Юридические науки: методологический анализ, классификация, категориальная матрица
Юридические науки представляют собой комплекс научных дисциплин, разделенных на группы по циклам:
▪ науки историко-юридического цикла (всеобщая история государства и право, история государства и права и др.);
▪ науки государственно-правового цикла (государственное право, конституционное право, государственное право зарубежных стран, административное право и др.);
▪ хозяйственно-правовой цикл (гражданское право, земельное право, сельскохозяйственное право, трудовое право и др.);
▪ уголовно-правовой цикл (уголовное право, исправительно-трудовое право);
▪ процессуально-правовой цикл (судопроизводство, гражданское процессуальное право, административное процессуальное право и др.);
▪ международно-правовой цикл (международное публичное право, международное частное право, консульское право и т.д.).
В современной правовой науке существует несколько классификаций права. По культурно-географическому признаку выделяют правовые системы (континентальную общего права, мусульманского права, право Дальнего Востока и др.). По национальному признаку право делят на национальное (т.е. действующее право отдельного государства) и международное (т.е. регулирующее межгосударственные отношения). По отраслевому признаку право подразделяют на конституционное, административное, коммерческое и др. Учитывая специфику основополагающих принципов и защищаемые интересы, отдельные отрасли права условно объединяют в три основные группы – публичное, частное (гражданское) и уголовное право.
Методология правовой науки теснейшим образом связана с философией права. Между ними нет демаркационной линии, жестко отделяющей проблематику этих областей знания, ибо предметом исследования является право в его многообразных измерениях. В философии права акцент в большей степени делается на анализ права в его онтологическом, познавательном и ценностном существовании, методологический же анализ права нацелен на исследование конкретных принципов, методов и методик в различных сферах, учитывая глубинную специализацию и дифференциацию правового знания, требующую знания тончайших нюансов и особенностей публичного, гражданского и уголовного права. Становление методологии правовых наук осуществлялось в конце 19 в., когда происходило дисциплинарное оформление естествознания, дифференциация наук о природе и о духе, возникали различные дискуссии в лоне уже отдельных становящихся наук.
Методология правовых наук – рефлексивно-рациональная область исследования, направленная на изучение принципов, методов и системы ценностей правового сознания, выявление его специфики, природы юридического доказательства, приемов, юридической аргументации взаимоотношений с государством, политикой, экономикой, моралью, с иными областями социальной жизни.
Философско-методологический анализ правовой науки предполагает погружение категории права в соответствующую категорийную матрицу с целью выявления специфики сущности права. В этом плане в философии и методологии права можно выделить два подхода, по-разному раскрывающих сущность права. Согласно первому, сущность содержания права раскрывается через такую категориальную матрицу, в которой основными понятиями выступают: «справедливость», «свобода», «разум» и др. Согласно второму, сущность права определяется, исходя из действующего или положительного права. Здесь центральными понятиями выступают «норма», «принуждение», «авторитет», «обычай» и др. К первым относятся сторонники естественного права, в рамках которого определенные ценности и права признаются изначально соответствующими природе человека и поэтому незыблемыми (Т. Гоббе, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж-Ж. Руссо в 17-18вв.; Ж. Маритян, Дж. Финнис – в 20 в.). Ко вторым, в зависимости от утверждения или отрицания роли традиции – представители исторической школы права (возникает в Герамании в начале 19 в. как реакция и критика концепции естественного права 18 в., основанного на безграничной вере в разум, в возможность дедуктивного выведения основ правовой науки и как неприятие идеологических установок Французской революции, утверждавшей превосходство человеческой воли и желания над традицией и обычаями – Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта. С их точки зрения, право складывалось исторически, на основе обычаев) и является неприкосновенным, поскольку не зависит ни от воли законодателя, ни от воли правительства) и юридического позитивизма (возникшего во 2-й половине 19 в. и видевшего в праве совокупность норм или правил поведения, установленных и обеспеченных принуждением со стороны власти; право отождествляется с наличным законодательством; утверждается автономный характер права, его независимость от морали и исторических традиций – И. Бентам, Дж. Остин – 19 в., Г. Кельзен, Г.Л.А. Харт, Дж. Рац – 20 в.).
