Основной вопрос философии: об отношении сознания к материи
Козлов М.Н.
ФИЛОСОФИЯ
Севастополь 2009
Автор Козлов М.Н. Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой Общегуманитарных, естественнонаучных дисциплин и основ изучения профсоюзного движения
Рецензенты Артюх П.И. доктор политологических наук, профессор, декан Юридического факультета Института экономики и права Международной академии труда и социальных отношений
Шурыгин Ю.Н. кандидат философских наук, доцент кафедры Философских наук Николаевского государственного университета имени В.О. Сухомлинского
ВВЕДЕНИЕ
Изучение любой отрасли знания связано с ответом на вопрос, зачем это нужно. И если практическую значимость физики, химии, биологии и ряда других наук видно «невооруженным глазом», относительно философии может возникнуть вопрос, зачем она магистру фармации, ведь философия не способствует выполнению узкопрофессиональных функций.
Но у человека всегда возникает потребность осознать целостность мира, свое место на Земле, а это находит проявление только в философии. Изучение философии в вузе — это не просто дополнение к формированию специалиста, это, прежде всего, основа формирования духовного мира человека, который благодаря философии осознает себя как личность, как специалист.
В этой книге в краткой форме дается систематизированное представление об основных идеях, течениях, теориях, которые сложились, напластовались в течение многих веков и сегодня составляют сокровищницу философской мировой мудрости.
Автор признателен рецензентам учебника — П.И. Артюху. и Ю.Н. Шурыгину замечания и предложения по обогащению содержания и целесообразному структурированию текста.
Понять закономерности развития природы, общества, мышления человека студенту помогут основные философские категории, законы, принципы, изложенные в данном учебнике.
Более подробно освещаются проблемы развития философии в Украине, поскольку эта тема недостаточно раскрыта в доступной студентам литературе, и методологические проблемы научного познания, столь необходимые будущему специалисту, научному работнику.
Бернард Шоу в шуточной форме отметил, что, обмениваясь яблоками, каждый имеет по одному яблоку, а обмениваясь идеями — по две идеи будет иметь каждый из собеседников. Так, читайте, думайте, осмысливайте… Давайте будем мудрее, эрудированнее, увереннее, а это
придаст ощущение собственной значимости в мире, который мы охватываем в своих философских раздумьях.
Надеюсь, изложенный в книге материал добавит вам осмотрительности и здравого смысла в вашей ориентации в современном мире. Предложенные вашему вниманию категории, концепции, идеи могут стать подспорьем в становлении вашей личной философской системы, помогут разобраться в сложной жизненной ситуации, добавят вам достоинства, оптимизма и надежды в таком непростом и неспокойном мире. Пусть трудятся ваши ум и душа над главным вопросом для каждого человека: «Если не я за себя, то кто за меня, но если я только для себя, зачем я?»
Раздел I
ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ И РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ
Тема 1. МИР И ЧЕЛОВЕК — ГЛАВНЫЙ ПРЕДМЕТ И ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФСКИХ ИСКАНИЙ
Жизнедеятельность человека — это
Мировоззрение
сложный процесс сознательного, целе-
Как духовно-
направленного, преобразующего воздей-
Практический
ствия на окружающий мир и на самого
Феномен
человека для обеспечения своего существования, функционирования, развития. Можно сказать, что с появлением человека образовался целостный, поистине человеческий мир, который предстает не просто как природа, материя, а как действительность человеческих сущностных сил. Различные стороны этого мира, играя существенную роль в жизнедеятельности человека, отражаются в сознании. Осознание значения различных его сторон для обеспечения существования, функционирования, развития человека находит свое выражение в различных формах общественного сознания. Каждая из них представляет собой не только отражение определенной стороны действительности, но и является фактором, обеспечивающим ориентацию человека, обусловливает направленность его целеполагающей деятельности в данной сфере жизни. Например, наука, рассматриваемая с точки зрения ее особенностей как формы общественного сознания, вооружает человека знанием свойств, связей, законов объективной действительности; нравственное сознание выступает как осознание людьми зависимости их жизнедеятельности от характера взаимных отношений друг к другу во всех сферах жизни. Это осознание выражается в правилах, нормах, принципах, определяющих характер поведения людей, их поступков. Это же можно сказать и о других формах общественного сознания.
