Неправильное употребление слова «мировоззрение»
1. Противопоставление философии и мировоззрения. Очень часто мировоззрение принципиально противопоставляют философии, а философию — мировоззрению, говоря: «Это не философия, а мировоззрение!» или «Это мировоззрение, а не философия!» При этом под мировоззрением понимают совокупность жизненных установок и ценностей, определяющих поведение человека, его образ жизни (мера мировоззрения — поступок), иногда подчеркивая субъективный характер этих установок и ценностей, вплоть до их произвольности. Нам кажется, что здесь мировоззрение сводится к житейской мудрости, которая якобы у каждого своя. Мы не думаем, что и философия, и другие виды мировоззрения, о которых мы скажем ниже, исключают из своего состава проблемы ценностей и образов жизни. Все это есть и в философии, и в других видах мировоззрения. А мировоззрение как таковое не существует. Оно существует через свои виды. Противопоставить мировоззрение и философию так же нелепо, как противопоставить фрукты и яблоки, груши, мандарины.
2. Слишком узкое понимание мировоззрения. Иногда слово «мировоззрение» понимается и применяется слишком узко. Например, читаем: «...нас пытаются убедить, что монетаризм — единственное экономическое мировоззрение». Также говорят не только об экономическом мировоззрении, но и об астрономическом мировоззрении, о политическом мировоззрении, о физическом мировоззрении и т.п., понимая, по-видимому, при этом некий широкий взгляд на сравнительно узкий предмет, который заслоняет для того или иного ученого весь мир в его горизонтальном и вертикальном многообразии. Так, при юридическом мировоззрении юрист, смотря на небо, видит там статьи уголовного кодекса. Элемент юридического мировоззрения мы находим у Гераклита, когда он говорит, что «Солнце не преступит меры, иначе Эриннии, слуги Дике, его отыщут (накажут)», где Дике — богиня правосудия и возмездия, а Эриннии — духи мщения.
Однако даже звездное небо над головой (теперь в городе его невозможно увидеть), которое так потрясало и Иммануила Канта, изрекшего, как известно, следующее: «Две вещи наполняют всегда новым и все более сильным удивлением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и моральный закон во мне», и Михаила Ломоносова с его: «Открылась бездна звезд полна.Звездам числа нет, бездне дна...», — далеко не весь мир, далеко не все мироздание! Правда. Кант, сказав не только о небе, но и о моральном законе, вышел за относительно узкие пределы астрономии, т.е. он сопоставил астрономию и этику, но только сопоставил, не задумавшись даже о том, есть ли связь между небом и законом, природой и человеком, объектом и субъектом. Такое сопоставление на элементарном уровне мы находим, например, у поэта, написавшего такие строки:
Чаще на небо гляди темной безоблачной ночью!
Звездною пылью тогда густо покрыт небосвод.
В каждой пылинке громадный мир заключен.
Бесконечность
Стала наглядной... Как жалок день, что прошел в суете!
Сами по себе экономическое, политическое и т.д. псевдо-мировоззрения — лишь части, блоки мировоззрения, а никак не мировоззрение целиком.
Скукоженное мировоззрение.Конечно, полноценное, развитое мировоззрение есть далеко не у всех людей. А если у них что-то и есть, то это скукоженное мировоззрение. Это то, что для той или иной человеческой особи — самое главное, как на словах, так и на деле (при этом слово и дело обычно расходятся: вряд ли алкоголик, если его спросить, скажет, что для него самое главное — алкоголь). Здесь вспоминаются чеховский «человек крыжовника», Ионыч ... Обыденное мировоззрение обыденного человека — это совокупность его забот. В сущности, это не мировоззрение, а «делянкозрение».
Слово мировоззрение, как и слово философия ( и это несмотря на то, что слово «мировоззрение» в отличие от слова «философия» — исконно русское слово), употребляется в самых невероятных контекстах. Например: « — Мне не нравился её образ жизни. — Она была шлюхой? Вы это имеете в виду? — Я бы не стала уточнять. Я имею в виду вообще стиль жизни, мировоззрение. Мы были просто абсолютно несовместимы» (Жан-Патрик Маншетт. Мотив убийства // Детектив Франции. 4. М., 1993. С.83).
