Категория «материя» и её фундаментальное значение в философии и научном познании

Термин "материя" в переводе с латинского языка означает -вещества (материальный - значит создан из вещества). В материалистической философии под материей розумиютьсубстанцию ​​(то, что лежит в основе всех вещей, явлений и процессов). Категория "материя" позволяет понять единство разнообразных природных и искусственно созданных предметов и систем, а также установить отношения и связи между ними. Ею не исчерпываются только те предметы и явления, которые непосредственно доступны органам чувств человека. Она описывает и те возможные вещи, процессы, системы, миры, которые станут доступными для познания в будущем, когда будут усовершенствованы средства наблюдения (такие как микроскоп, телескоп и другие приборы).

Как известно из историко-философского вступления, термин "материя" был введен Аристотелем. Он проанализировал взгляды своих предшественников - натурфилософов, которые занимались поисками истока всего существующего в мире. По его утверждению, досократики брали за первооснову мира именно материю (вода у Фалеса, воздух у Анаксимена, огонь и Гераклита, атомы у Демокрита и т.д.). Он писал, что "большинство первых философов считали началом всего одни лишь материальные начала, а именно то, из чего состоят все вещи, из чего как первого они возникают и на что как последнее они, погибая, превращаются» (Аристотель.Метафизика). В своей философии он использовал термин "материя" для обозначения составной части любой вещи как ее возможность (или потенция). По его мнению, действительностью (или некоторой вещью) материя становилась только благодаря активной формы.

В эпоху Возрождения Бруно тоже рассматривал Вселенную как таковой, в котором все существующие вещи имеют две субстанции: формальную (он называл ее "мировой душой") и материальную. Причем материя у него есть единственной и познается только с помощью разума. В отличие от Аристотеля, Бруно считал, что материя является одновременно потенциальной (возможной) и актуальной (действительной). Будучи абсолютной, вечной, единственной, материя у него получает первенство перед формами, постоянно сменяют друг друга в материи. Материю, которая включает в себя все формы, он назвал природой, которая выступает прообразом верховным силой Вселенной. Он освободил понятие объективной первоосновы мира от обязательного (для прежних взглядов на материю) связи с конкретным субстратом (общим материальным носителем свойств вещей). По Бруно, какие-либо конкретные его виды (вода, огонь, атомы и т.д.) являются вещами, но не началом.

В Новое время содержание категории "материя" меняется. Декарт под материей понимает протяженную. Это был субстанцию, сущность которой он сводил к наличию трех измерений - длины, ширины и высоты. А все свойства материи, которые воспринимаются органами чувств (вес, цвет, твердость и т.д.), он считал случайными. Материя у него есть пассивной протяженной субстанцией, которая может делиться бесконечно, заполняет все пространство и везде остается тождественной собирационалистичний взгляд на материю. Локк предложил противоположный взгляд на сущность материи. У него, как эмпирика, материя является условным понятием, которое можно получить путем абстрагирования от конкретных и переменных свойств отдельных вещей. Гольбах отождествил материю с природой, что является единым целым, вне которого ничто не может существовать. Она является бесконечной в пространстве и времени, протяженная, делимая, имеет непроницаемость, способна принимать любые формы, которые сама же и производит.

Научное понимание материи в Новое время резко отличалось от философского. Поскольку естествоиспытатели занимались экспериментальным исследованием конкретных видов вещества в ее трех агрегатных состояниях (твердом, жидком и газообразном), то они сводили понятие материи именно к веществу. При этом выделяли некоторые ее свойства как абсолютные, неизменные. В частности, считали, что вещество состоит из неделимых атомов, которые имеют неизменную массу. Открытие в физике на рубеже ХIХ и ХХ веков (открытие электрона, явления радиоактивности, рентгеновских лучей, разработка квантовой теории света и теории относительности Эйнштейна) доказали необоснованность таких утверждений.

В середине XIX в. формируется марксистское учение о материи, в котором разграничиваются философское и естественнонаучное ее понимания. Энгельс писал, что материя - это нечто объективно существующее, телесное, наделено определенными общими свойствами, такими, как притяжения и отталкивания, дискретность и непрерывность и т.д. Он писал: "Такие слова, как" материя "и" движение ", является не более, чем сокращения, в которых мы охватываем, в соответствии с их общих свойств, множество различных вещей, которые воспринимаются чувствами. Поэтому материю и движение можно познать только путем изучения отдельных веществ и отдельных форм движения; и поскольку мы познаем последние, постольку мы познаем также и материю, и движение как такие "(Энгельс.« Диалектика природы »). Итак, в марксистской философии материя есть только созданной в теории умственной абстракцией, которая отражает объективно существующий мир.

Развивая, марксистское учение о материи Ленин дал ей следующее определение: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин. "Материализм и эмпириокритицизм »). В приведенном определении материи указывается только одна абсолютная свойство материи - быть объективной реальностью, то есть существовать независимо от воли и сознания человека. Данное определение имеет методологическое значение для развития естествознания, поскольку указывает на неисчерпаемость материи, изменчивость ее форм, которые подлежат конкретно-научному исследованию.

Современная наука изучает конкретные формы и уровни организации материи, углубляя наши знания об окружающем мире. Она выработала представление о материи как сложную самоорганизующуюся систему, которая находится в постоянных изменениях, элементы которой связаны между собой. В частности, естественные науки рассматривают следующие уровни организации материи:

- Неживой природы, которая имеет сложное строение. Она состоит из элементарных частиц; атомов; молекул; макротел; планет; галактик; систем галактик.

- Биологический уровень организации материи, в который входят системы доклеточных уровня - нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки; клетки; многоклеточные организмы (растения и животные) надорганизменного структуры (популяции, виды животных, биоценозы - например, лес как биоценоз, в котором взаимодействуют животные, растения, грибы и т.д.). Биологический уровень организации материи образует биосферу.

- Социальный уровень организации материи, который является особым типом материальной системы, называется человеческим обществом. В нем формируются и функционируют следующие структурные элементы, как семья, исторические формы общности людей (род, племя, община, народность, нация), классы, страты и другие социальные группы, образующиеся по различным признакам. Общество имеет свою историю, которая включает прошлое, настоящее и будущее в их неразрывном единстве.

Названные уровне организации материи взаимодействуют между собой, составляя в своем единстве Метагалактику (Вселенная). Различные уровни и формы организации материи исследуются различными естественными и общественными науками. Однако поскольку мир един, то и названные науки образуют целостную познавательную систему, которая обнаруживает не только особенности каждой, отдельно взятой формы существования материи, но и отношение и связи между ними. Поэтому особую роль в системе современной науки играют так называемые междисциплинарные науки, каковы синергетика, теория систем, информатика, биогеохимия, кибернетика и другие.

Наши рекомендации