Однако перед человеком возникает потребность осознать не только отношение к различным сторонам мира, но также к миру как определенной целостности, к самому себе. Такое осознание находит свое выражение в философии. Философия является одной из важнейших и древних форм мировоззрения. Буквально термин «философия» (phileo — люблю, sophia — мудрость) обозначает любовь к мудрости. Это этимологическое значение исчерпывает, определяет содержание философии, ведь речь идет о способности человека осмыслить сущность мира, в котором он живет, подняться до осознания смысла своей жизни, что и составляет суть мудрости. Существует мнение, что философ и математик античности Пифагор (VІ в. до н. э.) был первым, кто
называл себя философом. Древнегреческий философ Платон (V в. до н. э.) употреблял термин «философия» как познание сущего. Вслед за ним Аристотель (IV в. до н. э.) считал задачей философии анализ причин вещей.
Первые философские системы появились примерно 2,5 тысячи лет тому назад. Возникновение философии исторически совпало с возникновением научного знания. Она сложилась как первая историческая форма теоретического знания. Точнее, все знания, как-то отличающиеся от мифологии и религии, были названы философией.
По мере накопления специальных научных знаний началось размежевание между отдельными областями знания. Уже в античности из единого нерасчлененного знания произошло выделение математики, астрономии, физики, медицины и других наук. Одновременно происходило изменение и развитие самого философского знания. Предметом философии, в отличие от естественных и технических наук, оказалась область духовной деятельности человека, в основе которой лежит осознание этой деятельности, ее смысла, цели, предназначения человека в мире.
Философия — это учение о человеке, его месте в мире. Она исследует общие закономерности природы, общества и человеческого мышления. В философии концентрируются и получают наиболее последовательное выражение идеи, чувства, установки и настроения, существующие в обществе. Философское размышление отвечает глубинной потребности человека в разумном обосновании и объяснении природы, общества, человека и его мышления в их целостности и взаимообусловленности.
По мнению Пифагора, от философии рождается три плода: дар хорошо думать, дар хорошо говорить и дар хорошо действовать. Позднее Платон придает этому понятию новое значение: наука, которая изучает мир в целом и место человека в нем. Уже в V–VI вв. до н. э. в странах Древнего Востока, в Греции формировались представления людей о сущности мира и месте человека в нем, т. е. мировоззренческие основы стремления людей к интеллектуальному постижению мира и самого человека.
Многообразная тематика этих раздумий обусловлена общей ориентацией, самоопределением человека в мире, его мировоззрением.
Мировоззрение — это система обобщенных знаний о мире в целом, о месте в нем человека, о его отношении к миру. Мировоззрение выступает как духовно-практическое явление и представляет собой сплав знаний, поведенческих установок, ценностей и убеждений. Оно при-8
звано дать человеку ориентацию в различных областях жизнедеятельности. Мировоззрение может быть повседневно-практическим и теоретическим, обыденным и научным, индивидуальным и общественным. К основным историческим типам мировоззрения относятся: мифологическое, религиозное, философское.
В мифологическом мировоззрении различные представления о природе, обществе, человеке и его мышлении увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, знание и веру, мысль и эмоции. Именно мифология и религия были источниками возникновения философского мировоззрения.
В основе религиозного мировоззрения лежит вера в сверхъестественные силы и поклонение им. В религии происходит раздвоение мира на земной и потусторонний.
Мировоззрение имеет две стороны: мироощущение и миропонимание. Мироощущение представляет собой эмоционально-психологическую основу мировоззрения. В него включаются опыт, навыки, вера, предрассудки, «память веков», мировоззренческие эмоции (например, Кант отмечал, что «две вещи наполняют душу удивлением и благоговением: звездное небо и моральный закон»). Мироощущение имеет стихийный характер, оно несистематизировано, часто эмоции захлестывают разум. Нередко мироощущение пасует перед проблемами, требующими знаний. Оно слабо защищено от ошибок, в значительной степени подвержено влиянию (например, национализма или современных мифов о вульгарно толкуемом равенстве). Интеллектуальной основой мировоззрения выступает миропонимание, своего рода критический суд разума. Наиболее ярким образцом его являются работы И. Канта «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Таким образом, мировоззрение — это сложное, напряженное, противоречивое единство миропонимания и мироощущения, знаний и ценностей, интеллекта и эмоций, разумного обоснования и веры, убеждений и сомнений, общественно значимого и личностного, традиционного и творческого мышления.