Кособокое мировоззрение.Мы называем «кособоким» такое мировоззрение, когда все внимание сосредоточивается на мире, а взирающий игнорируется. Например, «совокупность взглядов человека на окружающий его мир», таких-то, таких-то...
Такая «кособокость» провоцируется самим словом «мировоззрение» — «воззрение на мир», — тем, что упор делается на первой части этого сложного (как и слово «философия») слова. Ведь воззрение на себя и в себя не столько, конечно, миро-воззрение, сколько «на-себя-воззрение» и «в-себя-воззрение». И здесь возникает некоторая проблема: является ли такое «воззрение» или являются ли такие «воззрения» частью мировоззрения или же «миро-воззрение» и «на-себя-в-себя-воззрение» — две части чего-то большого, чему нет ни имени, ни названия?
Основной вопрос мировоззрения.Ключом к пониманию мировоззрения является основной вопрос мировоззрения — вопрос об отношении человека и природы, человечества и мироздания: «МЫ и ОНО» (в этом отношении одинаково важны и МЫ и ОНО как мироздание) с вытекающими из этого отношения взаимоотношениями между людьми. Основной вопрос мировоззрения (ОВМ), как уже говорилось выше, в контексте рассмотрения генезиса философии, зародился в связи с практическим расколом мироздания на две части как теоретический аспект этого раскола. И ныне ОВМ имеет две стороны: практическую и теоретическую.
Л.Н. Толстой и М.О. Гершензон об основном вопросемировоззрения. Об этом вопросе говорили, в сущности, многие. Правда, они не называли его основным и не осознавали его практической значимости. Так, например, Лев Толстой в статье «Религия и нравственность» утверждал, что «каждый человек непременно как-нибудь представляет свое отношение к миру, потому что разумное существо не может жить в мире, окружающем его, не имея какого-либо отношения к нему». Согласно М.О. Гершензону, «стать человеком — значит сознать своеобразие своей личности и разумно определить свое отношение к миру». При этом Лев Толстой думал, что отношение человека к окружающему его миру — непременно религиозный вопрос. «Сущность всякой религии, — провозглашает Л. Толстой, — состоит только в ответе на вопрос: зачем я жив)' и какое мое отношение к окружающему меня бесконечному миру». Отсюда великий писатель делает вывод, что человека без религии быть не может, ибо всякий человек как-нибудь да определяет свое отношение к миру. Этот вывод ошибочен.
Виды мировоззрения. Кроме обыденного, скукоженного до суммы насущных забот, мировоззрения, существует еще восемь видов мировоззрения:
1) субъективно-художественное;
2) мифологическое; 3)религиозное;
4) объективно-художественное;
5) мнимо-научное;
6) научное;
7) философско-идеалистическое;
8) философско-материалистическое.
Эти виды мировоззрения отличаются друг от друга или по уровню, или по типу, или по тому и другому вместе. Так, например, субъективно-художественное мировоззрение отличается от объективно-художественного мировоззрения по типу, от философско-идеалистического — по уровню, от научного — и по типу и по уровню.
Уровни мировоззрения.Все восемь видов мировоззрения — надобыденные, они плод сознательного творчества человека. Они элитарны. Но они в разной степени надобыденны. Одни из них ближе к обыденному мировоззрению, а другие дальше. Поэтому мы говорим об уровнях мировоззрения. Первый уровень мировоззрения, который наиболее близок к обыденному мировоззрению с его озабоченностью, — уровень образно-эмоционально-ассоциативный. Третий уровень — уровень понятийно-бесстрастно-логического мировоззрения. Второй уровень — нечто среднее между ними.
Типы мировоззрения
Мировоззрения распадаются на два типа в зависимости от соотношения в них субъекта и объекта, субъектно-объектного отношения. Есть большой соблазн сказать, что в одном типе мировоззрения происходит объективация субъекта, а в другом — субъективация объекта. Вспомним вышеприведенную шкалу «субъект-объект». Действительно, при объективации субъекта физическое тело субъекта и его сознание и даже самосознание как бы отламываются от него и начинают жить самостоятельно (в сознании, разумеется, субъекта), а его «я» теряет все индивидуальные черты, как бы очищаясь от них, и становится безличным, чистым «сверх-Я» — абсолютом. Всё же содержание сознания объективируется, становится объектом для этого «сверх-Я» и, вместе с тем, его объективацией. Субъект в результате представляет себя находящимся в сложных отношениях со своей собственной объективацией, которая заслоняет реальный объект. Это, разумеется, в воображении субъекта, который на практике не следует своей теории, иначе он погибнет. При субъективации объекта вследствие как бы агрессии субъекта объект уже откровенно и непосредственно субъективируется, субъект поглощает объект, но сохраняет себя в качестве личного сознания, конкретного «я».
