Глава 2. древнеиндийская философия
Философия зародилась в Индии в середине I тыс. до н.э. на базе ведийской мифологии, запечатленной в священных книгах — ведах. Веды формировались во второй половине II — начале I тыс. до н.э. и существовали сначала только в устной форме1.
Таблица 6. Веды
Название | Основное содержание |
Ригведа | Собрание 1017 гимнов (самхит), обращенных к ведическим богам |
Самаведа | Описание правильного произнесения гимнов Ригведы (во время жертвоприношений) |
Яджурведа | Описание правильного ритуала, в котором произносятся гимны Ригведы |
Атхарваведа | Собрание заклинаний, обращенные к богам, демонам, духам и т.п. |
В первой половине I тыс. до н.э. возник еще ряд текстов, отнесенных к священным (литература шрути), все эти книги считались «богооткровенными», т.е. полученными людьми от богов.
К священным текстам примыкает литература смрити — различного рода комментарии и истолкования священных текстов. Литература смрити уже не считается богооткровенной — это книги, созданные людьми для разъяснения божественных истин. Основной жанр лите-
1 Письменность в Индии появилась только в середине I тыс. до н.э., т.е. первоначально — на протяжении многих столетий — веды существовали и передавались исключительно в устной форме.
Таблица 7. Система священных текстов (шрути)
Тип текстов | Основное содержание |
Веды | Гимны и заклинания, описания ритуалов |
Брахманы | Комментарии к ведам |
Араньяки (книги лесных отшельников) | Комментарии к ведам, предназначенные для отшельников |
Упанишады (сидение у ног учителя — для постижения сокровенного знания) | Религиозно-философские тексты |
ратуры смрити — сутры1. Именно в жанре сутр написано большинство древнейших философских трактатов.
Отдельные философские идеи можно встретить уже в Ригведе, особенно в ее последней части (десятой мандале). Но о формировании собственно философии можно говорить только в связи с древнейшими упанишадами2.
К числу важнейших философских понятий и идей, присутствующих в Ригведе, необходимо отнести понятие «пуруша», «рита» и «сансара».
Пуруша
Пуруша — в чисто мифологическом плане выступает как первочеловек, зародившийся из хаоса; принесение его в жертву привело к возникновению мира (из его дыхания возник ветер, из одного глаза — солнце, из другого — Луна и т.п.). В философской трактовке пуруша — это безличное духовное начало, пронизывающее весь мир.
Рита
Рита — это некий космический порядок, закон или закономерный ход вещей3. Рита предшествовала возникновению чувственного мира, телесный мир — это всего лишь проявление риты. При этом рита — это не только физический закон, но и моральный, которому подчиняются живые существа.
1 Сутра — букв. «нить», книги в жанре сутр писались ритмизованной прозой в виде двустиший.
2 К упанишадам в индийской традиции относят 108 книг, создававшиеся с VI в. до н.э. и по XVI в. н.э.; говоря о древнеиндийской философии, имеют в виду прежде всего упанишады, созданные в I тыс. до н.э.
3 Аналогичное понятие встречается в большинстве древних культур («дао» в Китае, «рта» в зороастризме и т.д.). В основе этой идеи лежит наблюдение за природой, где фиксируется некий неизменный ход вещей (круговорот сезонов, смена дня и ночи, лунные и солнечные циклы и т.д.).
Сансара
Сансара – буквально означает «прохождение через что-нибудь, беспрерывное перерождение». Это понятие базируется на представлении о родстве всего живого, т.е. обладающего душами. Душа бессмертна, и после смерти тела она вселяется в новое тело — человека, животного, растения или даже бога.
В упанишадах в роли бога — творца мира фигурирует бог Брах-ма(н), в философской интерпретации он выступает как высшая сущность мира, безличное божественное начало всего сущего. В упанишадах же получают разработку такие важнейшие понятия индийской философии, как «карма» и «сансара». Сансара (переселение душ) происходит в соответствии с законом кармы. Понятие кармы сформировалось на базе ведического понятия «риты».
Карма
Карма — это причинно-обусловленный закон судьбы и одновременно та сила, которая порождается действием и способна приносить плоды определенного вида. Любой поступок, совершаемый человеком (или даже богом), влияет на его карму — улучшая или ухудшая ее. Каждый хороший поступок, совершенный в данной жизни, приводит к тому, что в этой или одной из последующих жизней с данным человеком случится нечто хорошее; аналогично, плодом любого плохого поступка является какое-либо несчастье. Понятие «кармы» использовалось и активно обсуждалось во всех школах индийской философии, получая несколько различную трактовку (табл. 8).
Таблица 8 Происхождение и сущность кармы
Происхождение и сущность кармы | Школы |
Закон кармы устанавливается богом, бог сотворил мир в соответствии законом кармы | Ньяя, Вайшешика |
Закон кармы не зависит от бога, этот закон присущ самому миру | Буддизм, джайнизм, санкхья, миманса |
Но во всех философских школах считается, что на карму влияют только поступки, совершенные под влиянием страстей, а бескорыстные и бесстрастные поступки не имеют кармических последствий и могут даже разрушать прошлую карму. Наша нынешняя судьба — это результат кармы, возникшей под влиянием наших же поступков в прошлом. Но наши нынешние действия могут преодолеть эту судьбу: отсюда открывается определенный путь к освобождению — уходу от власти кармы.
Схема 9. Древнеиндийская философия