В целом мировоззрение предстает как общечеловеческое явление, т. е. оно присуще каждому человеку в его нормальном состоянии; понятно, что мировоззрение отсутствует у новорожденных детей и у душевнобольных. Но именно общечеловеческий характер мировоззрения обусловливает его чрезвычайное многообразие, ведь люди по-разному представляют себе мир и себя в нем.
Мировоззрение принято классифицировать по разным признакам. Схема 1.Классификация мировоззрения
По носителю | По уровню мироощущения и миропонимания | По историческим эпохам | По мораль-но-ценност-ным ориен-тациям | По строению | По степени адекватности восприятия действительности |
Индивидуальное | Осмысленное | Архаичное | Эгоистическое | Целостное | Реалистичное |
Kоллек-тивное | Неосмысленное | Античное | Альтруистическое | Фрагментарное | Фантастичное |
Групповое | Частично осмысленное | Средневековое | Гум а н и с т и-ческое | Противоречивое | Искривленное |
Национальное | Повседневное | Ренессансное | Антигуманистическое | Гармо -ничное | Адекватное действительности |
Региональное | Научное | Мировоззрение советского периода | Циничное | Согласованное | Частично адекватное |
Философское | Мировоззрение периода государственной независимости | Шовинистическое |
Философия выступает высшей теоретической формой мировоззрения, направленной на критическое исследование и решение мировоззренческих проблем с целью повышения степени их достоверности и надежности. Философия должна стремиться быть аргументированной, внутренне стройной и логически последовательной.
Основной вопрос философии: его человеческое измерение и смысл |
Специфическим объектом философского осмысления человеком своего отношения к действительности является отношение «человек — мир». В практически преобразовательной деятельности человек стремится к реализации целей, в которых в снятом виде выражены его потребности и интересы, а также предлагаемые пути и средства их достижения для обеспечения своего существования, функционирования, развития. Естественно, перед ним встает вопрос о том, что по своей природе есть мир, в котором он живет, что лежит в его основе. В трудовой и практической деятельности, в борьбе со стихийными силами природы у человека исторически складывалось представление о том, что мир существует независимо от желания и воли людей; что люди должны считаться с фактом объективного существования мира,
каждый раз согласовывая свои цели с объективными, естественными процессами; что мир не создан никем, существует вне и независимо от воли и желания людей; что в основе его лежит материальное начало; что сам человек — продукт и частица этого мира.
Вместе с тем, практически преобразовывая мир, занимаясь земледелием, производством орудий труда и средств удовлетворения своих жизненных потребностей, ставя себе на службу силы природы, человек проникался верой в могущество разума, выдвигая цели практической деятельности и добиваясь их осуществления. Основание для такого рода подхода заключается в том, что сам трудовой процесс начинается с постановки целей и формирования идеального образа предмета, к созданию которого стремится человек. Преувеличение роли сознательной, целепо-лагающей деятельности в практическом освоении действительности, перенесение этого представления на мир в целом привели к выводу о том, что в основе мира лежит духовное начало. Эти два противоположных вывода обозначили суть основного вопроса философии, который Ф. Энгельс назвал великим основным высшим вопросом всей философии и впервые в ее истории четко сформулировал его как вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию (схема 2).
Два различных подхода к раскрытию природы мира, к пониманию того, что лежит в его основе, нашли свое выражение в решении вопроса о том, что же является первичным — материя или сознание, в решении первой стороны основного вопроса философии — вопроса об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию. Разные ответы в решении этого вопроса обусловили возникновение двух основных направлений — материализма и идеализма.
