Доклассическая философия (натурфилософия) (VII-Vвв.дон.э.)

Доклассический период в развитии античной философии называют также досократическим (или досократовским) — от имени древнегречес­кого мыслителя Сократа, положившего начало классической философии. Ее особенностью была неразделенность собственно философских и естественно-научных знаний. Первые греческие философы- досократики: Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н. э.), Анаксимандр (611-545 гг. до н. э.), Анаксимен, Гераклит (ок. 544-ок. 483 гг. до н. э.), Пифагор (вторая половина VI-начало V вв. до н. з.), Демокрит (ок. 460-ок. 371 гг. до н. э.) были также и уче­ными-естествоиспытателями, механиками, математиками.

Доклассическая философия (натурфилософия) (VII-Vвв.дон.э.) - student2.ru Доклассическая философия (натурфилософия) (VII-Vвв.дон.э.) - student2.ru Доклассическая философия (натурфилософия) (VII-Vвв.дон.э.) - student2.ru
Гераклит Демокрит Пифагор

Центральным вопросом учений досократиков был вопрос о первона­чале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь, Анаксимандр —«алейрон» (беспредельное вечное начало, первовещество), Демокрит — атом (мельчайшую и неделимую частицу), Пифагор — число как символ гармонии мира. Выделение первоначал означало переход от частных понятий к выде­лению всеобщего. Символы всеобщего одушевлялись и даже обоже­ствлялись. Такая точка зрения определяется как гилозоизм, или уче­ние о всеобщей одушевленной материи. Крупнейшими достижениями доклассичсской философии стали так называемый стихийно диалек­тический метод Гераклита и атомистическая теория Демокрита.

Гераклит полагал, что все мировые процессы возникают из борьбы противоположностей. Борьба — это способ достижения гармонии, спо­соб существования всего. Движение, изменение, борьба, по Гераклиту, не прекращаются ни на мгновение: «В ту же реку дважды не войдешь», «Все течет, все меняется». Сторонники гераклитовского метода рассмотрения вещей получили в античной философии прозвище «текучих». Их про­тивников стали называть «неподвижными». Впоследствии из этих двух подходов выросли диалектический и метафизический методы познания,

Демокрит выдвинул идею о мельчайших неделимых частицах ве­щества как первооснове мира, названных им атомами (от греч. atomos — неделимый). Атомы, по теории Демокрита, находятся в постоянном движении, отчего и возникают все явления и процессы в природе. Уви­деть атомы (или постичь каким-либо другим чувственным способом) невозможно, но их существование можно осознать разумом.

Зенон (ок. 490-430 гг. до н. э.) считал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно. Он создал целый ряд апо­рий (апория — затруднение, безвыходное положение), доказательств, направленных против признания истинности движения. «Движущий­ся (предмет) не движется ни в том месте, где он находится, ни в том месте, где его нет». Зенон выдвинул апорию «Летящая стрела покоит­ся», согласно ей путь движения состоит из суммы покоящихся точек, и в каждом пункте движения стрела находится в состоянии покоя.

Задание №3: Раскрыть этическое учение, философскую систему идеализма Платона

Наши рекомендации