Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В курсе предусмотрены три формы контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Система оценки прогресса студентов – рейтинговая, которая позволяет в наиболее адекватной форме обобщить и объективно оценить знания, умения и владения (приобретенный опыт) учащихся.
Оценка достижений студентов производится на основе 100-балльной (семестровой) шкалы. Каждому виду деятельности студентов присваивается свой «коэффициент успеха», что позволяет учащимся набрать определенное количество баллов, свидетельствующее об уровне освоения ими дисциплины, которое, представленное в числовом выражении, соотносится с традиционными оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Входной контроль: решение задач на определение уровня формирования философского мышления (на предмет выявления предпосылочного знания и предпосылочных компетенций).
Цель: выявить уровень эрудированности и подготовленности студентов к усвоению материала дисциплины.
Входной контроль не оценивается!
Промежуточный контроль: работа на семинарских занятиях (каждое семинарское занятие предполагает новую форму проективной деятельности); участие в деловых играх, диспутах; генерирование гипотез (построение моделей) развития политических, экономических, экологических, демографических и иных ситуаций; участие в моделировании политического диалога; участие в проблемных дискуссиях; индивидуальный анализ исторических текстов.
Цель: оценить промежуточные итоги деятельности студентов, понять «проблемные места».
Итоговый контроль: экзамен/зачет (тестовая работа)
Итоговая оценка складывается исходя из следующих форм промежуточного контроля:
Посещение лекций оценивается максимально 5 баллами. По итогам курса студент предоставляет тексты лекций.
Логически правильный и аргументированный ответ в ходе семинарского занятия – 1 балл, но не более 3 баллов за занятие, то есть не более 30 баллов за блок семинарских занятий. На семинарских занятиях студент должен продемонстрировать умение использовать полученные на лекциях теоретические навыки в ответах на поставленные вопросы и при решении практических заданий.
Безошибочно выполненная тестовая работа – максимум 30 баллов.
Выступление в рамках дискуссии оценивается максимум 3 баллами, но не более 20 баллов за дискуссионный и аналитический блок. Студент в рамках часов, отведенных на самостоятельную работу по курсу, готовится к выступлениям в дискуссиях, монологам, диалогам, участию в ролевых и деловых играх и т.п., что призвано отразить возможности практического применения полученных знаний в контексте учебного направления и направления подготовки.
Экзамен проходит в форме собеседования. В билете 2 вопроса. Максимальное количество баллов за зачет (экзамен) – 15 баллов.
Курс считается освоенным, если студент набирал не менее 70 % от максимально возможного количества баллов. Дифференцированная зачетная (для повышения самооценки студента и учебной мотивированности) или экзаменационная оценка определяется в соответствии со следующей градацией:
· 100−85 − «отлично» (зачет)
· 84−70 − «хорошо» (зачет)
· 50−69 − «удовлетворительно» (допуск к зачету/экзамену)
· менее 50 − «неудовлетворительно» (отсутствие допуска к зачету)
Тестовый материал по философии.
Данный материал[44] предназначен для подготовки к итоговому контролю по курсу философии. Правильные ответы выделены курсивом. За каждый тест возможно набрать 30 баллов. За каждый верно отвеченный вопрос ставится 1 балл, если в вопросе требуется выбрать несколько правильных ответов, то за каждый верно выбранный ставится пропорциональное количество баллов от 1. Например, если в вопросе предлагается выбрать не менее двух правильных ответов, и правильных всего три, то за каждый правильный ответ ставиться 0,33 балла.
Вариант №1
Задание №1
Характерными чертами философского знания являются …
Укажите не менее двух вариантов ответа
· предания предков
· связь с историческим временем
· стремление к критике
· рациональное знание
· вера в сверхъестественное
Задание №2
Классическими разделами философского знания являются…
Укажите не менее двух вариантов ответа
· биология
· гносеология
· онтология
· искусствознание
Задание №3
Роль критической функции философии заключается в том, чтобы …
Укажите не менее двух вариантов ответа
· подвергать сомнению существующее знание
· расширять границы познания
· прогнозировать изменения в различных областях
· формировать идеалы и ценности
Задание №4
Предпосылками возникновения философии являются…
Укажите не менее двух вариантов ответа
· появление мифов
· попытка объяснить явления природы
· развитие демократии в древнегреческих полисах
· появление человека разумного
· отделение рационального знания от мифологического
Задание №5
Установите соответствие между основными философскими школами и направлениями древнеиндийской философии.
1. Вайшешика, санкхья
2. Локаята, джайнизм
· неортодоксальное 2
· ортодоксальное 1
· социально-политическое направление
Задание №6
Аристотель в сочинении «Метафизика» выделил четыре причины бытия, каждая из которых выполняет определенную функцию в становлении и существовании каждой вещи. Установите соответствие между причинами бытия и понятиями, выражающими их функции.
1. Материальная
2. Формальная
3. Движущая
4. Целевая
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
· сущность 2
· субстрат 1
· энергия 3
· эвдемония
· энтелехия 4
Задание №7
Проблема универсалий в средневековой схоластике решалась следующими направлениями:
Укажите не менее двух вариантов ответа
· номинализмом
· реализмом
· рационализмом
· концептуализмом
· эмпиризмом
Задание №8
Эмпиризм Ф. Бэкона основан на критическом исследовании того, что мешает адекватному познанию: заблуждений человеческого ума, или «идолов». Установите соответствие между видами «идолов» и их характеристиками.
1. «Идолы рода»
2. «Идолы пещеры»
3. «Идолы рыночной площади»
4. «Идолы театра»
Укажите соответствие для каждого нумерованного элемента задания
· вера в авторитеты 4
· ограниченность органов чувств и мышления 1
· индивидуальные особенности психики 2
· экспериментальные данные
· неправильное словоупотребление 3
Задание №9
Социальная система, по К. Марксу, функционирует в соответствии с объективными законами, определяющими ее структурную иерархию. Расположите структурные элементы общественно-экономической формации в порядке от базиса к надстройке.
Укажите порядковый номер для всех вариантов ответов
· политические отношения 4
· идеология 5
· производственные отношения 2
· производительные силы 1
· социальные отношения 3
Задание №10