В сущности, оба процесса остаются в пределах одного типа мировоззрения. На уровне философии (второй уровень) объективация субъекта приводит к объективному, а субъективация объекта — к субъективному идеализму.
Второй же тип мировоззрения предполагает такую субъективацию объекта, при которой объект не растворяется в субъекте, и такую объективацию субъекта, при которой субъект не растворяется в объекте.
Субъективно-художественное мировоззрение. Это личное, субъективное, эмоциональное, образное мировоззрение, где тон задает субъект, пытающийся рассказать о своем внутреннем эмоциональном состоянии, а тем самым вырваться из своей замкнутости в себе через объект, объективируя субъективное, а тем самым субъективируя объективное. Различие между субъектом и объектом фактически скрадывается, что вообще характерно для первого типа мировоззрения. Объект — средство опосредованного, косвенного, иносказательного выражения субъектом самого себя. Хорошим примером СХМ (субъективно-художественного мировоззрения) является стихотворение Михаила Лермонтова «Тучки небесные...». В первой строфе этого стихотворения поэт свою ситуацию изгнанничества переносит на тучки, дабы они с ним разделили его несчастье, тем более что эти тучки двигались с «милого севера» на юг — «в сторону южную», т.е. туда, куда царь высылал поэта, на войну в Чечню. Поразительно лаконично великий поэт выразил свое отношение к высылке: север назван «милым», а юг никак не назван. Во второй строфе поэт расширяет свою ситуацию, перечисляя возможные причины изгнанничества: судьба, зависть, злоба, преступление, совершенное изгнанником (это изгнанничество «разыскиваемого милицией», это изгнание Алеко из табора за убийство его жены Земфиры и ее молодого любовника), клевета. Поразительны эпитеты: зависть тайная, злоба открытая, клевета ядовитая и при этом не недругов, а «друзей»! Судьба же может принимать «решение». «Решение судьбы». В третьей же строфе великий поэт перечеркивает свои аналогии: у тучек нет родины, а значит, не может быть и изгнанничества, которое поворачивается здесь другой стороной: поэта изгоняют с его Родины! Тучкам чужды и страсти, и страдания. Они «вечно свободные» и «вечно холодные». Однако и здесь в этом переворачивании темы и в отказе, казалось бы, от избранной поэтом объективации своей ситуации и своих переживаний в связи с этой ситуацией через «тучки» большой элемент субъективации объекта сохраняется: тучки бегут на юг не потому, что их что-то гонит, а сами по себе, по своей воле, потому что им «наскучили нивы бесплодные»! «Милый север» оборачивается «бесплодными нивами», неплодородием своих земель. Так, в двух словах поэт затрагивает громадную российскую проблему: северность России, отчего она в принципе несопоставима с США, а разве что с Канадой, Лабрадором, Гренландией, отчего нелепо и наивно пытаться конкурировать с Западом на свободном рынке.
Итак, перед нами прошел пример субъективно-художественного, лирического (напомним, что лирика — род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания субъекта) мировоззрения.
У каждого большого поэта — свой предметный лирический мир, заселенный его объективированными эмоциями, выраженными в словах обыденной речи.
