Бессонов, Б.Н. История и философия науки: учебное пособие / Б. Н. Бессонов. - М. : Юрайт, 2010. - 395 с. - (Основы наук). - ISBN 978-5-9916-0581
3. Вечканов, В. Э. История и философия науки : учебное пособие [Текст] / В. Э. Вечканов. - М. : Риор ; М. : Инфра-М, 2013. - 256 с. - (Высшее образование) (Бакалавриат). - ISBN 978-5-369-01114-0. - ISBN 978-5-16-006258-7
4. Войтов А.Г. История и философия науки [Текст] – М. : Дашков и К, 2007. – 692 с. ISBN 5-911-31-275-1
5. Голубинцева В.О., Данцев А.А. Философия науки [Текст]. – Ростов н/Д : Феникс, 2007, 541 с. ISBN 978-5-222-10855-0
6. Лешкевич Т.Г. Философяи науки : Учеб. Пособие [Текст]. М. ИНФРА-М, 2008, 272 с. ISBN 9778-5-16-002338-0
7.Философия науки: учеб. пособие [Текст] / Под ред. А.И. Липкина. М. :, Эксмо, 2007, 608 с., ISBN 978-5-699-18350-0
8. Миронов А.В. Философия социо(техно)-природной системы [Текст]: монография /А.В. Миронов. – М.: Макс Пресс, 2013. – 192 с. – ISBN 978-5-317-04350-6
Дополнительная литература
1. Кун, Т. Структура научных революций [Текст]. – М. : АСТ: АСТ МОСКВА, 2009, 310 с. ISBN 978-5-17-059190-9; 978-5-403-01126-6
2. Грунвальд, А. Техника и общество. Западноевропейский опыт исследования социальных последствий научно-технического развития [Текст]: монография // А. Грунвальд. – М. : Логос, 2011. – 160 с. – ISBN: 978-5-98704-522-0
3. Боголюбов А.Н. Теория механизмов и машин в историческом развитии ее идей [Текст] /А.Н. Боголюбов. – М.: Наука, 1976. – 466 с.
4. Веселовский И.Н. Очерки по истории теоретической механики [Текст] /И.Н. Веселовский. – М: Высшая школа, 1974. – 288 с.
5. Горохов В.Г. Знать, чтобы делать. История инженерной профессии и ее роль в современной культуре [Текст] /В.Г. Горохов. – М.: Знание, 1987. – 176 с.
6. Иванов Б.К, Чешев В.В. Становление и развитие технических наук [Текст] /Б.К. Иванов, В.В. Чешев. – Л.: Наука, 1977. – 263 с.
7.История электротехники [Текст] / под ред. И. А. Глебова. – М.: изд. МЭИ, 1999.
8. Козлов Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Опыт историко-теоретического исследования [Текст] /Б.И. Козлов. – Л.: Наука, 1988. – 248 с.
9. Мандрыка А.П. Взаимосвязь механики и техники: 1770-1970 [Текст] /А.П. Мандрыка. – Л.: Наука, 1975. – 324 с.
10. Мандрыка А.П. Очерки развития технических наук [Текст] /А.П. Мандрыка. – Л.: Наука, 1984. – 108 с.
11.Научные школы Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. История развития [Текст] / под.ред. И.Б. Федорова и К.С. Колесникова. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1995. – 424 с.
12.Современная радиоэлектроника (50-80-е гг.) [Текст] / под ред. В.П. Борисова, В.М. Родионова. – М.: Наука, 1993.
13. Сымоненко О.Д. Электротехническая наука в первой половине
XX века [Текст] /О.Д. Сымоненко. – М.: Наука, 1988. – 144 с.
14.Формирование радиоэлектроники (середина 20-х – середина 50-х гг.) [Текст] / под ред. В. М. Родионова. – М., Наука, 1988.