Практически осваивая и преобразуя природу, человек не мог ограничиться только решением вопроса о природе мира, о том, что лежит в его основе. Перед ним неизбежно возникал вопрос о его собственной природе и сущности, о его месте в мире, об отношении к миру, о возможности его познания и преобразования. В решении обоих вопросов в силу социальных и гносеологических причин обнаружились два подхода, которые нашли свое выражение в материализме и идеализме.
Материализм исходит из того, что мир по природе своей материален, извечен, несотворен, бесконечен по времени и пространству, материя — первична; что сознание является продуктом, свойством высокоорганизованной материи — мозга, сознание — вторично. В истории философской мысли материализм претерпевал изменения, развивался, совершенствовался. Материальный мир, согласно материализму, существует сам по себе, независимо ни от человека с его сознанием,
Схема 2.Основной вопрос философии
Основной вопрос философии: об отношении сознания к материи
Первая сторона (онтологическая): что первично - материя или сознание?
Вторая сторона (гносеологическая): познаваем ли мир?
Материализм: материя первична, сознание вторично
Дуализм (Декарт):
материя и сознание
вечны и независимы
друг от друга
Идеализм: идеальное первично, материальное вторично
Оптимистическая позиция, признание познаваемости
Философия, оспаривающая
познаваемость мира -
агностицизм
Античный (стихийный,
наивный): Фалес, Гераклит, Эпикур, Кар, Демокрит, Лукреций.
Механистический,
метафизический
(ХVІІ-ХVІІІ ст.):
Бэкон, Гоббс, Спиноза,
Гольбах, Дидро,
Фейербах.
Диалектический и исторический материализм: Маркс, Энгельс, Ленин и др.
Субъективный
идеализм (Беркли, Фихте, Мах, неопозитивизм, прагматизм)
Объективный
идеализм (Платон, Фома Аквинский, Гегель, неотомизм)
Материализм: сознание отражает материальный мир | Идеализм: познаваемо некое идеальное начало | ||
Юм:
нам дано
ощущение
(субъективный
идеализм), а что скрывается за ощущением, этого знать
не дано (агностицизм)
Кант: существует «вещь в себе», независимо от сознания (материализм), но она непознаваема (агностицизм)
ни от каких-нибудь сверхъестественных сил. Человек — часть природы, его сознание порождено природой, является ее особым свойством.
Домарксистский материализм — и в этом его историческая ограниченность — рассматривал человека с его сознанием лишь как природное существо, не видя в нем, прежде всего, общественно-исторической сущности. Природа (мир, космос, Вселенная) настолько превозносилась над человеком, что зачастую обожествлялась, а сознание человека иногда приписывалось ей в качестве ее всеобъемлющего свойства (пантеизм, гилозоизм и т. п.). Роль человека как деятельного, созидательного существа оставалась в тени. В результате сознание объяснялось на природном, биологическом, а не на социальном уровне.
Все же материалистическое объяснение сознания снимало мистическую оболочку с человека, ставило вопрос о реальном, земном благополучии, о естественном стремлении человека к лучшей жизни, к счастью, добру, красоте и т. д., в конечном счете отчуждало религиозный фанатизм и социальную обреченность на вечную покорность и страдание.
Материализм в разные исторические эпохи приобретал различные свои формы и виды: наивный и зрелый, в том числе научный материализм, стихийный и философски осмысленный, метафизический и диалектический.
Идеализм исходит из признания первичности духа, сознания, мышления и вторичности природы, материи. Идеализм так же, как и материализм, приобретал конкретные формы, наполнялся конкретным содержанием на различных этапах истории. Основные формы идеализма — объективный и субъективный.
Объективный идеализм (Платон, Гегель и др.) исходит из того, что над миром господствует мировой разум (логос, дух, идея, понятие и т. п.), который изначально дан как самостоятельная сущность, а затем, перевоплощаясь в материальные предметы и процессы, обусловливает их реальное существование. Этот мировой разум есть не что иное, как само человеческое сознание, оторванное от человека и превращенное в самостоятельную, объективную, всеобъемлющую силу, способную творить окружающий мир.
Религия, признающая Бога как творца всего существующего, тоже разновидность объективного идеализма.