Мифологическое мировоззрение. Субъективно-художественное мировоззрение (СХМ) условно. Это художественный прием. Мы в силу своей развитости не воспринимаем текст буквально. Но в силу своей неразвитости кто-то может этот текст воспринять буквально. Что будет, если лермонтовские тучки, нагруженные поэтическими эмоциями, вдруг оторвутся от субъекта (от лирика) и заживут своей собственной жизнью? Приобретут не условное, а безусловное олицетворение? Нетрудно догадаться, что получится мифологическое мировоззрение. У великого поэта так и происходит само собой! Без его субъективной воли. Его могучее воображение творит настолько мощные и жизненные образы, что они как бы начинают жить своей собственной, независимой от своего творца, жизнью. Поэтому выдающийся теоретик романтизма Фридрих Шеллинг в своей эстетической Библии романтизма — в сочинении «Философия искусства» — сказал: «Всякий великий поэт призван... создать собственную мифологию». В качестве примера такого поэта можно привести безвестного при жизни великого английского поэта Уильяма Блейка, который обожествил само воображение и представил самого Бога как космическое воображение.
Итак, мифологическое мировоззрение вырастает из субъективно-художественного мировоззрения. Всякое субъективно-художественное мировоззрение чревато мифологическим мировоззрением. Исторически же было наоборот. «Стихи, — писал Эдуард Тейлор, — представляют... для исследователя истории весьма любопытный предмет в том отношении, что они сохраняют в нашей среде способы мышления самого древнего мира. Значительная часть поэтического искусства состоит в подражании формам, употреблявшимся на ранних ступенях культуры». Субъективно-художественное, лирическое мировоззрение — это исторически мифологическое мировоззрение, ставшее условным. Мифологическое мировоззрение — это логически субъективно-художественное мировоззрение, ставшее безусловным.
Религиозное мировоззрение. Всякая религия состоит из четырех частей:
♦ мифологическое мировоззрение;
♦ вера в то, что сверхъестественные существа, живущие в соответствующем данной религии воображаемом мире, реально существуют;
♦ религиозный культ (практическая сторона религии, через него человек пытается воздействовать на мифологические существа в целях получения от них блага и отвращения зла);
♦ организация для совместного отправления культа («религии одиночки» практически быть не может).
На наш взгляд, различие между просто мифологическим мировоззрением и религиозным мировоззрением чисто функциональное: в отличие от «свободного» мифологического мировоззрения, религиозное мировоззрение — это такое мифологическое мировоззрение, которое мировоззренчески обслуживает религиозный культ (вопрос о том, что было раньше: культ, ритуал или же мифы, мы оставляем в стороне). Кроме того, религиозное мировоззрение догматизировано и находится в руках жрецов. Но это уже законченное религиозное мировоззрение! Реально же существует множество переходных форм между мифологическим и религиозным мировоззрениями. Это требует конкретного анализа. Важно заметить, что не все мифы религиозны, т.е. не все они обслуживали религиозный культ.
Субъективно-художественное, мифологическое и религиозное мировоззрения. В одной шахматной рецензии было сказано, что шахматная инициатива долгое время металась между двумя лагерями, не зная, в какой лагерь окончательно перебраться. Мы понимаем, что это условный прием, элемент СХМ. Однако читатель может принять эту красивость всерьез и воспримет инициативу как Инициативу, как человекоподобное существо (ибо оно может колебаться, знать и не знать, переживать состояние нерешительности и смятения). Так возникает элемент мифологического мировоззрения — сверхъестественное существо, а то и божество по имени Инициатива. В такое может поверить и сам шахматист. Тогда, придя домой после проигрыша, когда этот шахматист утратил шахматную инициативу, и желая склонить Инициативу на свою сторону на следующий матч, шахматист сооружает маленький алтарь, ставит туда ферзя и приносит ей дары. Другой же шахматист, также желая, чтобы Инициатива оставалась с ним, тоже сооружает ей аналогичный алтарь для поклонения ей. Так возникает элемент религиозного (в данном случае, языческого) мировоззрения. Сравним, далее, лермонтовский «Утес» и обручевскую гору Кигилях, о которой сказано так: «После подъема каюры обратились лицом к Кигиляху, вымаливая себе счастливый путь и удачный промысел. Так как гора, возвышавшаяся со своими мрачными столбами, полузанесенными снегом, подобно огромной развалине, находится километрах в двенадцати от перевала, то каюры не могли ей пожертвовать монеты и ограничились щепоткой табаку, который сдунули с пальцев в ее сторону»21
Сравнивая «утес» с «горой», мы видим в первом случае элемент СХМ, а во втором — не просто ММ (мифологическое мировоззрение), а элемент и РМ (религиозное мировоззрение).