Электронные ресурсы
1. Клягин Н.В. Современная научная картина мира [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Клягин Н.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Логос, Университетская книга, 2012.— 264 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9108.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
2. Мархинин В.В. Лекции по философии науки [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мархинин В.В.— Электрон.текстовые данные.— М.: Логос, 2014.— 428 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27266.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
3. Мезенцев С.Д. Философия науки и техники [Электронный ресурс] / С.Д. Мезенцев. – М.: МГСУ, 2011. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/366.html
4.История и философия науки [Электронный ресурс]: учебная программа и методические рекомендации для аспирантов/ О.М. Панфилов [и др.].— Электрон.текстовые данные.— Нижний Новгород: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 2012.— 44 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23645.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
5.Актуальные проблемы философии науки [Электронный ресурс]/ М.А. Розов [и др.].— Электрон.текстовые данные.— М.: Прогресс-Традиция, 2007.— 344 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7170.— ЭБС «IPRbooks», по паролю
6. Светлов В.А. История научного метода [Электронный ресурс]: учебное пособие/ В.А. Светлов – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012. – 476 c. – ISSN: 2227-8397 – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8244.html – ЭБС «IPRbooks», по паролю
7. Тяпин И.Н. Философские проблемы технических наук [Электронный ресурс]: учебное пособие /И.Н. Тяпин. – М.: Логос, 2014. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/172511
Лекция 10 (2 ч.) Особенности неклассических научно-технических дисциплин
1. Возникновение нового типа неклассических научно-технических дисциплин.
2. Характеристика современного этапа развития инженерной деятельности.
3. Отличия неклассических научно-технических дисциплин от классических технических наук.
В конце XIX - начале XX столетия происходит качественное изменение в развитии науки, которая начинает осознаваться как производительная сила общества и действительно оказывать огромное влияние практически на все стороны его жизни. Происходит формирование новой социальной организации науки, а именно дисциплинарно организованной науки. Зачастую научно-технические дисциплины из-за их пограничного характера относят к сфере техники, а не науки, что не совсем верно. Например, теоретическая радиотехника или теория механизмов и машин, являясь техническими науками, удовлетворяют основным критериям выделения научной дисциплины. В рамках этих дисциплин издаются специальные журналы, читаются курсы в высших учебных заведениях, функционирует развитая система подготовки научных кадров, включая аспирантуру и докторантуру, периодически проводятся конференции, научные семинары, финансируются исследования, направленные на развитие самой дисциплины. Классические технические науки формировались в качестве приложения естествознания к решению различного класса инженерных задач, но в результате они сами стали самостоятельными научно-техническими дисциплинами. Конечно, эти дисциплины обладают рядом особенностей, отличающих их от других научных дисциплин, в первую очередь потому, что проводимые в них исследования более тесно связаны с проектированием, конструированием, внедрением и т.д. технических систем. На первых этапах развития научно-технических дисциплин подавляющее большинство их исследовательского сообщества составляли инженеры-исследователи, работающие в промышленных лабораториях и высших технических школах, перед которыми стояла задача примирить конкурирующие требования науки и техники. Ко второй половине XX в. в высших технических школах не только усиливается теоретическая подготовка будущих инженеров, но и организуется специальная подготовка научных кадров для ведения научно-исследовательской работы в области технических наук.
Процесс онаучивания техники был бы немыслим без научного обучения инженеров и формирования дисциплинарной организации научно-технического знания по образцу дисциплинарного естествознания. Однако к середине XX в. дифференциация в сфере научно-технических дисциплин и инженерной деятельности зашла так далеко, что дальнейшее их развитие становится невозможным без междисциплинарных технических исследований и системной интеграции самой инженерной деятельности. Поэтому возникает целый класс нового типа неклассических научно-технических дисциплин, в которых развиваются новые формы организации научного знания и исследования, объединяются специалисты из самых различных областей науки, техники и практики, в задачу которых входит решение самых разных комплексных и практически ориентированных проблем. Проектная установка проникает сегодня в самое ядро научного исследования, изменяя его нормы и ценностные ориентации. В первую очередь к таким дисциплинам относятся возникшие в рамках системного движения кибернетика, системотехника и системный анализ. Такого рода дисциплины часто не соответствуют традиционным стандартам построения научных дисциплин и не вписываются в сложившуюся за последние два столетия структуру дисциплинарной организации науки. Это, однако, не означает, что они не могут претендовать на статус научных дисциплин или должны быть исключены из системы государственной