Тема 1. Введение в философию, определение и основные функции.
1.1.Место философии в системе духовной культуры
1.2.Определение философии. Основные области философского исследования
1.3.Классификация основных философских систем.Функции философии
1.4.Мировоззрение, его компоненты и уровни.
Особенности философского мировоззрения.
1.5.Религиозные, философские и научные картины мира
1.1…Место философии в системе духовной культуры
Существует материальная идуховная культура. К материальнойотносится:
* А) производственная культура * культура труда и материального производства, * орудия труда, машины * технические и технологические системы * транспортные средства |
* В) особая область материальной культуры * вооружение, военная и специальная техника * медицинское оборудование * средства МЧС (пожарные машины, роботы) |
* Б) культура жизнеобеспечения: * хозяйственные и жилые постройки * предметы быта * одежда, обувь и т.п. |
Недобитюк В.В.= Лекция-1
Духовная культура - это деятельность, направленная на духовное развитие человеческого общества (новые идеи, знания, гипотезы, открытия…). Основные элементы:
- Наука, мифология, искусство, литература
- Обычаи, традиции, ритуалы
- Философия, психология, педагогика, история
- Этика, эстетика
- Религиозная культура
- Особые виды духовной культуры (государственно-правовая, социально-экономическая, финансовая, экологическая…).
- Фундамент культуры составляют знания и ценности, которые удовлетворяют потребности людей, определяют их интересы.
- Душой культуры является философия. Философия= одновременно Знания + Ценности.
- Ядро философии- смысложизненные ценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, жизнь и смерть и т.п.
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №1
* определенные исторические эпохи: Античная, Средние века, Возрождение |
уровень развития народов, наций: культура майя, славянская культура, культура Японии |
специфических черты деятельности: культура труда, культура речи политическая культура |
*духовная культура- это деятельность, направленная на духовное развитие человеческого общества |
А) производственная культура * культура труда и материального производства, * орудия труда, машины * технические и технологические системы * транспортные средства |
· Наука, мифология, искусство, литература · Обычаи, традиции, ритуалы · Философия, психология, педагогика, история · Религиозная культура · Особые виды духовной культуры (государственно-правовая, социально-экономическая, финансовая, экологическая…). |
Б) культура жизнеобеспечения: * хозяйственные и жилые постройки * предметы быта * одежда, обувь и т.п. |
В) особая область материальной культуры * вооружение, военная и специальная техника * медицинское оборудование * средства МЧС (пожарные машины, роботы) |
*Душой культуры является философия. Философия= одновременно Знания + Ценности. Ядрофилософии- смысложизненныеценности: добро и зло, истина и заблуждение, красота и уродство, жизнь и смерть и т.п. |
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №2
Недобитюк В.
* Термин ««философия» происходит от греческих слов «phileo»- любовь и «sophia»- мудрость= «любовь к мудрости |
** Знаменитый Сократ полагал, что философия- это средство познания Добра и Зла…, философия позволяет человеку понять, как ему жить, чтобы стать счастливым. ** Эпикур - Философия призвана освободить человека от страха перед будущим, от страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья ** В Платон утверждал: «задача философии- в познании вечных и абсолютных истин» ** Г. Гегель (1770-1831) – философия – это наука об абсолютном Разуме, постигающем самого себя. «Философия- это эпоха, схваченная в мысли». ** Ф. Энгельс ( 1820- 1885)- Философия – это наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. |
** Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Всемирная энциклопедия философии. – М., 2001 |
Демокрит « каждая вещь имеет свою причину- знание причин – основа философии»…Раскрыв причину, мы обнаруживаем, что за случайностью лежит необходимость |
* ++ Философия, согласно Канту, должна помочь найти решение трех кардинальных вопросов человеческого бытия: · что я могу знать? · Что я должен делать? · На что я могу надеяться? |
* Первым, кто употребил слово «философия» и пытался объяснить его был Пифагор: «Смысл философии в поиске истины», такого же мнения придерживался иГераклит |
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №3
Эти и другие высказывания свидетельствуют о существовании разнообразных философских концепций.
· Однако можно выделить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. Это исследованиеосновных философских проблем: |
1) исследование общих вопросов бытия - онтология(от греч. онтос – сущее и логос – учение)
2) анализ наиболее общих вопросов познания - гносеология(гносис – знание, познание и логос – учение);
3) изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества – социальная философия;
4) исследование наиболее общих и существенных проблем человека – философская антропология;
5) учение о ценностях- аксиология
6) учение о законах мышления - логика
7) учение о морали и нравственности - этика
*Спецификафилософской теории заключается в том, что ее законы, категории, принципы носят всеобщий характер и распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. |
!!!= Итак, философию можно определить как учение о всеобщих законах и принципах бытия, познания и отношений человека и мира. |
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №4
1.3. Классификация основных философских систем. Функции философии
Классификация философских систем |
*по историческому признаку |
*Философия эпохи Возрождения |
*Философия Нового времени |
*Философия Новейшего времени |
*По ориентации на конкретное мировоззрение и теоретизации |
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №5
· Воспитательная · Просветительная · Гуманистическая · Культурологическая |
**Морально-практического знания |
!!!=таким образомФилософия являетсяметанаукойпо отношению к другим частным наукам как естественным , так и общественно- гуманитарным
!!!=Философское знание, выполняя мировоззренческуюи методологическую функции, представляет собой метазнаниепо отношению к другим видам человеческого знания.