Особой разновидностью подходов к сущности права является функциональный подход, когда под правом подразумевается уже не особая сущность или идея, не система норм, а практика правоприменения, ядром которой является правосудие. Такой подход характерен для юридического реализма, направления американской философии и методологии права первой половины 20 в., которое определяет право как конкретную деятельность судов и судей, «функцию судебных решений» (Дж.Ч. Грей, О.У. Холмс, Ф. Коген, М. Радэн, Дж. Франк и др.). На формирование юридического реализма особое влияние оказала философия прагматизма (Дж. Дьюи, У. Джеймс). Для юридического реализма основные вопросы касаются мотивации судебных решений: что заставляет судей ссылаться на определенные прецеденты; какие из элементов рассматриваемого дела и на каком основании признаются судом важными, непосредственно относящимися к делу и т.п. Решающими мотивами для принятия конкретного судебного решения здесь признаются человеческие склонности, ценности, социальная и политическая значимость, а не логика рассуждения, способ вывода, юридически обоснованный выбор соответствующего нормативного акта или прецедента.
В постижении сущности права в начале 20 в. широкое распространение получило понимание права, в основе которого лежали достижения психологической науки. Право определялось как совокупность психических переживаний долга и обязанности, которые обладают императивно-повелительным характером (Л.И. Перажицкий).
Начиная с 70-х годов 20 в. широкое распространение в анализе сущности права приобретает интегративный додход, объединяющий в себе и аналитический (семиотический) подход, который ограничивается анализом правовой действительности с точки зрения присущих ей внутренних закономерностей, с исследованиями политического, идеологического и экономического характера, соотносящими право с иными областями социальной жизни. Такой ракурс раскрытия сущности права характерен для критических юридических исследований - направление американской философии и методологии права второй половины 20 в., которое рассматривает в качестве основного источника свойственной праву логики и структуры властные отношения, существующие в обществе (Р.М. Унгер, Р.Р. Гордон, М.Дж. Горвиц, Д. Кенни и др.). Право, как считают представители критических юридических исследований, не может быть нейтральным и всегда тесно переплетено с политикой. Уже в 60-е годы первые шаги к такому пониманию права были сделаны, благодаря участию в движении «За гражданские права». А официальную историю критические юридические исследования ведет с 1977 г., с конференции в университете Висконсин – Мэдисон. Философской основой данного направления послужила как философия марксизма и Франкфуртской школы, так и философия структурализма (М. Фуко, Ж. Дерида). Большое влияние среди правовых концепций оказал американский юридический реализм. Используя, в частности, метод деконструкции, представители критических юридических исследований видят во всесторонней критике существующих правовых доктрин и действующего законодательства с целью реформирования положительного права. В рамках данного направления образовалось несколько групп, существенно отличающихся друг от друга по содержанию и методологии исследований – феминистская юриспруденция, постмодернистская философия права, правовая теория, в центре внимания которой политэкономический и собственно экономических анализ судебных решений (Under R. Law in modern society. N.Y. 1976; Idem. The Critical Legal Studies Movement, 96 Harv. L. Rev. 563, 1983).
В методологии правовой науки особый статус занимают такие понятия, как правовой закон, правовые нормы, правовое регулирование, правовой принцип.
Правовой закон – адекватное выражение права в его официальной признанности, общеобязанности, определенности и конкретности, которые необходимы для действия позитивного права. Правовому закону противоречит как правовой идеализм, так и правовой нигилизм.
Правовой идеализм заключается в переоценке права, исходящей из юридического невежества, неразвитости и деформированности правосознания и недостатка политико-правовой культуры. Право может выступать в качестве абсолюта, поскольку является результатом объективных возможностей данного института. В то же время многие считают, что следует принять правильные, умные законы и острейшие проблемы общества будут разрешены. Придание праву чудодейственных свойств равносильно впадению во власть иллюзий. Стремительный рост разнообразных законодательных актов еще не говорит об уровне правового развития государства.
