Врача и ученого М. Сервета Ж. Кальвин:
а) сжег на костре;
б) возвел в сан пресвитера;
в) обратил в христианство;
г) назначил светским правителем Женевы.
4.8. Впервые Библию на немецкий язык перевел:
а) У. Цвингли;
б) Ж. Кальвин;
в) М. Лютер;
г) Т. Мюнцер.
4.9. М. Лютер назвал теорию этого ученого «сверххитрой уловкой сумасшедшего, который хотел бы перевернуть вверх дном все астрономическое искусство». Он имел виду:
а) Галилея;
б) Коперника;
в) Птолемея;
г) Кеплера.
4.10. Последователи Ж. Кальвина во Франции известны в истории как:
а) паписты;
б) протестанты;
в) гугеноты;
г) гуситы.
4.11. Знаменитые философские размышления М. Монтеня называются:
а) «Рассуждения»;
б) «Записки»;
в) «Опыты»;
г) «Размышления».
4.12. Одним из исторических прототипов доктора Фауста считается:
а) Николай Кузанский;
б) Парацельс;
в) Джордано Бруно;
г) Галилей.
4.13. Своим жестоким судьям он сказал: «Вы, вероятно, с большим страхом выносите этот приговор, чем я его слушаю»:
а) Галилей;
б) Бруно;
в) Мюнцер;
г) Кальвин.
4.14. Этот философ, увлекаясь также естественными науками, впервые выдвинул идею условного рефлекса:
а) Аристотель;
б) Авиценна;
в) Декарт;
г) Гете.
4.15. Его социально-политические радикальные идеи вдохновили идеологов Великой Французской революции. Для Робеспьера настольной книгой была его работа:
а) «Трактат о человеческой природе» (1738);
б) «Три разговора между Гиласом и Филонусом» (1713);
в) «О духе законов» (1747);
г) «Об общественном договоре» (1762).
4.16. О каком положении какого философа сказал Гегель:
«в нем свободная воля хочет свободы воли»:
а) «общественный договор» Руссо;
б) «категорический императив» Канта;
в) «разделение властей» Монтескье;
г) «абсолютная производительность чистого Я» Фихте.
4.17. Рассматривая самосознание, которое наступает тогда, когда исчерпаны возможности определенного «духа эпохи», Гегель использует образное выражение:
а) дом, который имеет крышу, лестницы, колонны, залы...;
б) змея, затаившаяся в траве;
в) сова Минервы, вылетающая ночью;
г) Св.Георгий, поражающий змея.
4.18. В «Антигоне» Софокла Гегель усматривал основное
противоречие античного общества— между:
а) личностью и обществом;
б) обществом и природой;
в) семьей и государством;
г) личностью и богами.
4.19. Свою «субъективизацию диалектики» С. Къеркегор
выводил из рассуждений:
а) Гераклита Эфесского;
б) Зенона;
в) Сократа
г) Аристотеля.
4.20.Несмотря на то, что его в мифологии представляли морским чудовищем, он был публично сожжен в Оксфорде в 1682 г. Кто же он?
4.21.Он не был египтянином, но своп революционный труд связал со светилом. Кто он и как называется его труд?
4.22.Дворянин, выпускник Кембриджа, выдающийся политик и философ, остаток жизни он посвятил науке. Есть легенда, что он умер от простуды, впервые замораживая продукты, точнее, кур. Какой философский метод обосновал этот философ и ученый?
ОТВЕТЫ И КОММЕНТАРИИ
Часть I. Историко-философское введение
1.1. Древний Восток
1.1.1. Основателем даосизма в Китае был Лао Цзы (б).
1.1.2. Недеяние — это внутреннее освобождение от всякой эгоистической деятельности, что значит позволить дао руководить собой (г).
1.1.3. Сексуальные энергии инь (женская) и ян (мужская) существуют помимо трех видов космических энергий. Однако они лежат в основе всей живой и неживой природы, как «тай
цзи» — их единство, борьба, взаимопроникновение и взаимодополнение (в).
1.1.4. Сердце является духовным центром человека в китайской философии (в).
1.1.5. Вегетарианство как отказ от животной пищи отсутствует среди главных условий долголетия в Китае (б).
1.1.6. Формирование независимого стиля жизни и мышления резко противоречит конфуцианским принципам (в).
