Г. Сковорода про три мира и две натуры. Концепция «родства труда»

По мнению Г.С. Сковороды, сердце - истинно человеческое в человеке, оно проводит человека путем самосовершенствования. Учение Сковороды о двух натуры и три мира лежит в контексте поднятой им проблематики, что касается путей достижения истинного счастья. Определяющим для философа есть взгляд на мир, что состоит из двух натур. Идея о двух натуры мира, основана в платонизме и развита в христианстве, красной нитью протянулась через все философские труды мыслителя. В этом смысле смысл познания заключается в достижении истины, согласно которой все в мире состоит из двух противоположных натур: видимой и невидимой, внешней и внутренней, телесной и духовной, тлінної и вечной, обмана и истины, "твари" и Бога, материи и формы. Значение этих неразрывных натур неодинаковое. Основой всех вещей. их движущей силой является именно невидимая натура - Бог. Бог представлялся Сковороде как безпочаткове начало мира. Он является вечной главой и тайным законом любой "твари". Закон же этот - божественная природа, незримая, нетленная натура. Она - основа всего, сама же безначальна, не ограниченное ни пространством, ни временем, ни статью, ни именем. Бог, согласно взглядам Сковороды, является разлитым в универсуме духом, космическим разумом, добром и красотой.

Видимая натура, или "тварь", противоположная Богу. Это видимость вещей, она преходяща, поэтому не может быть истинной. Она скрывает от нас истинную основу всего существующего - невидимую натуру, или истину. Две натуры противостоят друг другу, но в то же время они неразрывно связаны между собой. Невидимая натура определяет основу всего сущего и существует только в видимой натуре. Видимая натура является как бы тенью, которая неразрывно связана с тем, отражением чего она является. А поскольку невидимая духовная натура не имеет ограничений ни во времени, ни в пространстве, то вечна и ее тень - материя.

Сосуществуя рядом, невидимая и видимая натуры находятся в постоянной взаимной борьбе. Тело воюет с духом, дух с телом. В свете концепции двух натур культура выступает как сфера реализации второй, невидимой, натуры как сфера реализации духа. Культура имеет символическую природу, особенно это заметно в свете размышления Сковороды о Библии как о символический мир. Таким образом, Г.С. Сковорода специфически понимал суть двух натур - специфического и сковородиновского понимание Бога. С одной стороны, он в пантеїстичному духе называл Бога природой, переносил его с неба в мир вещей, с другой же - не менее решительно разграничивал духовное, божественное и телесное начало. Для философских взглядов Сковороды характерно одновременное сочетание и разграничение Бога и природы. Бог, невидимая натура, по его мнению, имманентный вещам, всему сущему, и в то же время не переходит в них, не сливается с ними, оставаясь в них то, что "завесою сокровенной и дверью затворенное". Чтобы достичь Бога, необходимо перейти черту, которая отделяет невидимую натуру от видимой натуры. Учение о двух натуры органически связано с основополагающим для творчества Г.С. Сковороды учением о трех мирах. Все существующее, по его мнению, делится на три специфические виды бытия ("миры") - большой (макрокосм), малое (микрокосм) и символический (Библия).

С концепцией "родства" связан и принцип "неравной равенства" как идеала межличностного общения. Полемизируя с французскими просветителями, Г.С. Сковорода противопоставил указанный выше принцип принципа "ровной равенства". По его мнению, через индивидуально неповторимый связь с Богом каждый человек отличается от других своей внутренней природой. Идея равенства имеет смысл соответственно к созданию достаточных предпосылок для каждого реализовать свою способность к "родственного жизни". Различные способности человека определяются своеобразием проявлений Бога в каждом. Соответствие жизнь нравственному идеалу, которую обосновывал Г.С. Сковорода, определяется не только "родственными" особенностями, но и тем, насколько человек способен постичь эти особенности и перестроить свою жизнь в соответствии с ним.

Таким образом, утверждаемый Г.С. Сковородой путь к счастью пролегает через самопознание, направленное на постижение человеком собственной сущности и Бога. А органом самопознания есть сердце, в котором концентрируется энергия саморазвития человека. Сердце как совокупность чувств, желаний, стремлений, как средоточие человека является той силой, в которой заключается жизнь человека. Сердце, за Сковородой, - это духовная субстанция, которая является основой человеческого бытия и источником жизнедеятельности человека. Поскольку духовную субстанцию и источник деятельности создает в человеке Бог, то философ часто отождествлял сердце с Богом или Словом Божьим. В этом и заключается метафизический аспект понимания сердца. Совершенное сердце присуще тому человеку, который уже осуществила преобразования, очистилась от тления, занята поисками в себе истинного духовного начала.

Наши рекомендации