Суть правового нигилизма состоит в недооценке права, негативном, неуважительном отношении к праву, законам, связанным с правовой невоспитанностью и необразованностью основной массы населения. Правовому нигилизму присущи следующие черты: явно демонстративный, агрессивный и неконтролируемый характер: наличие в определенных формах не только среди населения, но в государственных, законодательных, исполнительных и правоохранительных органах власти; многообразность форм проявления; высокий разрушительный потенциал, оппозиционная направленность часто с националистической окраской и т.д.; объединение с другими формами нигилизма (политическими, нравственными и т.д.) с образованием деструктивного социального процесса.
Под правовыми нормами понимают общеобязательное правило социального поведения, установленное и закрепленное государством (письменно или иным другим доступным образом). Фактически, правовые нормы представляют собой комплекс правил, включающих разрешения, ограничения, запреты. Это своего рода социальные предписания, регулирующие поведение человека в обществе. Правовые нормы имеют общественные корни, поскольку вырабатываются обществом (отдельными общественными группами), и поэтому им присуще качество обязательности для всех членов данного общества. Нормы права, в отличие от других социальных норм, устанавливаются и санкционируются государством, которое несет ответственность за надлежащее их использование. Правовые нормы носят формальный характер, поэтому они требуют письменной (документальной) формы, которая позволяет исполнителям рассматриваемых норм четко и точно представлять содержание, пределы действия и другие необходимые сведения о праве. Правовые нормы реализуются только в случае публикации соответствующих правовых актов или в случае их «публичного оглашения». При этом письменное закрепление правовых норм тесно связано с публичным правом. В отличие от юридических предписаний, нормы права касаются не отдельного случая (отношения, лица), а к тому или иному виду действий, отношений и лиц, в них участвующих. Норма права может осуществляться, при необходимости, неоднократно, т.е. она не прекращает своего действия после ее исполнения в каждом конкретном случае.
Правовые принципы включают в себя исходные положения или ведущие начала процесса их формирования, развития и функционирования. Правовые принципы отражены в нормах права и являются основой всей правовой жизни общества и государства. Они определяют сущность и содержание права, его внутреннее строение и процесс правоприменения, т.е. принципы права применяются и теоретически и практически. Принципами права руководствуются при подготовке нормативных актов, их издании, установлении гарантий соблюдения правовых требований. По своему характеру правовые принципы можно подразделить на политические, социально-экономические, идеологические, религиозные, этические и специально-юридические. Они также подразделяются на группы в зависимости от того, какой их объем распространения: на всю правовую систему (общие принципы – социальная справедливость, гуманизм, равноправие, законность при создании и реализации норм права, единство юридических прав и обязанностей и т.д.), на несколько отраслей (межотраслевые правовые принципы – конституционное, административное, уголовно-процессуальное право и т.д.) или на одну отрасль права (конституционное, гражданское, уголовное, земельное, хозяйственное, трудовое право и др.).
В правовых науках используются методы, традиционно применяемые в философии права и в самом праве, а также методы, разработанные в рамках той или иной конкретной правовой дисциплины. Несомненно, что такие методы и процедуры, как выявление, наблюдение, эксперимент, моделирование, анализ и дедукция, формирование юридического факта, поведение следственного эксперимента, исторический и логический методы и др., в каждой из конкретных правовых дисциплин приобретают свою специфику, наполняясь конкретным содержанием и требует от субъекта особых конкретно-научных знаний.
В методологии юридической науки особую значимость имеют такие концептуальные структуры, как юридические источники, юридические документы, юридические факты, юридическая практика и техника[89].
Юридические документы (права) – официальные формы выражения и закрепления (а также изменения или отмены) правовых норм, действующих в данном государстве. В современных государствах основными источниками или формами выражения и закрепления норм позитивного внутригосударственного права могут быть:
▪ нормативные документы (все нормативные правовые акты);
▪ документы, содержащие решения индивидуального характера (имеющие обязательный характер, влекущие правовые последствия – устанавливающие, изменяющие и прекращающиеся субъективные права и юридические обязанности);
▪ документы, фиксирующие юридические факты (к примеру, определяющие правовой статус – удостоверение, паспорт и т.п.); фиксирующие факты, от которых зависит правовой режим объекта права (счет в банке, документ об отводе земли и т.д.); фиксирующие волеизъявление субъекта права (сделки, договора, доверенности и т.д.); фиксирующие факты-события и факты движения товарно-материальных и иных ценностей.