1.1.7. Отношения отца с сыновьями могут быть примером для управления обществом, по Конфуцию (а).
1.1.8. Человек от природы отнюдь не добр, а обладает изначально злой природой, согласно легизму (а).
1.1.9.Брахманы, религиозно-философские тексты, восходят к Ригведе, сборнику священных гимнов Древней Индии (ок. 1500 лет до н.э. (в).
1.1.10. Карма в древнеиндийской философии — это закон воздаяния (в).
1.1.11.Дхарма в древнеиндийской философии это — понятие долга и предназначения (а).
1.1.12.«Будда» в религиозно-философском учении буддизма — это «просветленный» (г).
1.1.13. Эта школа классической индийской философии была скорее практической, нежели теоретической, — йога (г).
1.1.14. Истинное постоянство, кроме указанных добродетелей, включало в себя и истинное знание, в первую очередь, знание китайской истории, литературы и гражданского права (г).
1.1.15. Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию страдание, в связи с чем философия буддизма именуется пессимистической (г).
1.1.16. Санкхья считается дуалистической философской системой, признавая одновременно два вечных начала сущего — пракрити и пурушу (б).
1.1.17. «Дао» в древнекитайской философии включает в себя и представление об энергии, поддерживающей все сущее (в).
1.1.18. Не случайно ее называют «пурва миманса», т.е. первая (б).
1.1.19. Трипитака (типитака), или «три корзины» — письменные источники философии буддизма на санскрите (в).
Античность
1.2.1. Гераклит Эфесский считал, что первоэлементом является огонь (б).
1.2.2. Сократ в молодости обучался в школе софистов (а).
1.2.3. Сократ о рабовладельческой демократии говорил: «Худшее — это большинство» (в).
1.2.4. По Платону, прекрасное — это то общее, что прекрасные предметы имеют между собой (г).
1.2.5. По мнению Сократа, знание — высшая добродетель и путь к обретению других добродетелей (б).
1.2.6. По Эпикуру, наслаждение от еды есть удовольствие динамическое (а).
1.2.7. Согласно стоикам, ревность относится к такому виду страстей, как печаль (г).
1.2.8. Стоики признавали три вида движения: пространственное перемещение, изменение качеств и напряжение пневмы (в).
1.2.9. Этот философ-скептик — Секст Эмпирик. Начало цитируемой фразы: «Мы, скептики, следуем на практике пути, которым следует мир, но не имеем никаких мнений о нем» (г).
1.2.10. Согласно стоикам, злорадство является разновидностью удовольствия (а).
1.2.11. Стоики считали, что философ делает добро, чтобы быть добродетельным, а не добродетелен, чтобы делать добро (г).
1.2.12. Диоген Синопский считал, что Прометей был справедливо наказан (б).
1.2.13. Пиррон- скептик полагал, что следует подчиняться обычаям той страны, в которой живешь (б).
1.2.14. Стоики сравнивали философию с яйцом, в котором этика — желток, физика — белок и логика — скорлупа (г).
1.2.15.Для стоиков в философии этика — плоды, физика — деревья и логика — ограда (г).
1.2.16. Для Платона мир нереальный и недействительный — это мир множества конкретных предметов и вещей (в).
1.2.17. Сущность Аристотель считал основополагающей категорией (а).
1.2.18. Скептик говорит по поводу познания вещи: «Я не узнаю о ней ничего, и никто никогда не сможет узнать» (б).
1.2.19. Если киник проголодается, то он будет есть ту еду, что попадется на глаза (в).
1.2.20. Сократ говорил: «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого» (г).
1.2.21.Плотин — неоплатоник, преклоняясь перед Платоном, в его честь мечтал построить новый город и назвать его — Платонополис (в).
1.2.22. В эпоху эллинизма у философов отмечался повышенный интерес к астрологии (г).
1.2.23. Русский философ В. С. Соловьев писал, что в платонизме эрос «соединяет в себе идеальную природу с чувственною» (в). (См.: Соловьев B.C. Жизненная драма Платона.)
1.2.24. По Аристотелю, человек — это политическое животное (г).
1.2.25. Майевтика, или особое философское «повивальное искусство», по мнению Сократа, — это общение философа с собеседником с целью обретения им истины (г).
