Научные идеи Платона и Аристотеля. Наука в эпоху эллинизма
Бытие Платон – один из самых ярких представителей объективного идеализма, представлял мир как сочетание ощутимого мира вещей и невидимого мира идеи. Высшая идея абсолютного добра приносит в мир материальных вещей порядок и меру. Аристотель, не смотря на привязанность к учителю, был не согласен с ним во многих принципиальных моментах. Он представлял бытие как некую живую субстанцию, которая характеризуется 4мя основными/условиями:Материя,Форма,Причина,Цель
Материя – некое явление, которое существует объективно. Материя вечна, несотворима и неуничтожима, она не может уменьшаться или увеличиваться и выражается в форме пяти стихий – воздух, огонь, вода, земля и эфир. Под формой Аристотель подразумевал некое явление, которое является причиной, то есть началом, становления вещи из материи. Целью Аристотель в античной философии конечное благо, ради которого создана вещь. Относительное единодушие философы проявили в рассуждениях о душе. Душа – бессмертна и вечна, в то время как тело всего лишь ее оболочка. При этом Аристотель говорил о том, что душа – это внутренний регулятор, высший принцип организации человеческого существа. А Платон рассуждал осоставляющих души, выделив наиболее четко три из них:разумное начало,яростное начало,страстное начало.Разумное начало представляет собой направление деятельности человека на познание. Яростное начало стремится к порядку и преодолению трудностей, а страстное начало проявляет себя в качестве вожделений человека.Кроме того, четырьмя доказательствами Платон обосновывает теорию бессмертия души.
Государство Философия Платона и Аристотеля обратила взор к государству как социальному явлению. Платон предположил, что именно в результате разделения труда и было образовано государство. Государство в общем виде может быть двух типов: все подчиняются правителям или все подчиняются законам. Таким образом, Платон выделил три формы правления, каждая из которых в зависимости от наличия или отсутствия законного основания делится на две: Власть одного: законная — монархия, незаконная — тирания; Власть немногих: законная — аристократия, незаконная — олигархия; Власть большинства: законная — демократия, незаконная — охлократия. Наихудшей формой Платон считает демократию. На страже государства должно стоять правосудие. Аристотель внимательнейшим образом изучил формы государства и выделил шесть возможных типов: аристократия, тирания, монархия, охлократия, полития, олигархия. Так же как и до него Платон, Аристотель делит формы государства на хорошие и плохие, выделив политию как идеальный тип государства при котором умеренно сочетается демократия и олигархия.
ПознаниеПознание с философских позиций Платона возможно посредством ощущения либо постижения умом. Идеи философии Аристотеля положили начало логическому учению. Его теория познания гласит, что любое знание начинается с ощущений. Однако только путем ощущений нельзя получить объективное знание, потому как мир переменчив, а формой истинного знания можно считать только такие понятия, которые постигают сущность вещи.
Теорию мышления Аристотель сумел сформулировать с помощью таких категорий как понятие, суждение, умозаключение. При этом знание бывает двух видов – мнение и достоверное знание. Достоверное знание можно получить только логическим путем.
Аристотеля по праву считают основоположником формальной логики. Исходя из определения, данного Аристотелем, логика – это о выводе одних умозаключений из других сообразно их логической форме. Исследование логической терминологии, теории умозаключений, доказательств, логических операций привело к тому, что Аристотель сумел сформулировать основные законы мышления. Он сформулировал всемирно известные логические законы: закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;закон противоречия — «не противоречь сам себе»;закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».
ЭтикаЭтические вопросы также имели огромное значение для обоих философов. Идея высшего блага в поступках и мотивах поступков идей читается практически во всех работах Платона. Человек на протяжении всей жизни должен стремиться соприкоснуться с богом, путем сосредоточения на духовных ценностях.
Аристотель в свою очередь выделил 11 этических добродетелей, необходимых для гармоничного развития личности, в том числе: мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. По его мнению нравственный человек – это тот, кто умело пользуется разумом используя добродетели.
Историческое значение Античной философии Аристотеля заключается в том, что он сумел внести существенные поправки в ряд Платоновских положений, подарив миру свою собственную материалистическую трактовку происхождения мира, определил сущность материи и сформулировал 10 философских категорий, сформировав таким образом современный философский лексикон. Категории философии — это фундаментальные понятия философии, выражающие основные свойства и отношения явлений окружающей действительности и познания. Категории образовались в результате обобщения Аристотелем накопленного опыта исторического развития познания.
Самое удивительное состоит в том, что Аристотель и Платон проанализировав ранее достигнутые знания, сумели составить образное представление об устройстве мира, мышлении, этике намного веков опередив свое время.
Эпоха эллинизма стала периодом расцвета античной науки. Именно в это время наука стала отдельной сферой культуры,окончательно отделившись от философии. Ученых-энциклопедистов, подобных Аристотелю, теперь уже почти не было, но зато каждую научную дисциплину представляли имена крупных ученых. Немалую роль в развитии научных знаний сыграла всемерная поддержка науки эллинистическими правителями. В частности, Птолемеи способствовали превращению александрийского Мусея в главный научный центр цивилизованного мира того времени. В III—I вв. до н. э. большинство известных ученых либо активно работали в нем, либо получили в нем образование.
Античная наука имела ряд особенностей, отличающих ее от науки Нового времени, причем именно в эпоху эллинизма эти особенности проявились в полной мере. Так, в работе греческих ученых крайне малое место занимал эксперимент; главными методами научного исследования были наблюдение и логическое/умозаключение. Представители эллинистической науки были скорее рационалистами, чем эмпириками. Еще важнее то, что во времена античности наука была почта совершенно оторвана от практики. В ней видели самоцель, не снисходящую до «низменных» практических потребностей. А потому в эллинистическом мире при очень большом прогрессе в теоретических науках весьма слабо была развита техника. С точки зрения теории античная наука была не только готова к изобретению паровой машины, но и совершила это техническое открытие. Механик Герон Александрийский (он жил на рубеже I в. до н. э. – I в. н. э.) изобрел механизм, в котором вырывавшийся из отверстия пар своей силой подталкивал и заставлял вращаться металлический шарик. Но ни к каким практическим результатам его изобретение не привело. Для ученого паровое устройство было не более чем оригинальным плодом игры ума, а те, кто наблюдал за действием механизма, видели в нем занятную игрушку. Тем не менее Герон продолжал изобретать. В его кукольном театре выступали куклы-автоматы, которые самостоятельно разыгрывали целые пьесы, т. е. действовали по заданной сложной программе. Но и это изобретение в то время никак не было использовано на практике. Техника развивалась лишь в сферах, связанных с военным делом (осадные орудия, фортификационные сооружения) и строительством монументальных сооружений. Что же касается основных отраслей экономики, будь то сельское хозяйство или ремесло, то их техническая оснащенность из века в век оставалась примерно на одном и том же уровне.