Место научных исследований в современном университете

Университет как культурно-историческое явление

Университе́т (от лат. universitas — совокупность, общность) — высшее учебное заведение, где готовятся специалисты по фундаментальным и многим прикладным наукам. Болонский университет (1088) (юридический)— старейший непрерывно существующий университет Европы. Аль-Карауин (Марокко, 859 г.) (теологический) старейший университет мира, однако не выдавал дипломы до 1947 г., и формально старейшим университетом мира является Болонский. 3 важных направления: медицина, юриспруденция, теология. Автономия («автономия самому себе») – внутри универа создавались наши правила и законы, которые мы и соблюдаем, т.е. границы создавались самим универом (он был интернационален, основной язык – латынь). Именно в рамках универа впервые появилось понятие нации. Первый англоязычный вуз – Оксфорд (1117). В XI веке открылась первая высшая светская медицинская школа в Салерно (Италия), что ознаменовало начало перехода от чисто теоретического обучения к теоретическо-практическому. бучение в первых университетах велось на протяжении 5—6 лет. Средневековое высшее образование, в первую очередь, преследовало цель обоснования богословских догм. Лишь в XIV—XVI вв. происходит постепенное освобождение науки и образования от схоластики. Этому способствовали крупные научные открытия и успехи в области медицины в эпоху Возрождения в Италии. Среди видных представителей науки того времени — Леонардо да Винчи, Н. Коперник, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон. Резкой критике схоластическая школа подверглась со стороны английского философа Ф. Бекона. Писатели-гуманисты и педагоги того времени — Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Монтень — выступали против монополизации католической церковью области образования. Они предложили новые методы обучения, основанные на развитии самостоятельного критического мышления. Исключительно важное значение для развития высшего и образования в целом имело изобретение книгопечатания в XV в. В 1632 году в Киеве путем объединения Киевской братской школы и Лаврской школы была создана Киево-Могилянская коллегия, в которой изучали славянский, латинский и греческий языки, богословие и «семь свободных искусств» — грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку. В XVII веке начинают создаваться научные лаборатории, в которых провозглашается принцип свободного научного исследования и преподавания. В эти годы во Франции, Англии, Германии создаются первые государственные научные академии, начинают систематически издаваться научные журналы. В 1687 году в Москве была организована первая высшая школа - Славяно-греко-латинская академия, которую окончил М.В. Ломоносов. В становлении российского высшего образования важную роль сыграл Михаил Ломоносов, которому в 1758 году было поручено «смотрение» за Академией наук. Он разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения «для того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен и охоту имеет» предусматривалось обязательное посещение всех лекций, на втором — посещение только специальных циклов, а на третьем — прикрепление студентов к отдельным профессорам для «упражнения в одной науке». Стараниями Михаила Ломоносова в 1755 году был учреждён Московский университет. Промышленный переворот способствовал появлению во второй половине XVIII века в Англии, а затем и в других странах первых технических учебных заведений, дававших систематическое инженерное образование. Массачусетский технологический институт (1861) – стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ, цель вуза - знание и понимание всех основных научных принципов с их объяснениями (В. Роджерс). В 1870—1880 гг. во многих странах Западной Европы и Америки была сделана попытка открыть доступ к высшему образованию женщинам. В России это осуществлялось путём допуска женщин в Медико-Хирургическую академию, а затем открытия в Москве, Казани, Петербурге и Киеве высших женских курсов. Однако только после Октябрьской революции в России женщины получили равное с мужчинами право на образование, включая высшее. В 1950 году, ст. 2 Первого протокола к Европейской конвенции по правам человека обязала все подписавшие стороны гарантировать право на образование. В 1966 году, Организация Объединённых Наций в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, гарантировала право на высшее образование, которая гласит: «высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого путём всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования».

Место научных исследований в современном университете

В XI веке открылась первая высшая светская медицинская школа в Салерно (Италия). В XI—XII вв. появились светские высшие школы в Европе, в которых обучение и научная работа были взаимосвязаны в едином учебном процессе. В основе обучения в этих школах были положены как теоретические исследования, так и наблюдения и опыт. Массачусетский технологический институт (1861) – стал пионером в использовании инструкций для лабораторных работ. Во всех передовых странах наука развивается, прежде всего, в университетах и приносит огромный доход. Современный университет может и должен оказывать непосредственное влияние на развитие, фундаментальных знаний и практически нацеленных инноваций. Поэтому сегодня в числе первостепенных задач - развитие и поддержка фундаментальной науки и университетского образования. Интеграция науки и образования в живом учебном процессе способствует повышению качества подготовки кадров, развитию творческой инициативы молодежи, ее активному участию в решении вопросов, связанных с изобретательской и рационализаторской деятельностью, поиску эффективных, передовых, нестандартных решений научных и технических проблем. С помощью создаваемых на предприятии филиалов кафедр университета по основным специальностям повышается качество подготовки специалистов. Они успешно решают задачи по скорейшей адаптации будущих инженеров за счет всестороннего учета потребностей производства и перспектив развития предприятия, использования современного производственного оборудования в учебном процессе и проведении научных исследований. Это помогает также вовлекать студентов в инновационную деятельность. Показатель значимости современного вуза в научных исследованиях - 81 член сообщества МИТ являются лауреатами Нобелевской премии, это рекордный показатель.

Наши рекомендации