Объективно-художественное мировоззрение— мировоззрение первого уровня и второго типа — исходит из первенства внешних условий жизни субъекта по отношению к его внутреннему содержанию, которое раскрывается в системе эмоционально-художественных образов и жизненных ситуаций. Примером ОХМ может быть повесть Н.В. Гоголя «Шинель», в которой ее герой — функция своего положения в обществе. При этом объективное, ОНО, художественно персонифицировано, олицетворено. Это пронзительный петербургский ветер, который заводит всю историю и который убивает героя (или, скорее, антигероя). Что касается самих писателей, отметим, что они нередко переходят с позиций СХМ на позиции ОХМ и обратно. Так было, например, с И.А.Буниным. СХМ породило лирику, ОХМ — эпос.
Псевдонаучное и научное мировоззрения. Минуя пока второй уровень мировоззрения, поднимемся на третий уровень. Напомним, что это уровень бесстрастного, понятийно-логического мировоззрения. Его блоками являются «астрономическое мировоззрение», «физическое мировоззрение», «политическое мировоззрение», «юридическое мировоззрение»..., но именно блоками, а не целым, в противном случае у нас будет слишком узкое понимание мировоззрения. Это мировоззрение, которое строится из наук, где основной вопрос мировоззрения (ОВМ) решается научно, где природа представлена наукой физикой в широком смысле этого слова как универсальной наукой о природе, а общество — этикой, поскольку мы думаем, что мудрость состоит в том, чтобы и экономику, и политику, и право подчинить этике как науке о добре и зле, дабы, разумеется, этика искала пути победы добра над злом, а не просто констатировала, что «мир во зле лежит».
И на этом уровне научного бесстрастия — ведь А. Эйнштейн сказал, что наука «как нечто существующее и полное является наиболее объективным и внеличным из всего, что известно человеку», а, на наш взгляд, «внеличное» — это и значит «бесстрастное» (эмоции в науке допустимы только при се популяризации) — возможны два типа научного мировоззрения. При первом типе заправляет этика. Особенность этого типа мировоззрения — в том, что природа («ОНО») считается зависимой от общественной нравственности («МЫ»), а человек — ответственным за всё, что происходит в мироздании. При втором типе «ОНО», представленное наукой физикой, играет главную роль, и предполагается, что физика («ОНО») должна определять этику («МЫ»).
Остановимся на первом типе научного мировоззрения и приведем примеры:
Согласно древнеиндийской «Вималакирте-сутре», «все вещи порочны, когда порочен ум, и все вещи чисты, когда ум чист». Другой пример: «...если бы они (два низших класса в Древней Индии: шудры и вайшьи. —Прим. автор.) хоть на минуту уклонились от... обязанностей, то были бы виною разрушения мира». Так было в Древней Индии. Но так бывает и в современной России: «Космос есть отклик на поступки живых существ: вызывая резонанс во вселенском организме, они (видимо, поступки «живых существ». — Прим. автора) наращивают или изживают свою и всеобщую карму». К этому виду мировоззрения примыкает учение В. И. Вернадского о ноосфере, согласно которому природа есть продукт мирового разума. Продолжая эту линию, скажу от себя: добрые дела удобряют вселенную. Или, как сказал поэт:
Когда б высокое унизить низкий мог —
То космос бы смертельно занемог.
Но то, что проходит поэтически, не проходит научно. Человек если и воздействует на природу, то только в меру своих физических возможностей. Пятна на Солнце — не из-за нашей безнравственности. Конечно, если под природой понимать лишь ничтожную ее часть, которая доступна практическо-физическому воздействию человека как без скафандра, так и в скафандре, то, конечно, состояние этой природы зависит от человеческой нравственности (так, например, американцы намусорили на Луне, а убирать за собой не собираются). Да, существование такой природы действительно зависит от нравственности людей. А они упорно рубят сук, на котором сидят. Ученые говорят, что каждый день исчезают целые виды растений, а то и животных. Однако если допускать первенство этики перед всей природой, перед всем космосом, то такой вид мировоззрения иначе как псевдонаучным не назовешь. Что мы и делаем.
