Практическая деятельность
Раздел 1. Что есть философия. Часть 1
Предмет философии
ФИЛОСОФИЯ в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (Пифагор). МУДРОСТЬ – это не всякое знание, а знание наиболее важного, существенного в мире, представляющее интерес для всех разумных существ.
Мудр тот, кто обладает тайной построения мира, смыслом человеческой жизни и предназначением человека. Философы не знают этой тайны, но постоянно находятся в её поиске, в поиске истины. Так, древнегреческий философ Платон считал, что философия – это уподобление богам в меру человеческих сил. Боги же всё знают, а человек стремится постичь то, что есть в мире истинного, божественного, вечного, абсолютного, неизменного. Таким образом, философия есть процесс поиска, процесс философствования.
Философия – это всегда поиск одного общего начала для всех вещей и событий в мире, иначе говоря, - познание ВСЕОБЩЕГО. Но, всеобщее не дано в чувственном восприятии. А то, что дано в чувственном восприятии – это всегда нечто отдельное ограниченное, конкретное, единичное. Всеобщее нельзя воспринять чувственно, то есть увидеть его, услышать, потрогать или указать на него пальцем. Более того, его невозможно и вообразить себе, представить наглядно – его можно лишь мыслить. Вот почему философия – познание всеобщего в мире – есть абстрактное (отвлечённое) мышление, или мышление в наиболее общих понятиях, но не в наглядных образах. «Существам» она противополагает сущность, рассказу – размышление. Философия возникает как упорядоченная последовательность суждений – как рассуждение, опирающееся на внимательное наблюдение фактов и подчиняющееся законам логической связи и вывода.
Зрелая философская мысль определила четыре понятия: ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, ПРЕДМЕТЫ познания и практики, а также ПРОДУКТЫ деятельности (вещи, мысли, общественные организации, сам человек).
ОБЪЕКТЫ – мир в целом, культура, сам человек, его свойства и способности, достигнутый уровень знаний, объективная реальность и мир возможностей.
СУБЪЕКТЫ – разумные существа, отдельные люди, группы или общество в целом, активные в познании и в практической, преобразовательной деятельности. Субъект определяется присущим ему способом преобразования мира и самого себя, как объектов. Вне сферы взаимодействия с объектом субъект не существует и никак себя не проявляет.
ПРЕДМЕТЫ – область непосредственного взаимодействия (отношения) субъекта и объекта. Предметная область – часть объективного мира, в субъектном познании и преобразовании которого происходит процесс конкретизации, уточнения присущих ему свойств. Предмет – это осваиваемая человеком часть объективного мира.
Их взаимодействие выступает в виде практики, труда, представлений, фантазий, иллюзий и истинных знаний.
ПРАКТИКА – начало познания и его завершение, проверка истинности и, конечно, сама приспособительно-преобразовательная деятельность, удовлетворяющая разнообразные потребности людей (общества). Практикапроявляется (существует) в форме способностей, навыков, умений, действий, преобразующих предмет. Всеобщая форма практики – труд Он включает осмысленную деятельность, направляемую целью, планом или приказанием со стороны другого человека. В труде представлен конечный результат в виде мысленного образа или материальной вещи.
Рассмотрим продукты деятельности не в полном объёме, а только в сфере познания, таковы – фантазии, идеалы, истинные знания.
ФАНТАЗИЯ – сложное представление, составленное с помощью воображения из ряда простых представлений об известных вещах. Представления – «кентавры» - это взятые из памяти образы, соединённые между собой посредством ассоциативной связи – по принципу сходства или противоположности признаков (внешних и внутренних). Формируется на основе потребностей, желаний, снов, иллюзий и даже галлюцинаций.
ИДЕАЛ - знание, соответствующее желаниям человека, или представление, в котором предмет очищен от нежелательных для человека свойств. Идеал есть (1) предельное представление; (2) знание о каком-либо явлении, совпадающем со своей сущностью, и, наконец, (3) авторское суждение (субъективное знание).
