осуществляются в более либеральном режиме, чем это обычно предполагается. Нет поэтому ничего удивительного в том, что каждое научное сообщество обладает различными убеждениями и ценностями.

Научные мировоззрения складываются по-разному. "Работая в различных мирах, две группы ученых видят вещи по-разному, хотя и наблюдают за ними с одной позиции и смотрят в одном и том же направлении" [17,с.198]. Аристотелианцы считали, что колебание маятника является движением, сдерживаемым нитью подвеса маятника; Галилей видел в этом же колебании повторяющееся свободное падение. Наш пример: явления наследственности по-разному объясняют (видят) генетики и дарвинисты. Явления тяготения одно сообщество физиков "видит" как проявление гравитационных сил, другое – как бессиловое движение по геодезическим линиям физического пространства.

Ученый видит явления в соответствии с теми ценностями, которые он усвоил, общаясь со своими учителями и коллегами. Мир фактов не настолько определенен, чтобы допускать правомерность всего лишь одного образца научного знания. Критерии научности не являются ни произвольными, ни единственными, ни неизменными.

Согласно Куну, любая наука проходит в своем движении три фазы (периода): допарадигмальную, парадигмальную и постпарадигмальную. Эти же три фазы можно представить как генезис науки, нормальную науку и кризис науки. Смены парадигм преодоления кризисных состояний выступают как научные революции [17,с.23]. Наука изменяется не кумулятивно, т.е. поступательно-непрерывно, а прерывно, посредством катастроф ставших малопродуктивными доктринальных построений интеллектуальной элиты.

Как происходит смена парадигм? "Подобно выбору между конкурирующими политическими институтами, выбор между конкурирующими парадигмами оказывается выбором между несовместимыми моделями жизни сообщества" [17,с.130]. Но почему парадигмы несовместимы друг с другом? Потому что кардинальным образом изменяется сам способ интерпретации.

Подобное изменение не является рядовым актом, оно неожиданно, переключается форма интерпретации в целом [17.С.165]. Новая парадигма рождается благодаря проблескам интуиции. Научные революции редки потому, что они грандиозны, а грандиозные события происходят не каждый день. Научная революция – сложнейшее явление, оно детерминируется многими обстоятельствами, в том числе и психологического плана. Далеко не все, как доказывает Кун, сводится здесь к методологическому стереотипу, согласно которому теория опровергается посредством ее прямого сопоставления с фактами [17, с. 110].

Обобщая эволюционные модели научного развития, предложенные Поппером, Лакатосом и Куном, австрийский методолог науки Э. Эзер приходит к выводу, что в истории науки реализуются четыре основных типа фазовых переходов:

§ от дотеоретической стадии науки к первичной теории;

§ от одной теории к альтернативной ей (смена парадигм);

§ от двух отдельно возникших и параллельно развивавшихся частных теорий к одной универсальной теории;

§ от наглядной, основанной на чувственном опыте теории к абстрактной ненаглядной теории с тотальной сменой основных понятий [18,с.41].

Наши рекомендации