поддержки. Наоборот, устаревшие методологические представления необходимо скорректировать в соответствии с изменившимся научно-дисциплинарным ландшафтом. Процесс формирования классической технической науки происходит по схеме «исследовательское направление - область исследования - научная дисциплина» и связан с прогрессивным ветвлением базовой научной дисциплины внутри данного семейства дисциплин. Неклассические научно-технические дисциплины формируются иным путем: за счет перехода в новое семейство дисциплин, смены ориентации на принципиально иную «универсальную» онтологическую схему, новую парадигму, что, в конечном счете, вызывает коренные изменения в самой структуре этой дисциплины. Такого рода научно-технические дисциплины появляются в результате широкого научного движения (в частности, системного), конкретизации и доработки общих методологических, например, системных понятий и представлений, а также обобщения практики решения определенного класса научно-технических задач. Для современных комплексных научно-технических дисциплин вообще характерно то, что они осуществляются в форме проектно организованной деятельности и являются в этом смысле не только комплексным исследованием, но и системным проектированием. Таким образом философия техники является высшей стадией самосознания инженеров. Сама возможность философии техники связана с философской рефлексией и дискуссиями инженерного сообщества. В Германии философские вопросы техники обсуждались многими немецкими инженерами (например, Максом Эйтом, Францем Рело, Алоизом Ридлером, Карлом Вейе и другими). В это же время и в России существовал необходимый интеллектуальный климат в российском инженерном сообществе для развития философии техники. Множество интересных статей о гуманитарных аспектах техники, также написанных и немецкими инженерами, публиковалось тогда в российских технических журналах. И российский философ техники Энгельмейер оказал заметное влияние на это развитие. Программа и задачи философии техники были сформулированы в конце XIX века первым российским философом техники Петром Климетьевичем Энгельмейером в работе «Технический итог XIX столетия».
К середине XX столетия в сфере научно-технических дисциплин произошли существенные изменения, позволяющие говорить о становлении качественно нового неклассического этапа, характеризующегося новыми формами организации знаний. Современные комплексные (неклассические) научно-технические дисциплины обладают особенностями, отличающими их от классических технических наук, но имеющими параллели в неклассическом естествознании. Прежде всего, к таким особенностям относится комплексность проводимых в них теоретических исследований. В классических технических науках теория строилась под влиянием определенной базовой естественнонаучной дисциплины, и именно из нее первоначально заимствовались теоретические средства и образцы научной деятельности. В современных научно-технических дисциплинах такой единственной базовой теории нет, так как они ориентированы на решение комплексных научно-технических задач, требующих участия представителей многих научных дисциплин, группирующихся относительно единой проблемной области. В них, однако, разрабатываются новые специфические методы и собственные средства, которых нет ни в одной из синтезируемых дисциплин и которые специально приспособлены для решения данной комплексной научно-технической проблемы. В основе такого синтеза лежит сложная задача координации, согласования, управления и организации различных деятельностей, направленных на решение этой проблемы, поэтому объектом комплексного исследования является качественно новый деятельностный объект, как, например, в системотехнике объектом исследования и организации становится деятельность, направленная на создание и обеспечение функционирования сложной технической системы, которая, будучи создана, не только включается в человеческую деятельность как удовлетворяющая определенную потребность, но и замещает собой эту деятельность. Аналогию между неклассическими естественнонаучными и научно-техническими дисциплинами можно провести еще и по той роли, которую играет в них научная картина мира. Эту функцию по отношению к современным научно-техническим дисциплинам выполняет чаще всего системный подход. Современные не классические научно-технические дисциплины включают в себя сложную совокупность различных типов знания и методов, поэтому первым условием эффективной организации теоретического исследования в них является необходимость реконструкции той единой действительности, в которой возможно целостное видение объекта исследования и проектирования. В научно-технических дисциплинах, имеющих системную ориентацию, именно системная картина мира выполняет функцию методологического ориентира в выборе теоретических средств и методов решения комплексных научно-технических задач, а также позволяет экстраполировать накопленный в данной дисциплине опыт на будущие проектные ситуации.
Вопросы для самопроверки:
1. Когда возник новый тип неклассических научно-технических дисциплин?
2. Каковы особенности классических технических наук?
3. В каком веке была сформулирована программа и задачи философии техники?
4. Каковы особенности современных неклассических научно-технических дисциплин?
Список литературы
Основная литература
1. Бегинин, В.И. История и методология науки: учебно-метод. пособие для аспирантов, магистров, и студ. всех спец. [Текст] – Саратов: ФГБОУ ВПО "Саратовский ГАУ", 2012. – 56 с.