Субъективный идеализм — рассматривает реальный мир лишь как субъективный мир человека. Внешние вещи не существуют вне и независимо от нас, они — продукты нашего сознания, комплексы наших ощущений и восприятия, порождения органов чувств. Субъективный
идеализм рождается при попытке объяснить непосредственную связь сознания и чувств человека с окружающим миром. Делаем вывод: не ощущения таковы, каковы существующие вне нас вещи (точка зрения материалистов), а реальные вещи таковы, каковы наши ощущения. Не видя природы человеческих чувств, как и сознания в целом, во внешнем мире, субъективные идеалисты приходят к заключению о том, что сознание представляет собой врожденное (имманентное, априорное и т. п.) свойство человека.
Субъективные идеалисты хором подмечают субъективную сторону жизни человека, его неоднозначное, противоречивое отношение к миру, который воспринимается только через призму сложной системы оценок и действительно выступает как чувственный мир человека. Однако эта субъективность настолько превозносится идеализмом, что не остается места никакой объективности. Главная особенность субъективного идеализма состоит в отрицании внешнего, объективно существующего мира. Природа сознания становится необъяснимой, а вместо последовательного, научного решения вопроса делается уступка религии и вере, познание ограничивается, а то и вовсе исключается.
Кроме этих основных способов решения основного вопроса философии, есть еще дуализм, признающий материю и сознание, дух и природу, мышление и бытие двумя самостоятельными началами. Это — специфическая попытка преодолеть противоположность между материализмом и идеализмом.
К сфере основного вопроса философии относится и решение вопроса о способностях и возможностях человека познавать окружающий мир, о пределах познания, о его природе и истинности. Одни философы отвечают на него утвердительно, другие отрицательно. Материализм, рассматривающий сознание производным от объективно существующей материи, исходит из того, что человек способен познать мир, что наши знания соответствуют материальным объектам, содержат в себе их образы, могут быть и являются истинными знаниями. Объективный идеализм тоже утвердительно отвечает на вопрос о познаваемости мира, но решает его на идеалистической основе, исходя из абсолютного тождества разума и действительности.
Философское направление, отрицавшее познаваемость мира, называется агностицизмом (Д. Юм, И. Кант). Это, как правило, субъективный идеализм. Согласно этой философии, человек не может иметь достоверных знаний, поскольку реальный мир для него — всего лишь мир его ощущений, которые в силу ограниченности и индивидуальных способностей человеческих органов чувств искажают действительность, не могут дать
достоверного знания о ней. Мир принципиально непознаваем. Чем больше мы познаем, тем больше подтверждаем лишь свое незнание.
Таким образом, вопрос об отношении духа к природе, сознания к материи, мышления к бытию есть основной вопрос философии, ибо представляет собой ответ на вопрос о природе мира и человека в их взаимосвязи. Человек, человечество, человечность — вот триединая задача философии. Осмысливая место человека в мире, И. Кант выделил главную философскую триаду: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Конечно, именно человек и мир в своей взаимосвязи составляют смысловой стержень, объединяющий все те вопросы, которые, прорывая границы повседневности, ставят человека перед лицом Смысла. Отношение «человек — мир» становится тем смысловым центром, вокруг которого формируется в определенную целостность то духовное содержание, которое приобретает человек, отыскивая ответы на вопросы, нацеленные на приобретение нового смысла. Эту духовную нечестность и зовут мировоззрением.
Мировоззрение составляет духовное ядро личности. Оно представляет собой фундамент для наших намерений и планов. Из него произрастает наша вера и надежда. Именно оно представляет нам наиболее значимые жизненные смыслы — ценности, на которых мы выстраиваем нашу линию поведения и всю жизненную стратегию. Собственно, мировоззрение придает значимости и нам самим. Оно предоставляет нам шанс засвидетельствовать свою позицию в мире: как я понимаю мир, что я значу, каков я. Это та точка отсчета, без которой каждый из нас утратит ориентацию и в мире, и в конкретной жизненной ситуации.
