Проблема инноваций и преемственности в развитии науки (Холтон, Полани, Тулман)

Холтон: в истории науки можно обнаружить сквозные тематические структуры. Они характеризуются чертами постоянства и непрерывности, которые воспроизводятся даже в изменениях, считающихся революционными. Например, идея атомистич.строения вещества формируется в античности, развивается в физике и химии. Изменения и новации органично увязываются с преемственностью. Холтон особое внимание уделяет ситуациям в развитии тематических структур, которые выступают точками роста нового знания. Три главные составляющие этой ситуации: 1) частная наука (деятельность отдельного ученого, творческая активность его личности; 2) публичная наука (фиксируется в публикуемых научных текстах, в которой как бы стираются инд.особ-ти ученого, его мотивация; это объективное состояние науч. знания в опр.период); 3) широкий социокультурный контекст (среда, в которой живет и развивается наука). Акцент он делает на анализе содержат.аспектов истории науки, а соц.факторы и влияние культ.контекста включаются как компоненты, опр. своеобразные рамки иссл.деят-ти. Новации здесь не противопоставляются традициям, а вз-вуют с ними.

Полани. Преемственность в развитии науки не ограничивается только трансляцией в культуру понятий, предст-й и методов науки, но включает в этот процесс ценности и образцы деят-ти по произ-ву науч. знания. Он резко критиковал неопозитивистские воззрения. Полагал, что соц.факторы оказывают влияние на само содержание науч. деят-и, что научная рац-ть опр-ся не только исследуемым объектом, но и культ.-ист. контекстом. Акцентирует наличие невербальных форм знания, которые передаются посредством демонстрации, подражания. В научном познании такие формы также присутствуют – неявное или личностное знание. Неявное знание связано с процессами понимания, оно включено в интерпретацию теоретических терминов. Важную роль играет авторитет лидеров. Сам процесс подготовки специалиста предполагает усвоение невербализованных образцов деят-ти. Спорные выводы: наличие неявного знания делает малоэффективными методологические экспликации норм и стандартов обоснования знания. Он не отрицает, что многие аспекты неявно принимаемых образцов могут быть отрефлексированы и представлены в виде методологических суждений, он не придает этому значения. Конечно, наличие веры и убеждения в спр-ти теории играет свою роль в практике научного исследования. Но для науки не менее важна и критико-аналитическая деят-ть. Одним из ее ключевых аспектов является описание неявно принимаемых учеными предпосылок и образцов и их критический анализ. Особенно важно, когда в науке формируются новые идеалы и нормы.

Проблема ист.изменения идеалов и норм объяснения и обоснования была одной из центральных у Тулмина. Он анализировал ее с позиции эволюц. эпистемологии – распространение эволюц.идей из биологии на область чел.познания. Здесь можно выделить 2 осн.подхода: 1) общ.жизнь – продолжение орг.эволюции, проявление приспособительной активности живого к окр.среде; 2) выводится за скобки онтологические аспекты эволюции и ограничиваются только исп-ем биол.моделей и аналогий при анализе природы науч.познания. Этот подход и был развит в концепции Тулмина. На него решающее влияние оказали работы позднего Витгенштейна. В них был осуществлен поворот от стремления конструировать идеальный язык к исследованию языковых игр ест.языка. Витгенштейн: значение слова не просто является указанием на нек.объект. В языке слова многозначны, и их значение задается их употреблением в опр.контексте (языковой игре). Тулмин стремился с позиции концепции языковых игр выделить связь науки с концептуальным мышлением эпохи, с культ.традицией. ФН должна изучать структуру и функционирование научных понятий и познават. процедур. Понятия всегда объединены в структуры, и важно выяснить, как функционируют концептуальные структуры в том или ином ист. контексте и проследить их ист.изменение. Науч.теория – популяция понятий. Инновации аналогичны мутациям, которые должны пройти через процедуры отбора. Роль таких процедур играют критика и самокритика. Процедуры отбора определяются принятыми в науке идеалами и нормами объяснения, которые складываются под влиянием культ. климата соотв.эпохи. идеалы и нормы задают некую традицию – ядро научной рац-ти. Новообразования на уровне понятийных систем оцениваются с позиций идеалов объяснения. Последние – экологич.ниши, к которым адаптируются популяции. Но сами ниши тоже изменяются под воздействием популяций и социокульт.среды. Новации в системе идеалов и норм также проходят через процедуру селекции, они принимаются, если вносят вклад в улучшение понимания и если вписываются в более широкую социокульт.среду эпохи. После этого может возникнуть новая традиция. Особую роль играет дискуссия, влияние науч.элиты.

Вопрос № 2. Предмет философии науки. Проблема статуса науки. Три аспекта бытия науки: наука как система знания, наука как познавательная деятельность, наука как социальный институт.

Предмет ФН.ФН пытается определить и описать основания науки, основания теор.знания. Фил-я вообще (а не только науки) задается вопросом, как возможна наука, как возможно теор.познание, при каких условиях оно становится науч. Наука является предметом многих научных дисциплин: социология науки, психология науки, экономика науки.