Теперь речь пойдет о втором типе третьего уровня, о таком виде мировоззрения, где тон задает физика, этика же вторична. В основе этого вида мировоззрения лежит принцип: «Жить в согласии с природой!» Но здесь также возможно псевдонаучное мировоззрение, когда сама природа фальсифицируется. Согласно дхьяне-джхане (или чань-дзэн-буддизму), жить в согласии с природой означает жить в дхарме: «Дхарма — это значит жить естественно, не препятствуя своей спонтанности, жить момент за моментом, не находясь под гнетом прошлого или будущего». Или: «Живите просто и естественно». Однако под такой жизнью иногда понимают антиобщественную жизнь. Так, например, древнегреческий софист Антисфен учил: «В поступках, противоречащих природе, заключается причина того, что люди страдают больше, когда можно было бы меньше страдать, и испытывают меньше удовольствий, когда можно было бы больше наслаждаться, и чувствуют себя несчастными, когда можно не быть таковыми!». А все это оттого, что «многие предписания, признаваемые справедливыми по закону, враждебны природе человека». Что делать? Надо стать двуличным: «...человек будет извлекать для себя наибольше пользы, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко чтя их, оставаясь же наедине, без свидетелей, будет следовать законам природы. Ибо предписания законов произвольны (искусственны), веления же природы необходимы». Вторые обмануть нельзя. Ведь «предписания законов суть результат соглашения (договора людей), а не возникшие сами собой порождения природы, веления же природы суть самовозникшие врожденные начала, а не продукт соглашения людей между собой». Жить в согласии с природой (в том числе и со своей биологической природой) и не быть асоциальным — этому должно учить мировоззрение второго типа и третьего уровня, причем учить не на уровне общих рассуждений, а на уровне наук о природе и о человеческом обществе. Эта тема для особого разговора.
Второй уровень мировоззрения. Коль скоро второй не первый и не третий, то можно подумать, что в отличие от первого уровня второй уровень мировоззрения не эмоциональный и не образный, а в отличие от третьего уровня — не понятийный и не бесстрастный. Однако это неверно. Мы скажем, что в отличие от первого уровня мировоззрения второй уровень не только эмоционально-образный, а в отличие от третьего уровня второй уровень мировоззрения не только понятийно-бесстрастный. Решающую роль в изменении нашего понимания философии сыграл, как это ни странно, не философ, а писатель-беллетрист, но писатель мудрый, писатель, который выходил за пределы художественной литературы, автор замечательного позднего сочинения «Постскриптум моей жизни», содержащего массу мудрых мыслей, уже не облаченных в художественную форму. Этот писатель — не кто иной, как Виктор Гюго: «Поэзия так же заключает в себе философию, как душа заключает в себе разум». Отсюда философия — не только плод ума, разума. Она — плод ума души. И в той мере, в какой она плод ума души, (Руссо «Чувствую — следовательно существую»), философия тяготеет к первому уровню мировоззрения: к искусству, мифологии и религии (в ее непосредственной, дорефлективной форме), а в той мере, в какой она плод ума души (Декарт «Мыслю — следовательно существую»), она приближается к науке. При этом мировоззрение второго уровня первого типа больше приближается к первому уровню, чем мировоззрение второго уровня и второго типа, а мировоззрение второго уровня второго типа больше приближается к третьему уровню, чем мировоззрение второго уровня и первого типа. И вся объективная история философии есть история колебания различных мировоззрений второго уровня между первым и третьим уровнями мировоззрения. Например, мировоззрение Платона ближе к первому уровню, а мировоззрение Аристотеля — к третьему. Я не говорю уже о мировоззрении Дидро или Энгельса.
Обобщая, можно сказать, что мировоззрение второго уровня и первого типа — философский идеализм, мировоззрение второго уровня и второго типа — философский материализм.
Таблица 1.