ИСТИНА – предметное и объективное знание (информация), или, иначе, знание, соответствующее предмету.Истина неантропоцентрична. Одной истиной могут владеть в равной мере все разумные существа, включая инопланетян.
Уровни субъект-объектных отношений:
8. Философия – высший уровень сложности, наиболее абстрактный
7. Наука
6. Право
5. Религия
4. Мораль
3. Искусство
2. Мифология
1. Обыденное сознание – низший уровень абстрактного мышления
Практическая деятельность
АБСТРАКЦИЯ – способ обобщения и отвлечения мысли от частного и субъективного, привнесённого в предмет человеком, способ выделения самого существенного. Абстрагирование осуществляется одновременно с конкретизацией предмета познания, поскольку абстрагирование предполагает выявление сущности предмета, его общих и всеобщих свойств. Таким образом, абстрагирование, направленное на познание сущности, максимально подгоняет его в соответствие с данным (конкретным) предметом. Недаром Гегель говорил: «Истина всегда конкретна».
Познавая объекты, мы определяем (очерчиваем) предметную область познания, осуществляем конкретизацию предметного знания, и в то же время повышаем уровень абстракции.
Например, круглый объект – абстракция. Предмет почти не выделен из великого множества объектов.
Объект круглый и красный – незначительная конкретизация, уровень абстрагирования низкий.
Круглое, красное, вкусное, растёт на дереве и созревает в начале осени. Это уже весьма конкретное знание. Оно достаточно предметное. Но всё-таки чего-то не хватает. Приходится добавлять ещё свойства, делать знание многосторонним и углублённым.
Только тогда мы получим: круглое, крупное, румяное, кисло-сладкое, растущее на дереве, созревающее осенью, с гладкой кожицей, с маленькими косточками в середине, с витаминами С, Р, В, Д, содержащее железо. Такой уровень конкретизации позволяет говорить уже о сущности предмета. Несомненно, что мы выделили предмет из области объективного мира. Его уже не перепутаешь ни с каким другим.
Заметьте, этот уровень конкретизации на сегодняшний день уже стал обыденным: большинство уже знает, что эти свойства принадлежат яблоку.
Потому так важен исторический аспект процесса конкретизации предметного знания. Он даёт понять, что уровни сознания, возвышающиеся над обыденным сознанием, достигли своего высокого положения за счёт прогресса познания. Вне прогресса познания невозможно было бы повысить уровень сознания (взаимоотношения) субъекта и объекта.
Существенным моментом конкретизации предметного знания и обособления предметной области объективного мира за счёт умения абстрагировать является метод познания. МЕТОД – это способ познания. МЕТОДОЛОГИЯ – это наука, или область знаний о рациональных, то есть эффективных, оптимальных способах познания предмета.
Процесс конкретизации предметного знания включает в себя процесс углубления в сущность познаваемого предмета, многосторонность его охвата, а также целостность и системность знания о предмете.
В истории познания вырабатывались формы конкретизации предметного знания, которым соответствовали следующие уровни абстрагирования:
ОБЫДЕННОЕ ПОЗНАНИЕ – уровень конкретизации низкий (односторонность, поверхностность). Уровень абстрагирования также низкий (фиксация частностей, субъективизм). Цель – обыденные повседневные дела.
МИФОЛОГИЯ – опора на авторитет древнего знания, независимо от того, истинное оно или ложное, несамостоятельность, некритичность (отсутствие сомнений в объективности поступающей информации).Целостность представлений об объекте достигается путём воображения. Предметное знание строится с помощью обыденного познания и фантазии. Уровень конкретизации ещё низкий. Абстрагирование осуществляется путём фантазийного отвлечения от частностей. Сущность определяется, как правило, не путём систематического исследования, а с помощью фантазии.
ИСКУССТВО – способ построения искусственного мира (через удвоение мира реального) с помощью художественных образов, из которых формируется художественное произведение. Художественное произведение – это мысленная или материальная модель объекта, приносящая эстетическое удовольствие за счёт эмоционального переживания вызванного содержащимися в нём художественными образами.