Юридический факт описывает конкретные социальные обязательства (события, действия), вызывающие наступление определенных правовых последствий – возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Он базируется на явлении действительности, что порождает в силу правовых норм определенные правовые последствия. Юридический факт обладает следующими правовыми признаками:
▪ конкретность, индивидуальность;
▪ наличие информации о состоянии общественных отношений, входящих в предмет правового регулирования;
▪ выраженность в определенном виде для внешнего восприятия;
▪ наличие или отсутствие конкретных явлений материального мира;
▪ непосредственно или опосредованно предусмотренные нормы права;
▪ зафиксированную в установленной законодательством процедурно-процессуальную форму;
▪ вызывающие предусмотренные законом правовые последствия.
К классифицирующим признакам юридического факта относятся:
▪ подразделение юридических фактов на события и действия, связанные с волей субъектов;
▪ правомерные и неправомерные действия. Первые характеризуют правомерное (с точки зрения законодательства) поведение, вторые описывают противоречащие правовым предписаниям, причиняющие вред интересам общества поступки. Правомерное действие подразделяется на юридические поступки (вызывающие правовые последствия независимо от того, сознавал или не сознавал субъект их правовое значение и правовые последствия) и юридические акты (действия, прямо направленные на достижение правового результата).
Юридические факты подразделяются на юридические действия и события. Со своей стороны юридические действия бывают правомерными и противоправными, а правомерные действия в свою очередь – юридическими поступками и юридическими актами.
Юридические факты по своим функциям обеспечивают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, а также служат гарантом законности, обладают возможностью предварительного воздействия на нормы права в регулировании общественных отношений. Юридические факты требуют их установления и доказательства. Отправной точкой здесь является юридически значимая ситуация, факт которой требуется доказать. Под доказательствами понимаются фактические обстоятельства, вовлеченные в юридический процесс и через него связанные с наступлением правовых последствий. Доказательство завершается оценкой.
Для установления юридического факта необходимо, чтобы юридические доказательные факты и доказательства ни отождествлялись, ни разрывались, а имели статус тождественных элементов процесса правового познания. В ходе установления юридического факта происходит преобразование информации о фактах, т.е. из разрозненной – в систематизированную, из вероятностного знания – в достоверное. Это позволяет дать этим фактам юридическую оценку (квалифицировать), т.е. признать или не признать за ними качество юридического факта (юридического состава).
Без надлежащего оформления юридические факты сами по себе существовать не могут. Социальное обязательство только тогда порождает правовые последствия, когда оно определенным образом зафиксировано и установлено законными средствами в правоприменительном процессе. Например, без надлежащей регистрации нельзя признать юридическими фактами наличие трудового стажа, уровня образования, потребности в жилье и т.д. Порядок фиксации и удостоверения юридических фактов в каждой конкретной области общественных отношений устанавливают отраслевые нормы права.
Юридическая техника включает в себя совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления, систематизации и учета юридических документов. Она подразделяется на законодательную (правотворческую) технику, технику систематизации и учета нормативных актов.
Юридическая техника нацелена на рационализацию юридической деятельности, достижение ясности, простоты, краткости, определенной стандартности, единообразия юридических документов. Она включает в себя совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных актов. Юридическая техника рассчитана на рациональное, адекватное урегулирование общественных отношений, четкое, недвусмысленное и, в то же время краткое изложение нормативных актов.
