Социокультурные предпосылки философии
Для раскрытия специфики философского знания следует обратиться к истокам философского мышления, его социокуль-турным предпосылкам. Ранней формой познания действительности является мифологическое и религиозное сознание.
Мифологическому мышлению присуще неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слога, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличие к противоречию. В общественном сознании первобытного общества доминирует мифологическое сознание. Мифологическое сознание складывается как единая (синкретическая) форма сознания, нерасчлененная на отдельные виды. Мифологическое сознание — наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, объединяющая зачатки знаний, верований, политических взглядов, разных видов искусства и философского осмысления. Предпосылками мифологической «логики» служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и особенность мифологического мышления, не выделившегося из эмоциональной сферы.
В процессе познания неизвестное постигается через известное: известно же человеку его собственное бытие и бытие рода, из которого он первоначально себя не выделяет. Так, путем приобретения индивидуально-психологических и родовых характеристик человек постепенно осмысливает природу и потому одушевляет ее. В мифологическом сознании человек, социум и природа представляют собой единое и неразрывное целое, связанное тысячью невидимых нитей взаимодействия и взаимовлияния. В мифологическом сознании запечатлено поэтическое богатство и мудрость различных народов, это особое миропонимание, сочетающее в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысли и эмоции. Через эпос, сказки, легенды, исторические предания, мифологические образы, сюжеты вошла мифология в сокровищницу гуманитарной культуры человечества.
В мифе изначально складывались представления о душе. Древнейшая философия не расчленяет картину мира: природа, человек, божества в ней слиты. Для мифологического сознания характерной чертой является синкретизм. Понятия «дух» и «душа» находились в единстве.
Для мифологической трактовки понятий характерно нерасчлененное, космологическое, внеличностное понимание духа и
души, причем предельно широкое, обобщенное. Именно в мифологической трактовке душа — «пневма», «энтелихия» (суть
бытия живого).
В дальнейшем мифологические тенденции в трактовке по-, нятий души в философии Ренессанса обнаруживаются в понятии «мировая душа». При мифологическом восприятии мира человек, его внутренний мир определяются и зависят от внешнего — макрокосма. Человек воспринимается как мельчайшая частица Вселенной.
Мифологическая трактовка характерна для ранних стадий формирования знания о человеке и мире, когда они зачастую были ограничены, когда развитие наук находилось в зачаточном
состоянии.
С угасанием первобытных форм общественного сознания мифологическое мышление как особая ступень общественного сознания самовыражается в первобытных формах религии: фетишизме, тотемизме, анимизме, первобытной магии. Эволюция представлений о таинственных духовных силах, лежащих в основе явлений природы, принимает классическую форму в религии. Религия с самого начала есть специфическая форма, исключительно человеческий способ создания и обживания мира. При таком рассмотрении религия — один из вариантов поиска смысла мира, одна из попыток его понимания. Слово «религия» образовано от латинского глагола «связывать», «соединять». Согласно богословскому толкованию, оно означает связь человека с Богом. Поэтому религия и удовлетворяет те запросы, которые присущи человеку (именно как человеку) и на которые по природе своей не может ответить наука.
Для религии мир имеет разумный смысл и цель. Духовным началом мира, его центром, специфической точкой отсчета среди относительности и текучести мирового многообразия является Бог.
Бог придает целостность и единство всему миру. Он направляет ход мировой истории и устанавливает нравственные критерии человеческих поступков. И, наконец, в лице Бога мир имеет «высшую инстанцию», источник силы и помощи, дающий человеку возможность быть услышанным и понятым. Служение Богу и выполнение его заповедей составляет смысл человеческой жизни для верующего человека. Религиозное сознание представляет собой совокупность чувств, переживаний, мифологических картин, понятий, взглядов и представлений как духовную потреб-
ность человека. Обыденное религиозное сознание отражает повседневную житейскую практику верующих и представляет собой определенную систему религиозных взглядов, идей, догм. В религиозном сознании определяющая роль принадлежит религиозным представлениям. Религиозные представления — это совокупность идей, таинств, через которые верующий обращается к Богу. Религиозные настроения — это совокупность чувств, эмоциональных состояний, объединенных религиозной верой.
Религия сформировала систему нравственных принципов, преисполненных гуманизмом и милосердием. Религиозный культ — это совокупность строго регламентированных обрядовых действий, ритуальных жестов, отражающих значительные моменты в человеческой жизни. Русский мыслитель, ученый и священник П. Флоренский писал, что «культ есть гармонизация, одухотворение наших чувств, аффектов, утверждающих именно человеческую природу со всеми ее аффектами. Культ доводит каждый аффект до его наибольшего размаха, — открывая ему беспредельный простор выхода, приводит душу к благодетельному кризису, очищая и целя»'.