Познание как предмет философского и научного исследования. почему философское учение о познании должно быть беспредпосылочным?

1. Познание является объектом изучения в таком разделе философских знаний как гносеология. Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний, в которой исследуется возможность познания человеком мира и самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются [211;.
Теория познания изучает:
- возможность и структуру познания;
- отношения объективного и субъективного в мысленных отражениях действительности (истина, заблуждение);
- причины явлений.
Обязательными элементами познания являются объект и субъект познания. Объект познания – то, на что направлено познание [192];. Субъект познания – носитель познавательной деятельности; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или группа лиц (например, научное сообщество), общество, культура, человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам [192];.

2. Познание – активный, целенаправленный процесс постижения человеком объективного мира и приобретения новых знаний с целью применения их в практической деятельности для удовлетворения своих потребностей [212]. Это сложный, противоречивый процесс. Противоречивость познания проявляется в том, что оно переводит материальное в свою противоположность – идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга), а затем в психическое – факт сознания, мысленные образы вещей, событий процессов

Чувственное познание – познание действительности с помощью органов чувств, нервной системы и мозга на основе их непосредственного контакта с объектами познания (прямое взаимодействие). Для него в целом характерно отражение мира в наглядной форме, отражение преимущественно внешних сторон и связей, начало постижения внутренних зависимостей на основе первоначального обобщения чувственных данных.
Конкретные формы чувственного познания:
- ощущение – отражение отдельных свойств объектов;
- восприятие – отражение всей совокупности свойств объекта, проявляющихся при непосредственном контакте;
- представление – образное воспроизведение в человеческом сознании ранее воспринятого объекта на основе имеющихся условных нервных связей.
Рациональное познание – познание действительности на основе абстрактного мышления и логических рассуждений.
Конкретные формы рационального познания:
- понятие –краткая мысль, обобщённо выражающая наиболее общие и существенные черты той или иной группы объектов. Сюда относятся многочисленные термины конкретных частных наук, например: металл, животные;
- суждение – форма мысли, в которой посредством логического соединения соответствующих понятий утверждается или отрицается наличие или отсутствие связей между предметами и их свойствами. Например: медь проводит электрический ток;
- умозаключение – логическое рассуждение, в процессе которого из одних суждений (посылок) выводятся другие, новые суждения (заключения и следствия), содержащие новое значение;
- гипотеза – такое умозаключение, которое построено на обоснованном предположении, предугадывании вероятной сущности каких-либо ещё недостаточно изученных объектов;
- теория – система обобщённого научного знания о том или ином явлении действительности.

3. Наука есть производство знаний. Различие науки и обыденного познания можно провести по предмету, средствам, продукту, методам и субъекту деятельности, цели и результату
Обыденное познание направлено на внешние стороны и связи объектов и процессов. Обыденное познание даёт верное, но неполное представление об объекте.
Научное познание направлено на раскрытие внутренних сторон и взаимосвязей, сущности предметов, процессов, явлений, для чео используются специально создаваемые способы исследования, средства (приборы и инструменты) и методы, т.е. определённый порядок, правила и приёмы исследовательских или практических действий.
Научное познание как процесс включает в себя два основных уровня:
- эмпирический – преобладание живого созерцания (чувственное познание). Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения. На этом уровне происходит сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация;
- теоретический – преобладание рациональных форм познания: понятия, теории, законы и т.д. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Важнейшая задача теоретического знания – достижение объективной истины во всей её конкретности и полноте содержания.
Цель теоретического познания заключается в том, чтобы открыть закон, закономерности изучаемого объекта. Оно организовано в форме научного поиска, который сам имеет этапы формирования и развития. Научный поиск – это вид научного исследования, направленный на получение, добывание новых видов знаний.

Философская эволюция Гуссерля, несмотря на страстную его преданность одной идее (а может быть, именно благодаря этому), претерпела целый ряд метаморфоз. Однако неизменным оставалась приверженность следующему:

идеал строгой науки;

освобождение философии от случайных предпосылок;

радикальная автономия и ответственность философствующего;

«чудо» субъективности.

Гуссерль апеллирует к философии, способной, по его мысли, восстановить утраченную связь с глубочайшими человеческими заботами. Он не удовлетворяется строгостью логических и дедуктивных наук и усматривает главную причину кризиса науки, а также европейского человечества, в неумении и нежелании современной ему науки обращаться к проблемам ценности и смысла. Радикальная строгость, которая при этом подразумевается, есть попытка дойти до «корней», или «начал», всего знания, избегая всего сомнительного и принимаемого на веру. Решившемуся на такое предстояло глубокое понимание своей ответственности. Эту ответственность невозможно перепоручить кому бы то ни было. Тем самым она потребовала полной научной и моральной автономии исследователя.

Как писал Гуссерль, «истинный философ не может не быть свободным: сущностная природа философии состоит в её крайне радикальной автономии». Отсюда и внимание к субъективности, к неустранимому и фундаментальному миру сознания, понимающего собственное бытие и бытие других. Жизнь и научная деятельность Гуссерля полностью соответствовали самым строгим требованиям автономии личности, критицизма мысли и ответственности перед эпохой. Эти сильные качества импонировали многим ученикам, в плодотворном сотрудничестве которых и сложилось феноменологическое движение. Все ученики сохраняли неизменное уважение к тому, кому они были обязаны началом своего мышления, хотя никто из них долго за Гуссерлем не следовал.

Наши рекомендации