Юридическая техника действует по своим правилам, включающим:
▪ правила, определяющие внешнее оформление нормативных актов. Каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты; название вида нормативного акта (закон, указ); название издавшего его органа, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования; дата, номер и место принятия нормативного акта. Обязательным реквизитом нормативного акта является подпись соответствующего должностного лица;
▪ правила, характеризующие содержание и структуру нормативного акта. Нормативный акт должен иметь четко определенный предмет регулирования. Он рассчитан на регулирование однородных общественных отношений и не должен регулировать отношения разного рода и типа. Нормативный акт не должен изменять или отменять нормы, регулирующие отношения отличные от тех, которые регулируются настоящим актом. В нормативном акте должны быть решены все вопросы, относящиеся к регулированию данных отношений. Не должно оставаться никаких пробелов. Желательно, чтобы нормативный акт не имел исключений и ссылок. Крупные акты могут иметь две части кроме титула – вводную (преамбулу) и постановляющую. Преамбула содержит причины, поводы, цели издания нормативного акта, тогда как постановляющая часть – нормы права (в конце она может содержать предписания, определяющие время и порядок вступления нормативного акта в силу). Крупные нормативные акты должны подразделяться на главы, разделы, части. Глава нормативного акта в свою очередь может содержать статьи, подразделяющиеся на части, пункты или параграфы.
Правила и приемы изложения норм права (язык нормативных актов) нацелены на четкое, краткое и определенное изложение норм права. Существуют специальные требования к языку нормативного акта: формулировки норм права должны иметь определенную стандартность, стереотипность, грамматическое единообразие; терминология нормативных актов должна быть единой (должны использоваться общепризнанные в науке и практике термины); формулировки должны быть доступными для понимания.
Способы (приемы) изложения норма права различаются:
▪ по форме предложения, в котором выражена норма - нормативное или повествовательное, утвердительное или отрицательное предложение;
▪ по степени обобщенности, абстрактности изложения (абстрактный или казуистический);
▪ по степени полноты изложения – прямой, ссылочный, бланкетный.
Юридическая практика - деятельность по изданию (толкованию, реализации и т.п.) юридических предписаний, учитывающая накопленный социально-правовой опыт. Она характеризуется следующими признаками:
- является разновидностью социально-исторической практики;
- важнейшим компонентом правовой системы общества;
- образует существенную часть культуры общества;
- проявляет общественную, коллективную природу, предполагает соответствующие формы сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами, а также несет в себе совокупный продукт совместной деятельности, накопленный посредством социально-правового опыта;
- направлена на объективно-реальное изменение окружающей действительности;
- способствует целенаправленному изменению общественной жизни, благодаря изданию новых или изменению уже существующих нормативно-правовых предписаний, их толкования и конкретизации, использования и применения;
- при возникновении материальных, политических, социальных и иных изменений, создаются и соответствующие юридические последствия;
- сама юридическая практика опосредована (урегулирована) правом и иными социальными нормами;
- юридическая практика есть специфическое производство, соответствующим образом организованное и спланированное, где есть необходимые производители и потребители, средства и методы, технология и техника;
- юридическая практика влияет на все стороны жизни общества, способствуя или тормозя развитие происходящих в нем процессов.
У юридической практики имеется своя структура, под которой понимается такое расположение основных ее элементов и связей, которое обеспечивает ей целостность, сохранение объективно необходимых свойств и функций при воздействии на нее разнообразных факторов действительности.
Существуют внешние формы (юридические акты-документы, в которых закрепляются правовые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные решения) и внутренние формы (способы организации, внутренней связи элементов содержания, к которым относится процедурно-процессуальное оформление практики, определяющее круг ее субъектов и участников, объемы их процессуальных прав и обязанностей, условия вступления в правовой процесс и выбытия из него, порядок оперирования средствами и методами, сроки и время совершения действий, процессуальные гарантии, условия и процедура принятия и исполнения решений, порядок их закрепления и опротестования (обжалования) и др. процедурные требования, связывающие в единое целое разнообразные свойства и элементы осуществляемой практической деятельности) юридической практики.
Функциями юридической практики (относительно обособленными направлениями однородного ее воздействия на субъективную и объективную реальность) являются правонаправляющая (ориентирующая), правоконкретизирующая и сигнально-информационная функции.