ФН - раздел фил-и, изуч.понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например фил-я математики, фил-я биологии, фил-я физики. ФН как направление западной и отеч.фил-и представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теор.деят-ти. ФН как фил.дисциплина, наряду с фил-ей истории, логикой, методологией, культурологией, исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию (в данном случае к бытию науки), возникла в ответ на потребность осмыслить социокульт.функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. В то время как направление, имеющее название «ФН», возникло столетием раньше.

ФН – теоретическое знание об общих закономерностях и тенденциях научного познания как особой деят-ти по произ-ву научных знаний, взятых в их развитии и рассм-и в ист-ки меняющемся социокульт.контексте.

Технологич.прогресс 20 в. привел в развитых странах к новому качеству жизни. Наука оказывает огромное влияние на форм-е личности: через систему образования, которое ориентировано, прежде всего, на усвоение науч.знаний. Мировоззренч.образы природы, об-ва, чел.деят-ти складываются под влиянием представлений науч.картины мира (НКМ). Образцы науч.рассуждения влияют на логику нашего мышления. Познават.деят-ть не сводится к науке: мы познаем мир в разных формах (обыденное, фил., худож.познание). Наука вз-вует с другими формами.

По мере развития научное знание дифф-тся: новые дисциплины, интегративные связи. Новое знание является результатом как внутридисц., так и междисц.вз-вий. Цель ФН: выявить особенности науч.познания, его структуру, проанализировать познават.процедуры и методы. Рассматривая науку как деят-ть по произ-ву нового знания, важно принять во внимание ист.изменчивость науч.деят-ти. ФН, анализируя закономерности развития науч.знания, обязана учитывать историзм науки: не только накапливаются новые знания, но и перестраиваются ранее сложившиеся представления о мире. В наше время изменился и сам характер науч.деят-ти: на место науки узких сообществ пришла совр.большая наука. Меняются функции науки в жизни об-ва, ее место в культуре и взаимодействие с другими областями культ.творчества. Во второй половине 19 века наука получает расширяющееся применения в технике, становится производит. силой общества, превращается в соц.силу. Возникают новые вопросы: 1) будет ли и дальше меняться облик науки и ее функции? 2) всегда ли научная рац-ть занимала приоритетное место в шкале ценностей или это характерно только для опр.типа культуры? 3) Какие изменения можно ожидать в системе науч.деят-ти? Все это – формулировка проблем совр.ФН.

Предметом ФН являются общие зак-ти и тенденции науч.познания как особой деят-ти по произ-ву науч.знаний, взятых в их развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокульт.контексте.

Совр.ФН рассм-т науч.познание как социокульт.феномен, одна из важных ее задач – иссл-е того, как ист-ки меняются способы форм-я нового науч.знания и каковы мех-змы воздействия социокульт.факторов на этот процесс. Чтобы выявить общие зак-ти, ФН должна опираться на материал истории разл.конкр.наук. Долгое время в ФН в качестве образца для иссл-я структуры и динамики выбиралась математика, но здесь отсутствует слой эмп.знаний, поэтому трудно выявить особенности функц-я теорий, которые связаны с опытом. Поэтому ФН с конца 19в. все больше ориентируется на анализ естественнонаучного знания. Представления модели динамики науки, выработанные на этом ист.материале, могут потребовать корректировки при переносе их на другие науки. часто утверждают, что представления о ест.науках нельзя переносить на область соц.познания. Основания для таких запретов – различение наук о природе и наук о духе (19 век). При этом познание в соц-гум науках и науках о природе имеет и общие черты именно потому, что это науч.познание. Их различие коренится в специфике предметной области: в соц-гум науках предмет включает в себя человека, его сознание. Фиксация такого предмета и его изучение требуют особых методов. Но при всей сложности предмета установка на объективное его изучение является обязательной хар-кой научного подхода. Модели, разработанные в одной сфере познания, могут переноситься на другую, а затем корректироваться, адаптируясь к специфике нового предмета. При этом надо учитывать: 1) философско-методологич.анализ науки независимо от того, ориентирован ли он на ест.или на соц.-гум. науки, сам принадлежит к сфере соц.-ист. познания. Предмет иссл-я– научное знание, его динамика, методы иссл.деят-ти, а это все соц. процессы; 2) жесткая демаркация между науками о природе и науками о духе имела свои основания для науки 19 века, но утратила силу во многом в посл.трети 20 века. В естествознании наших дней все большую роль начинают играть исследования сложных развивающихся систем, которые включают человека и его деят-ть в кач-ве компонента. ФН развивается вместе с наукой. С одной стороны фил-я, опираясь на достижения науки, развивает свои идеи, принципы и категориальный аппарат, с другой активно влияет в кач-ве мировоззренчески-методологич.основы на процессы фунд.науч.окрытий. Оформление ФН в качестве особой области фил.знания – середина 19 века. Термин «ФН» предложен Дюрингом, который поставил задачу разработать логику познания с опорой на достижения науки.

Наши рекомендации