Проблема метода в философии |
Сама жизнь, изменившиеся соци-
альные условия, новые потребности и интересы поставили перед философией
целый ряд новых проблем. И одной из важнейших стала проблема общей структуры мира и состояния, в котором он находится. Это, в частности, было обусловлено тем, что дальнейшее развитие производства, познавательных возможностей и средств человека, расширение и углубление научных знаний раскрыли не только взаимосвязь различных явлений, процессов действительности, но и их взаимопереходы, раскрыли всеобщность движения и развития. В этих условиях метафизические воззрения на мир не только перестали соответствовать потребностям осмысления мира и человека в их взаимосвязи, но и превращались в тормоз развития философской мысли. Поэтому они должны были уступить место диалектической концепции понимания мира, его структуры, связей и законов развития.
Таким образом, вопрос о структуре и состоянии мира нашел свое решение в двух основных концепциях — диалектической и метафизической (схема 3).
Диалектика — концепция, согласно которой мир по своей структуре представляет единое целое, где все взаимосвязано и взаимообусловлено, а с точки зрения состояния — он находится в движении, развитии. Диалектика, как отмечал В.И. Ленин, «дает ключ к самодвижению» всего сущего: только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенности», к «превращению в противоположность», к «уничтожению старого и возникновению нового».
Согласно метафизике, мир по своей структуре — это совокупность не связанных между собой взаимопереходами предметов, явлений и процессов. Что касается состояния мира, то метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках как уменьшение и увеличение, как повторение. При этой концепции движения «...остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне — Бог, субъект etc)».
Решение проблемы общей структуры мира, включающего в себя и человека, и состояние, в котором он находится, представляет собой относительно самостоятельный вопрос. Он может решаться в принципе одинаково при различном подходе к основному вопросу философии, т. е. материализм может быть как метафизическим, так и диалектическим.
Следовательно, материализм и идеализм, метафизика и диалектика суть различные способы раскрытия отношения «человек — мир». Это отношение является универсальной проблемой для всех эпох человеческой истории — от возникновения человека и до тех пор, пока не прекратится его существование. Хотя на каждом конкретном этапе истории оно наполняется конкретным содержанием и осознается по-разному, осмысление его есть необходимое условие жизнедеятельности общества в его поступательном развитии. Эта проблема — общечеловеческая, так как в ней выражена зависимость самой жизни человека, возможностей ее сохранения от степени осознания человеком своей сущности и сущности мира, своего бытия. В ней ключ к пониманию реальной действительности, к определению реальных целей, путей и средств их реализации.
Таким образом, философия — это особая форма общественного сознания. Ее предметом является отношение «человек — мир», которое рассматривается под углом зрения природы и сущности мира (решение первой стороны основного вопроса философии); природы и сущности человека, его места в мире, отношения к нему, возможностей
Схема 3.Противоположность диалектики и метафизики
ДИАЛЕКТИКА МЕТАФИЗИКА
В понимании Принцип связи связей предметов
и явлений |
Характер связи
Все предметы и процессы взаимосвязаны и обусловлены Определяющее значение имеют внутренние связи | Предметы и процессы независимы или слабо связаны Определяющее значение имеют внешние связи | ||||
\ | / | V | |||
Внутренние противоречия. Единство и борьба противоположностей Единство постепенного, количественного и скачкообразного развития | Внешний толчок Внешние силы Абсолютизация постепенных количественных изменений или внезапных скачков | ||||
Развитие от низшего (простого) к высшему (сложному), от старого к новому через диалектическое отрицание | Только 1Только плоглесс движение прогресс | Только регресс | |||
В понимании метода развития
Требует: изучать предметы и процессы в их связях и в развитии; вскрывать и исследовать противоречия; сочетать анализ и синтез; сочетать объективность и всесторонность исследования
Рассматривать предметы и процессы вне их связей и развития; преобладает анализ и внешнее описание; характер умозрительности и односторонности исследования
познания и преобразования мира (решение второй стороны основного вопроса философии); общей структуры мира (как мир устроен: он целое или совокупность не связанных между собой предметов, явлений, процессов, какие в нем существуют связи и отношения) и состояния, в котором он находится (покоится или движется, развивается, что является источником движения и развития).