Типы Уровни | I. Приоритет субъекта | П. Приоритет объекта | Характеристика уровней |
Этико-физическое мировоззрение | Физико-этическое мировоззрение | Бесстрастный понятийно-логический уровень науки. «Плод ума» | |
Философский идеализм | Философский материализм | «Плод ума души» | |
Субъектно-художественное мировоззрение (СХМ) ® мифологическое (ММ) ® религиозное | Оъектно-художественное мировоззрение (ОХМ) | Образно-ассоциативный уровень искусства. «Плод души» | |
Обыденное сознание | «Скукоженное» мировоззрение: главная забота |
Но и, начиная с извес
(философия как мудрость, как некоторые, но не все виды мудрости)
Мудрость.Слово «мудрость» (в отличие от «софии», о которой мы говорили во второй главе) – как будто бы исконно русское слово. Вокруг него немалое гнездо слов: мудрость, мудрствование и мудрование; мудрец и мудрила; мудрый и мудреный; мудр и мудрен; мудрее и мудренее; мудро и мудрено. В основном это малоупотребительные слова, некоторые с ироническим как будто бы оттенком, но слова «мудрость», «мудрый» и «мудрец» как будто бы серьезно положительные (чего не скажешь о глаголах «мудрить» и «мудрствовать» с их ироническим оттенком), а потому мы и предлагали разрушить навешивание на слова «философ» и «философия» неблаговидных слов, заменяя их на русские кальки «любомудр» и «любомудрие».
В каких контекстах употребляются слова «мудрость» и «мудрить»?
И что понимают под мудростью?
Лев Толстой. Последние слова, записанные Чертковым: «Мудрость в том, чтобы знать, в чем дело жизни и как исполнить его».
Владимир Даль: Мудрость – «соединение истины и блага», «слияние любви и истины», «высшее состояние умственного и нравственного соврешенства».
Роберт Хайнлайн: «Все политические системы в истории человечества пытались добиться совершенного общественного порядка, представляя право управления ограниченному числу лиц. В надежде, что они будут достаточно мудры, чтобы пользоваться своим правом для общего блага».
Курт Воннегут: «И я все думаю, существует ли …мудрость, может ли существовать? Или в нашей отдельно взятой вселенной она такая же химера, как вечный двигатель?»
Н.Моисеев: вообще за знания платить не жалко. Она ведь не только сила, но и, начиная с известного предела, - мудрость».
Фридрих Ницше: «Быть может существует область мудрости, из которой логик изгнан?»
Аристотель в «Никомаховой этике» о мудрых и умных:
Аристотель различает мудрость и ум, мудрых и умных. Более того, он противопоставляет их. Фалес, Анаксагор и подобные им были мудрыми (sofoi), но не умными (fronimoi). He умными потому, что они игнорировали собственную выгоду и не искали человеческих благ. Они знали исключительное, изумительное, трудное и божественное, но вместе с тем бесполезное. Аристотель и здесь говорит о мудрости как о знании, но это особое знание: «мудрость есть знание и интуиция наиболее ценных по своей природе вещей». (Аристотель. «Никомахо-ва этика». YI , 7, 1141 в 2-8). Аналогично и Плутарх видит мудрость в надпрактичности: «...мудрость одного только Фалеса вышла за границы практических нужд и пошла дальше них в умозрении (thewria), a остальные снискали имя «мудрецов» за свою политическую доблесть» (Плутарх. Солон. 3,8). Не противопоставлял знание и мудрость и апостол Павел. Он противопоставлял знанию лишь мирскую мудрость, осуждая её за то, что она не познала Бога.
Так что же такое мудрость? Почему говорят, что «надо жить, не мудрствуя лукаво»? Или, может быть, мудрость в том, чтобы уметь применять абстрактные знания к обыденной жизни (и убеждаться в их неприменимости?) Или мудрость в краткости? «Мысли ширь в оправе тесной» (Шота Руставели).
Мудрость — это высший уровень знания и умения во всяком роде знания? Или же мудрость — это умение оценить знание с позиции добра и зла (аксиологическая функция мудрости)? А тем более мудрость в том, чтобы хотеть и мочь направить знание в русло добра? А не есть ли мудрость глубокое несуетное знание того, что действительно нужно человеку для его счастья? Мудрец, даже если он и деятелен, не суетлив. Он выше себя как деятеля.
Тебя учу я одному:
«Усвой, — молю я слёзно,—
Не относись всерьёз к тому,
Что делаешь серьёзно!»
Да, о мудрости говорят по-всякому. И часто сводят её к какому-то одному ее виду. Но видов мудрости много. Перечислим некоторые из них (по алфавиту):
♦ Агатология — знание и учение о добре и благе (to agaton - здесь и далее в переводе с древнегреческого — добро, благо).