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №6
Исторические типы мировоззрения |
Религия-миропонимание и основанное на нем поведение людей, определяемое верой в существование божества, влияющего на окружающий мир и на жизнь человека |
Философское- основано на понимании сущности окружающих человека процессов и явлений, на логических теоретических выводах , подтвержденных опытом |
Мифологическое- чувственно-образное некритическое восприятие сознанием мифов, содержание которых принимается как священное, а сформулированные в них нормы- как требующие неукоснительного исполнения |
· Мировоззрение- система взглядов на объективный мир и место в нем человека, ценностные ориентации, идеалы, основы жизненной позиции, убеждения |
Типы философскогомировоззрения |
Космоцентрим-филос.мировоззрение, в центре которого находится осмысление Космоса как всесильного начала, основы, закона, определяющего всё сущее в природе, жизнь человека и общества |
Теоцентризм- филос. мировоззрение, в котором существование и развитие бытия и всех его составных частей определяется существованием и волей Бога |
Антропоцентризм-филос.мировоззрение, характерное постановкой в центр внимания филос.концепций проблемы человека, его сущности, возможностей, устремлений, предназначения в мире |
Недобитюк В.В. = Бл-Сх. №7
Миропонимание- интеллектуальная составляющая мировоззрения: обыденный уровень, концептуальный, теоретический (научные, философские, религиозные идеи) |
Мировосприятие-эмоционально-чувственная составляющая мировоззрения: психологические представления человека о мире и своем месте в нем, религиозные верования… |
Мироотношение-совокупность ценностных установок, убеждений, определяющих его позицию по жизненно важным вопросам, отношения и поступки |
Философия-естьпоиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия |
!!!= Философия –это высший уровень и вид мировоззрения, его теоретическое, системно- рациональное оформление |
1.5… Религиозные, философские и научные картины мира
Религиозная картина мира. Слово «религия» -- лат. религио - благочестие, святость и религаре – связывать, соединять. Религия определяется как внутренне интегрированная система верований, чувств и действий, направленных на установление отношений со сверхъестественным.
И философия, и религия обсуждают проблемы устройства мироздания, природы и сущности человека, его места в мире. Однако между ними есть принципиальное различие.
Философия использует средства разума, опирается на объективные знания и формулирует свои выводы в рациональной форме.
Религия акцент делает на веру, а не на доказательства и аргументацию. Она предлагает человеку верить, переживать и сопереживать, а не размышлять и делать выводы.
Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности. Философия вообще не дает никаких гарантий, освобождая человека даже от иллюзии их возможности.
Религиозные идеи всегда сопровождаются конкретными действиями: обрядами и ритуалами, а философия не предполагает никаких ритуальных действий.
При обсуждении вопроса о связи религии и философии возникает вопрос о вере. Любаянаучная или философская теория базируется на некоторых предпосылках, которые принимаются без доказательств, т.е. на веру. В науке эти положения формулируются явно, в философии они могут некоторое время оставаться неявными. На неустранимость веры из философии обращали внимание многие мыслители.
Принципиальная особенность религиозного миропонимания – удвоение мира. В религиозном сознании действительность существует в двух плоскостях: профанной и сакральной, или естественной и сверхъестественной. Сверхъестественное, сакральное, - первично, оно определяет жизнь людей в обыденном мире, естественное, профанное, - вторично.
Религиозный ответ на мировоззренческие вопросы предполагает принципиальную неспособность человека переступить черту, разделяющую сакральное и профанное. Единственным способом объединения верующего с божественным миром является культ: обряды, ритуалы, молитвы, в некоторых случаях – медитация, а местом, где происходит пресечение священного и обыденного, выступает храм.
Если в представлении о сакральном времени различные религии сходятся (время божества – вечность), то в понимании времени обыденного мира предлагаются разные варианты. Христианское время растянуто в линию: от сотворения мира через грехопадение первых людей до второго пришествия Бога и Страшного суда.
Начало и конец земного времени смыкаются с божественным, а все, что происходит внутри исторической линии, предопределено божественным замыслом и развивается в соответствии с божественной волей. В греческом политеизме или в буддизме предлагается циклическая концепция времени.
Вселенная возникает из хаоса, развивается, а затем погибает, чтобы родиться вновь. Причина гибели, как правило, одна и та же: грехи человека, сумма которых превысила некий заданный уровень, удерживающий мир от гибели.
Современная культура предлагает человеку множество вариантов на мировоззренческие вопросы. Однако мировыми религиями признаются только три: христианство, ислам и буддизм. Версии мироздания, морально-этические нормы в них разнятся по содержанию, однако структура и смысл ответов один – устремленность к миру потустороннего, сверхъестественного и сведение смысла человеческого существования к поискам спасения.