Поскольку целью искусства является общезначимое переживание (чувство) и сопереживание, а не истинапостольку предмет выделяется из мира объектов специфическим способом, здесь главное не содержание, а форма, не выявление сущности, а кодирование общезначимого чувства, или, иначе, кодирование в художественном образе отношения автора к объекту. Так, если изображено дерево, то не столь важны его ботанические характеристики, а важна форма изображения, которая кодирует отношение (чувство) автора к объекту, тем более, если это дерево – символ (метафора), означающий жизнь, судьбу, образ самого автора. Это отношение и становится предметом познания и сопереживания (со стоны зрителя). В этом суть конкретизации предметного знания и предметного переживания (чувства). Оценка художественных произведений осуществляется на основе эстетических критериев: прекрасное-безобразное, возвышенное-низменное, трагическое-комическое.
МОРАЛЬ – способ упорядочения отношений между людьми в обществе. Или система норм, обеспечивающая определённый порядок в обществе, его воспроизводство, трансляцию из поколения в поколение с определённой мерой «ошибок», новаций и т.д. Способом, обеспечивающим соблюдение норм, является система санкций, критерием которых является уровень общезначимости мнения людей, судящих о поступках и намерениях. Оценка моральности поведения осуществляется на основе моральных категорий: добро – зло, справедливость, честность и т.д. Конкретизация предмета (поступков) осуществляется путём включения его в систему морали данного общества. Если поступок остаётся за пределами морали группы, значит, он никак не конкретизирован и остаётся на первичном абстрактном уровне, типа «не наш», «чужой» и т.д. Таков Демон М.Ю.Лермонтова, по отношению к которому реализуются только эстетические оценки, но не моральные.
РЕЛИГИЯ – система взглядов, в основе которых лежит вера в сверхъестественное. А именно вера в спасение души. Душеспасение и утешение является целью религиозной деятельности. Следовательно, предметом религии становится такое отношение человека и мира, при котором человек обретает своего рода бессмертие (бессмертие души) и вечное блаженство. Конкретизация предмета достигается не путём углубления в сущностьпредмета, а путем формирования веры как особого чувства иррациональной убеждённости в реальности (истинности) сверхъестественных свойств отношений человека и мира. Как правило, олицетворением таких отношений становится Бог, пророк святой или предметы культа (поклонения) – мощи, святыни и пр.
ПРАВО – система норм, обеспечивающая общественный порядок подкреплённая мощью и силой государства. Государство – организация, охраняющая неприкосновенность политико-правовых норм и определяющая санкции к нарушителям. Правые нормы, порядок – цель деятельности профессионалов, а потому уровень конкретизации предмета достаточно высок. Предмет познания – государство.
НАУКА – система знаний и деятельности, целью которых является истина (истинное знание). Конкретизация предмета осуществляется путём систематического, методического процесса выделения познанного в сфере непознанного, отделения знания от незнания и, соответственно, расширения сферы знания за счёт особых познавательных процедур – логического доказательства, подкреплённого математикой, и эксперимента.
ФИЛОСОФИЯ – высший уровень конкретизации знания и высший уровень абстрагирования, когда сущностьпознаётся только на уровне всеобщего. Предмет философского знания конкретизирован в высшем смысле, то есть включает в снятом виде всё человеческие знания о мире, выражая их в виде философских категорий – предельно общих понятий о мире, человеке и отношений между ними. Всеобщий предмет философии – смысл индивидуальной жизни, смысл истории человечества, смысл бытия вещей.
Аристотель полагал, что боги сотворили мир, а философы затем пытаются подняться над миром, чтобы познать и оценить его как целое – и в этом они подобны богам.
Эпикур же рассматривал философию как науку о счастье. Он писал, что философия не может дать нам истину о мире, но может указать путь человека к счастью. Тот, кто считает, что время для занятий философией ещё не пришло, подобен тому, кто полагает, что время для счастья ещё не наступило.