Философский эмпиризм бэкона, гоббса и локка
Родоначальником английского эмпиризма и материализма Нового времени был Ф. Бэкон (1561-1626). Его перу принадлежат трактаты «О достоинстве и приумножении наук», «Новый органон», «О началах и истоках», «Новая Атлантида» и др. Именно с Бэкона начинается резкая смена ориентаций в отношении к науке и она из подозрительного и праздного в глазах многих людей времяпрепровождения становится важнейшей областью человеческой культуры.
Умозрительной схоластике Бэкон противопоставил концепцию «естественной» философии, основанной на опытном познании. Схоластика, по его мнению, бесплодна как монахиня, посвятившая себя богу. Вместо плодов она приносит шипы и чертополох пустопорожних споров. Но если схоластика бесплодна и вредна, то союз философии с естествознанием есть «законное супружество, которого необходимо добиваться всеми силами».
Для реформы науки и развития естествознания необходимо, по мнению Бэкона, научиться правильному мышлению. Это, в свою очередь, требует очищения разума от заблуждений, выступающих препятствием на пути познания природы. Бэкон выделяет четыре рода заблуждений, которые он называет идолами или призраками:
1) идолы рода, имеющие основание «в самой природе человека, племени или в самом роде людей, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей»;
2) идолы пещеры есть «заблуждения отдельного человека», обусловленные «малым миром», «пещерой» индивида;
3) идолы площади проистекают из взаимного общения людей;
4) идолы театра, которые вселились в души людей из разных догматов философии, а также из начал и аксиом наук.
Общий смысл учения об идолах определяется его воспитательной функцией. Однако перечисление идолов еще не дает гарантии движения к истине. Такой гарантией является тщательно разработанное учение о методе.
Бэкон не только заложил основы материалистического понимания природы, но и дал обоснование индуктивному методу как движению мысли от частного к общему. Проблему выбора истинного метода и ее решение Бэкон излагает аллегорическим способом. По его мнению, существуют три основных пути познания - паука, муравья и пчелы. «Путь паука» представляет собой попытку выведения истин из самого сознания при полнейшем пренебрежении к фактам. «Путь муравья» - это узкий путь, представители которого собирают разрозненные факты, но не умеют их обобщать. Истинным является «путь пчелы», который соединяет в себе достоинства названных «путей» и свободен от недостатков каждого из них.Таким образом, единство чувственного опыта и размышлений может быть верным руководителем на дороге к истине.
Бэкон считал, что метод «пчелы» помогает обнаружить материальные причины и обеспечивает изучение самой материи и законов ее действия. Материя многокачественна, ей присущи различные формы движения: колебание, сопротивление, инерция, стремление, напряжение, жизненный дух, мука и т.д. Эти формы были фактически характеристиками механической формы движения материи, которая в то время была наиболее полно изучена.
Люди, по мнению Бэкона, могут быть господами и хозяевами природы. Однако степень господства человека над природой зависит от уровня развития его знаний. Отсюда следует, что «знание и могущество человека совпадают». Бэкону принадлежит знаменитый афоризм: «Знание - сила», в котором выражена практическая направленность науки.
Дальнейшее развитие и систематизацию материализм XVII в. получил в творчестве Т. Гоббса (1588-1679). Он написал такие работы, как: «О теле», «О человеке», «О гражданине», «Левиафан». В них Гоббс пытался дать всеохватывающую философскую систему, стремясь придать метафизическому материализму классическую механистическую форму. Являясь типичным механицистом, он отвергал бэконовскую многокачественную и многокрасочную картину мира, сводя все к механике и математике.
Будучи представителем передовой философии своего времени, Гоббс выступал против церкви и религиозной схоластики и ставил своей целью создание философии, тождественной естественному человеческому разуму и способной научить людей правильному мышлению. Математику он считал образцом знания и утверждал, что только она способна дать необходимо достоверное и всеобщее знание.
