Системотехническое и социотехнического проектирования

Cоциотехническое проектирование

Социотехническое проектирование – это проектирование без прототипов; оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической сфере или в культуре в целом.

Его можно охарактеризовать как особое проектное движение, состоящее из различных видов деятельности: производственной, эксплутационной, традиционного проектирования и т. п. Проектирование тесно переплетается с управлением, программированием, прогнозированием и организационной деятельностью.

Если рассмотреть основные проблемы социотехнического проектирования на примере библиотечного дела, то там особенно остро стоит задача внедрения, когда отдельные стадии реализации проектов уточняются на основе опыта функционирования уже выполненных на предыдущих стадиях блоков проектируемой системы. В связи с этим возникает сложная проблема организации и реорганизации самой проектной деятельности, процесса (точнее, цикла) проектирования. Данную функцию выполняет методология проектирования, которая обеспечивает связь проектирования с другими сферами (например, формированием фондов и библиотечным обслуживанием), учитывая динамику каждой из этих сфер.

Системотехническое проектирование

Во второй половине XX в. наряду с прогрессирующей дифференциацией инженерной деятельности по различным её отраслям и видам нарастает процесс её интеграции. А для осуществления такой интеграции требуются особые специалисты – инженеры- системотехники. Анализ системотехнической деятельности показывает, что она неоднородна и включает в себя различные виды инженерных разработок и научных исследований. В неё оказываются вовлечёнными многие отраслевые и

академические институты; над одними и теми же проектами трудятся специалисты самых различных областей науки и техники. В силу этого координация всех аспектов системотехнической деятельности оказывается нетривиальной научной, инженерной и организационной задачей.

Системотехническая деятельность представляет собой комплексный вид деятельности, включающий большое число исполнителей и функций. Целью её является создание больших технических систем и в связи с этим – организация всех работ и специалистов, привлечённых к этой разработке. Каждую научную дисциплину, участвующую в создании сложной технической системы, фактически представляет тот или иной специалист как член бригады проектировщиков. Большинство или все члены такой бригады должны быть «учёными-универсалистами». Задача инженера-системотехника состоит в организации различных специалистов при проектировании системы. Можно выделить «горизонтальную» и «вертикальную» структуры системотехнической деятельности. Эти структуры отражают существующую в системотехнике связь работ и специалистов: первая соответствует типам компонентов и аспектов системы (создание машинных блоков, проектирование «плоскости соприкосновения» человека и машины, разработка экономических, организационных и социальных аспектов системы и т.п.), вторая соответствует общей последовательности работ системотехнической деятельности (инженерное исследование). В качестве важнейших компонентов системотехнической деятельности выделяются также методическая деятельность и научно-техническая координация.

Естественные социальные и гуманитарные науки

Естественные науки

Естественные, или природные («естество» - природа), науки— это раздел науки, отвечающий за изучение всех внешних по отношению к человечеству, природных явлений. Возникновение всех естественных наук связано с изучением и применением натурализма к научным исследованиям. Основные принципы натурализма и естественных наук ставят перед собой цель изучать и применять все законы природы, не внося в них законы, которые вносятся человеком, а именно - исключая произвол человеческой воли. Само понятие о естественных науках и исследованиях введено для их размежевания гуманитарными и социальными науками.

Со времени общее направление всего естествознания разделилось на разнообразные научные направления. Естественные дисциплины являются обязательными к изучению на начальном, среднем уровнях во всех средних учебных заведениях. Более глубокие знания в естественных науках можно получить в высших учебных заведениях.

Социальные науки

Социальные науки — это определенная группа дисциплин, пытающиеся дать определение и изучают абсолютно все аспекты сущности и бытия человека в его общественной деятельности и социуме. Социальные науки отличаются от искусства тем, что используют проверенный научный метод и всевозможные научные стандарты и факторы, которые дают объяснения в исследовании человечества и его поведения, включая качественные и количественные научные методы изучения социальных факторов.

Социальные науки, в учении и объективных и межсубъективных или структурных аспектах общества и социума, часто упоминают как гуманитарные науки.

Общественные или социальные науки изучают разнообразные стороны жизни человека. Также, данный термин применяют в единственном числе и смысле обществоведения, и в этом случае он является синонимом социологии и всех социальных дисциплин.

Очень близко с социальными науками находятся гуманитарные науки, которые изучают духовную и моральную сторону жизни человека в социуме. Самой старой из с оциальных наук, как правило, считают политику.Социальные дисциплины имеют большое сходство с гуманитарными науками, но исследуют немного разные факторы познания человечества.

Гуманитарные науки

Гуманитарные науки – перечень научных дисциплины, которые пытаются изучить человека в сфере его общественной, духовной, культурной, умственной, нравственной деятельности. По объекту, методология предмета изучения гуманитарных наук часто пересекаются или отождествляются с социальными науками, при этом противопоставляясь всем естественным и точным наукам, основываясь на критериях метода и предмета.

К ключевым направлениям развития гуманитарных наук можно отнести:

1) Лингвистика – гуманитарная наука, изучающая языки.2) Литературоведение - гуманитарная наука, старающаяся понять всю художественную литературу как общее явление человеческой культуры за весь период ее существования.3) Музееведение4) Педагогика – гуманитарная наука о обучении, образовании и воспитании человека. 5) Право – один из видов «рычагов» регуляции общественных отношений 6) Философия – гуманитарная дисциплина, которая изучает самые общие существенные характеристики и основательные (фундаментальные) принципы бытия и реальности познания; 7) Эстетика – изучение эстетического восприятия мира человеком, его действительность, его законы и нормы, его формы и типы; 8) Этика – подразумевает собой философское исследование нравственности и морали гуманитарных отношений в обществе.

Стоит отметить, что гуманитарные науки, зачастую, не дают достоверных факторов, относительно тех или иных действий человека в социуме. Гуманитарные науки лишь исследуют причины и факторы совершением человека некоторых действий, с помощью которых можно сформулировать его дальнейшее поведение.

Наши рекомендации