Групповая, научная дискуссия, диспут

Дискуссия — это целенаправленное обсуждение конкретного вопроса, сопровождающееся обменом мнениями, идеями между двумя и более лицами. Задача дискуссии - обнаружить различия в понимании вопроса и в споре установить истину. Дискуссии могут быть свободными и управляемыми.

К технике управляемой дискуссии относятся: четкое определение цели, прогнозирование реакции оппонентов, планирование своего поведения, ограничение времени на выступления и их заданная очередность.

Групповая дискуссия. Для проведения такой дискуссии все студенты, присутствующие на практическом занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия. Обсуждение может организовываться двояко: либо все подгруппы анализируют один и тот же вопрос, либо какая-то крупная тема разбивается на отдельные задания. Традиционные материальные результаты обсуждения таковы: составление списка интересных мыслей, выступление одного или двух членов подгрупп с докладами, составление методических разработок или инструкций, составление плана действий.

Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.

Кейс-метод. Усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода case-study - обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы делятся на практические (отражающие реальные жизненные ситуации), обучающие (искусственно созданные, содержащие значительные элемент условности при отражении в нем жизни) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредствам применения метода моделирования)

Метод конкретных ситуаций относится к неигровым имитационным активным методам обучения. При анализе конкретных ситуаций у обучающихся развиваются навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой тематике.

При изучении конкретных ситуаций студент должен понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы: подготовительный, ознакомительный, аналитический и итоговый.

Деловая игра - это метод группового обучения совместной деятельности в процессе решения общих задач в условиях максимально возможного приближения к реальным проблемным ситуациям. Деловые игры в профессиональном обучении воспроизводят действия участников, стремящихся найти оптимальные пути решения производственных, социально-экономических педагогических, управленческих и других проблем.

Началу деловой игры предшествует изложение проблемной ситуации, формирование цели и задач игры, организация команд и определение их заданий, уточнение роли каждого из участников. Взаимодействие участников игры определяется правилами, отражающими фактическое положение дел в соответствующей области деятельности. Подведение итогов и анализ оптимальных решений завершают деловую игру.

С помощью деловой игры можно определить: наличие тактического и (или) стратегического мышления; способность анализировать собственные возможности и выстаивать соответствующую линию поведения; способность анализировать возможности и мотивы других людей и влиять на их поведение.

Проведение деловой игры, как правило, состоит из следующих частей:

- инструктаж преподавателя о проведении игры (цель, содержание, конечный результат, формирование игровых коллективов и распределение ролей);

- изучение студентами документации (сценарий, правила, поэтапные задания), распределение ролей внутри подгруппы;

- собственно игра (изучение ситуации, обсуждение, принятие решения, оформление);

- публичная защита предлагаемых решений;

- определение победителей игры;

- подведение итогов и анализ игры преподавателем.

Деловые и ролевые игры по философии

НАУЧНАЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ КАРТИНЫ МИРА

Цель игры: достичь ясного понимания таких феноменов духовной жизни, как наука и религия, понять сходство и различия между ними и проанализировать противоречивый характер их взаимодействия в современной культуре.

Установка на проведение игры

Преподаватель формулирует цель игры и раскрывает важность обсуждаемых вопросов для понимания современного состояния духовной жизни общества, для формирования мировоззрения, жизненных установок личности. Студенты должны четко уяснить позиции, которые они будут защищать. Для этого необходимо проработать рекомендуемую литературу.

Сценарий игры.

Игра проводится в четыре этапа:

Ø подготовка к игре: изучение рекомендованной литературы;

Ø разбивка студентов на группы «ученых», «теологов», «философов» и распределение соответствующих заданий;

Ø проведение игры на семинарском занятии;

Ø подведение итогов игры.

Подготовительный этап. За 2 – 3 недели до начала игры студентов разбивают на группы и предлагают им изучить соответствующую литературу.

Процедура игрового взаимодействия. Начинается игра с предварительного выступления преподавателя о целях, этапах и правилах игры. Затем поочередно выступают представители 1, 2, 3 групп. Далее следуют обмен мнениями, дискуссия сторон. Завершает игру подведение ее итогов преподавателем.

Анализ игры. Предварительно необходимо проанализировать убедительность аргументации сторон, степень подготовки к игре, умение студентов пользоваться литературными источниками; выявить сильные и слабые моменты в положениях сторон, умение студентов вести дискуссию, слушать и понимать собеседника; отметить особо удачные мысли, аргументы. Довести итоги анализа до студентов.

Поощрение участников, которые наиболее аргументировано отстаивали свою точку зрения, предусматривает оценку участия в игре от 20 до 30 баллов в рейтинге, что повлияет на сдачу экзамена по философии.

Наши рекомендации