Философия, по Гоббсу, «врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах». Под рассуждением он понимает исчисление, поскольку вычислить - означает найти сумму складываемых вещей или определить остаток при вычитании чего-либо из другого. Таким образом, рассуждать - это то же самое, что складывать и вычитать. Таким образом, логика у Гоббса совпадает с математикой, а мышление - с техникой счета.
В центр философии Гоббс ставит понятие тела, под которым понимается то, что имеет свойства, что подвержено возникновению и уничтожению. Опираясь на такое понимание тела, он выделяет в философии две части - философию природы и философию государства. Если первая охватывает предметы и явления, которые называют естественными, то вторая - искусственные тела, возникающие благодаря человеческой воле, в силу договора и соглашения людей.
Гоббс был представителем номинализма и эмпиризма в гносеологии, хотя в его учении налицо и некоторые элементы рационализма. Он подчеркивал, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которого не было бы первоначально в органах ощущения. Гоббс различал два рода знания: 1) знание, доставляемое ощущением и памятью и дающее нам лишь знание фактов и 2) знание научное, представляющее собой «знание связей и зависимостей фактов». При этом он отвергает декартовскую интуицию как высший вид познания.
Гоббс принадлежит к числу тех философов, которые, создавая всеобъемлющую философскую систему, выделял одну главную проблему - проблему государства. Решая ее, он высказал ряд новых идей о человеке и обществе. Гоббс считал, что люди, стремясь выйти из естественного состояния, создают на основе общественного договора государство. Государство есть некое искусственное тело, механизм, живущий искусственной жизнью. Главная его цель - забота о благосостоянии граждан. Государство понималось им в качестве единственной формы существования общества.
Человек рассматривается Гоббсом одновременно и как природное, и как моральное существо. Он механически сопоставлял человека как естественное тело и государство как искусственное тело. Душа государства - верховная власть, его суставы - судебные и исполнительные органы, нервы - награды и наказания, память - советники, разум - справедливость и законы, здоровье - гражданский мир, болезнь - смута, смерть - гражданская война. Исходя из принципов «человеческой природы» он объяснял общественную жизнь. По Гоббсу, в ходе исторического развития на смену естественному равенству людей приходит неравенство. Этому способствует возникновение собственности, обусловленное развитием труда.
Проблемы теории познания, человека и общества являлись главными в творчестве Дж. Локка (1632-1704). В работе «Опыт о человеческом разумении» он исследует пути, какими идеи, знания, принципы приходят в человеческую душу. Находясь на сенсуалистических позициях, он писал: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Локк выступил против теории врожденных идей. Он считал, что все идеи возникают из опыта, который бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний опыт - ощущения - дает нам простые идеи. Внутренний опыт - рефлексия - дает нам идеи о наших собственных состояниях (мышление, волнение и пр.). При этом под опытом понимался индивидуальный чувственный опыт.
Основополагающими среди социально-политических работ Локка являются «Два трактата об управлении». Свои политические взгляды он обосновывал при помощи философии истории, ядром которой были учения о естественном праве и общественном договоре. В отличие от Гоббса он считал, что общество сложилось до появления государства. Верховным сувереном в государстве является, по его мнению, не правительство, а нация. В работах Локка изложены принципы естественного права. К неотчуждаемым правам человека он относит три основных права: на жизнь, свободу и собственность. Следствием принятия этих неотчуждаемых прав является правовое равенство индивидов. Власть должна обеспечить правопорядок, дающий каждому возможность получать выгоду, не ущемляя свободу и интересы других. Локк разработал также теорию разделения властей. Он считал, что верховная, законодательная власть принадлежит буржуазному парламенту, который решает вопросы «по воле большинства». Исполнительная власть, включающая в себя судебную, военную и федеративную, передается кабинету министров и лишь отчасти королю. Все эти полномочия четко определяются и регулируются законами, строго контролируются парламентом.