Становление, место и роль античной философии в культуре человечества
Античной называют философию Эллады (Древней Греции) и Древнего Рима. Она возникла на основе развитого рабовладения и афинской демократии, ставшей образцом и для римлян. Рабство позволило и бедным свободным, даже женщинам иметь достаточный досуг для профессиональных занятий видами умственного труда, благодаря чему быстро возникли и высоко развились не только десятки философских школ, но искусства, науки, техника. Лишенные власти аристократы развивали культуру, спонсировали философию. Рабы не только трудились на триерах и в рудниках, но могли быть банкирами и философами. Афины были информационным обществом при полной грамотности и поголовном участии во власти по очереди. Если при ежегодной смене правительства чиновник не мог полностью отчитаться перед общим собранием, наказан мог быть и смертью. Рим создал не только многоэтажные бетонные дома, доныне используемые дороги и водопроводы, но и правовое государство: «не власть закон, а закон – власть». Последующее духовное и в целом культурное развитие Европы и мира доныне коренится в тех образцах и парадигмах, которые создала Античность. Как на прочном фундаменте геометрии Эвклида и механики Архимеда, трагедий Эсхила и политики Перикла стоят современные политика, театр, наука и техника, так и на философию Демокрита и Платона, Парменида иАристотеля, Эпикура и многих других постоянно ссылаются философы уже 26 веков, видя там истоки и пророчества, доныне полезные подходы. Средневековье выросло как отрицание Античности, а Ренессанс как отрицание Средневековья и возрождение Античности. Эпоха Просвещения все еще даже в одежды Античности рядилась, а 19 и 20 века, даже споря с Античностью, видели современность многих ее идей и пользовались этими идеями. Античность осталась недосягаемым образцом здравомыслия и плодовитости мысли.
Только в Древней Греции философия возникла как самостоятельное духовно культурное образование, свободное от первобытной мифологии собирателей и языческой религии охотников и рыбаков, не мистическое, а рационалистическое, необходимое для мировоззрения производящего общества. Античная философия, естественно, зависела от этапов развития рабовладельческого общества. Сначала немногочисленное домашнее рабство способствовало подъему культуры, прогрессу общества через развитие полисной системы отношений в городах-государствах. Спрос на умение доказывать в судах и на собраниях во время политических баталий между разными по богатству семьями породил предложение: философы были в почете, их слушали и вожди. Но философы помогали в основном понять место народа, людей среди иных народов планеты и во Вселенной. Древнегреческие натурфилософы отождествляли материальную субстанцию с различными природными стихиями, за что получили позвище «физиков», хотя это было лишь зародышем последующей науки, изучающей природные, масс-энергетические взаимодействия как основные для всех иных.
С увеличением числа рабов и создаваемых с их помощью богатств начинается эпоха гражданских войн между союзами городов (например, Пелопонесская война между Афинами и Спартой) и между союзами богатых и бедных внутри городов (например, между патрициями и плебеями). Гражданские войны ослабляют власть в полисах и при дальнейшем росте числа рабов приводят уже к победоносным восстаниям рабов вместе с беднотой, что делает государство легкой добычей соседних народов, отставших в экономическом развитии и, благодаря своему родо-племенному равенству всех членов племени в бедности, в условиях рукопашного боя одерживающих верх над уже наемными войсками рабовладельческого общества. Таким образом, история античной и философии делится на три периода: расцвета, классики и заката. В первый период идут споры об устройстве мироздания и возможностях разума его понять, преобладает онтологическая и гносеологическая проблематика.
В эпоху расцвета рабовладельческого государства, побед греков над персидской державой, в эпоху Перикла в Афинах и союзных с ними городах философы создают уже мировоззренческие системы, в которых можно найти зародыши всех последующих философских школ, в проблематику входят уже и социальная философия, и философская антропология, и аксиология, возникает с помощью нескольких десятков философских школ сотни наук, включая этику и эстетику, разные логики и т.д. За богатство идей этот период и назван классическим. Но гражданские войны приводят к поражению Афин, вслед за спартанцами территорию городов афинского союза завоевывают македонцы, затем и римляне. Став рабами, греки не могли развивать уже весь спектр философских направлений, преобладают социально-этические, помогающие выжить рабами или свободными, но бесправными, даже если и не нищий, а император, но все равно бессильный повернуть колесо истории в сторону спасения обреченного рабовладельческого образа жизни и мысли. Эллины как этнос канули в лету, древние римляне ассимилировались, но культура, в том числе и философская, живет, доныне поражая богатством идей и вдохновляя талантливых людей.