♦ Айтиология (этиология) — знание и учение о причинах (he aitia — причина, основание).
♦ Аксиология — знание и учение о ценностях (aksios — ценный, дорогой; высокий, значительный; to aksiwma — ценность, высокое качество; отсюда: аксиома — основное положение, самоочевидный принцип).
♦ Антропология — знание и учение о человеке (ho anthrwpos — человек).
Определение философии через мудрость
♦ Архэология — знание и учение о начале, началах (he arhe — начало, основание, происхождение).
♦ Биотика — житейская мудрость (he biote — жизнь, образ жизни).
♦ Гносеология и эпистемология — знание и учение о познании и знании (he gnosis — познавание, познание, знание; episteme — умение, искусство, опытность; знание; научное знание, наука; достоверное знание).
♦ Диалектика — знание и учение о противоречивости и взаимопереходе смыслов, умение мыслить эти взаимопереходы.
♦ Криптология — знание и учение о сокровенном знании (kruptw — скрывать, утаивать, прятать).
♦ Логика — знание и учение о мышлении и его законах (he logike — логика, наука об умозаключении).
♦ Процессуальная мудрость — знание и учение о процессах внутри мироздания, между началами и концами (procesus (лат.) —течение, процесс).
♦ Телеология — знание и учение о целях (to telos — конец, окончание, исполнение, исход, результат).
♦ Теология — знание и учение о богах и о Боге (ho theos — Бог).
♦ Теоретическая мудрость — умозрительное знание (he theorla — созерцание, умозрение, размышление;
♦ Техническая мудрость — высокое мастерство, владение ремеслом, умением, технологией (he tehne — искусство, ремесло).
♦ Футурология — знание и учение о будущем (futurum (лат.) — будущее, будущность).
♦ Хюпокейменика — знание и учение об основе, субстрате (to hupo-kelmenon — основа, субстрат).
♦ Эмпирическая мудрость — опытное знание и практическая опытность (he empeiria — опытность, опыт; знание, приобретенное опытом).
♦ Эстетика (айстхетика) — знание и учение о чувстве, чувственном восприятии, позднее — знание о чувственно прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном (he aisthesis — чувство; чувственное ощущение).
♦ Эсхатология — знание и учение о «концах» как противоположном «началам» (to echaton — предел, конечная цель).
♦ Этика — знание и учение о нравах (to ethos — навык, обычай, привычка; душевный склад, нрав, натура, характер).
Какие же из этих мудростей (или видов мудрости) любит любомудр, философ? Агатология, аксиология, биотика и этика — как знания и учения о добре (и зле), о ценностях, образе жизни, нравах и характерах людей, т.е. в целом Этика (в широком смысле слова) — часть философии. Эстетика, как учение о прекрасном и безобразном — тоже часть философии.
Айтиология (этиология), архэология, процессуальная мудрость, хюпокейменика, эсхатология — как учения о причинах, началах, концах мироздания, а также об его основе и о процессах между началами и концами — входят в онтологию, учение о бытии (впрочем, это может относиться и к человеку и к обществу), — центральную часть философии. Гносеология, эпистемология, диалектика, логика, учения о теоретическом и эмпирическом знании — части общей гносеологии, философского учения о познании. К этим мудростям одной стороной примыкает крип-тология как учение о сокровенном знании (другой стороной она примыкает к теологии).
Телеология и теология как учения о мировых целях и богах (Боге) — принадлежат философии лишь частично — как мирские, а не религиозные, теология и телеология, не связанные никакими религиозными догматами.
Техническая мудрость — не часть философии, однако этическая оценка самих по себе равнодушных к добру и злу техники и технологии — важнейшая функция философии (которую, впрочем, никто не слушает). Сюда же примыкает экология. Технология и экология должны стать не то чтобы сестрами-близнецами, а «сиамскими близнецами». Но, увы, до этого далеко.
Антропология — часть антропологии, науки о человеке, а именно её философская часть. Вместе с тем антропологическая мудрость универсальна. Чувствует, мыслит, трудится именно человек, это человек наблюдательный, человек мыслящий, человек рассудительный, человек изобретательный, человек предусмотрительный (футурология), человек трудящийся. А также человек мудрствующий.