1.2.26.Так называемая «платоническая любовь» в позднейшие эпохи ассоциировалась с аскетизмом. Как показал В. С. Соловьев в «Жизненной драме Платона», древний фи
лософ наметил пять главных путей эроса — адский, животный, семейно-брачный, аскетизм и совершенный путь. Аскетизм, предполагающий безбрачие и воздержание от чувственных влечений, а следовательно — совершенствование духа, позволяет уберечь силу божественного Эроса от материального хаоса (в). (См.: Соловьев B.C. Жизненная
драма Платона).
1.2.27. Перипатетическая школа зародилась в лицее или «ликее», как называлось учебное заведение, возглавлявшееся Аристотелем. Название аристотелевской школы происходит
от греч. «ходить взад-вперед», что связывают с привычкой самого учителя и его учеников рассуждать и общаться, прогуливаясь по аллеям ликея (б).
1.2.28. Основателем этики в западноевропейской философии считается Сократ, который свои философско-этические принципы утвердил не только собственной жизнью, но и самой смертью. Как писал В. Соловьев, «Сократ своею благородною смертью исчерпал нравственную силу чисто человеческой мудрости, достиг ее предела» (б).
1.2.29.В знаменитом диалоге «Пир» Платон устами своего героя Аристофана впервые поведал миф об андрогинах, со вершенных двуполых существах (в).
1.2.30. О том, что во главе государства должны стоять философы, говорил и писал Платон (в). (См. его «Государство»).
1.2.31. Так говорил Гераклит Эфесский (называемый еще «Темным»), который считается одним из великих диалектиков античности (в).
1.2.32. Платон во время путешествий по Востоку обучался в школах пифагорейцев (б).
1.2.33. Анаксимандр был учеником Фалеса, родоначальника милетской школы (в).
1.2.34. Среди категорий Аристотеля, рассмотренных им в работах «Категории» и «Метафизика», нет «формы» (б).
1.2.35. Этика наиболее известна и исторически значима в системе Эпикура, несмотря на то, что этическое учение самого философа и то, что широко известно в истории как «эпикурей
ство» (эпикуреизм), — далеко не одно и то же (б).
1.2.36. «Единое» у Плотина — это инобытие (ничто). Оно не познается через многое и вообще непознаваемо в принципе. Будучи вечным началом всего существующего, оно само по себе не существует. Оно одновременно и все, и ничто (в).
1.2.37. Стоики называли центральную часть души «гегемониконом», поскольку она объединяла все остальные семь через посредство пневмы (г).
1.2.38. Эпикур считал, что благоразумие дороже самой философии. Он видел в благоразумии начало всего и величайшее благо (б).
1.2.39. Платон и Аристотель. Правда, у Платона речь идет о «хоре» — первоматерии для формирования «вещей» нереального мира как отражений совершенных эйдосов, а Аристотель
материю связывает с формой, доказывая что они могут существовать только вместе (б).
1.2.40. Эпикур был индетерминистом, т.е. отрицал необходимость. Он говорил в начале цитируемой фразы: «Необходимость есть бедствие». И еще: «Мудрецу подобает высмеивать
необходимость, которую некоторые изображают владычицей Вселенной...» (б). .
1.2.41. Киник Антисфен говорил: «Кто достиг мудрости, тот не должен интересоваться науками, книгами, чтобы его не отвлекали посторонние вещи и мнения» (б).
1.2.42. Аристотель. Цель (греч. «телос») определяет всякое становление, и развертывание сущности вещи, заложенной в материи, реализуется, благодаря форме, через превращение
возможности в действительность (а).
1.2.43. Стоики. Хотя душа смертна, у некоторых людей, например, мудрецов, она, обладая высоким тонусом, может временно пережить тело, но в границах одного «мирового года» (в).
1.2.44. По Эпикуру, состояние насыщение после еды — это удовольствие статическое (в).
1.2.45. В центре внимания основанной Пифагором школы находилось число (г).
1.2.46. Эмпедокл, как и многие древние мудрецы и лекари, считал, что подобное познается подобным (ср. в герметизме: что наверху, то и внизу; или основной принцип древней меди
цины: подобное излечивается подобным) (б).
1.2.47. В стоицизме пневма представляла собой смесь огня и воздуха, двух активных стихий, тем более, что огонь, вслед за Гераклитом, стоики считали первичной и субстанциальной стихией, основой всего сущего (в).