Классический период русской философии
Тема 6: История русской философии.
Ранний период в русской философии: истоки, особенности.
Философская мысль русского народа.
Русская философия представляет собой значительное явление духовной культуры человечества. Русская философия имеет почти тысячелетнюю историю и включает в себя большое разнообразие течений, школ, учений.
В истории русской философии принято выделять четыре основных периода:
- Ранний период русской философии, её становление (XI - XVII вв.).
- Философская мысль «русского Просвещения» (XVIII в).
- Классический период в развитии русской философии (XIX в).
- Советский период (XX в).
Особенности развития в русской философской мысли:
1. Россия – огромный Восток-Запад. Она находится на перекрёстке мировых культурно-исторических процессов. Это определило возникновение течений: западничества и славянофильства.
2. Отмечается запоздалый исторический спад в развитии русской философии. Русская философская мысль зародилась в эпоху рассвета Киевской Руси на волне Христианизации страны (конец X века).
3. На развитие русской философской мысли активное влияние оказало православие, как решение, ориентированное на высокие общечеловеческие ценности: добро, милосердие, справедливость.
Первый или ранний период в развитии русской философии совпал с периодом Древней и средневековой Руси.
В IX – X вв. у славянских народов появляется своя письменность, а в XI - XII вв. в рукописных книгах начинает встречаться термин «философия» или любомудрие. Первым древнерусским философом принято считать киевского митрополита Иллариона. В работе «Слово о законе и благодати» он отметил, что христианизация Руси – это завершающий этап распространения этой веры. Крещение Руси открыло путь к жизни вечной, истине и благодати. В работе «Молитва», он рассуждает о человеке. Человек – греховен, нестоек. Эти качества устремляют человека к «земному», порабощают его заботами житейскими. Для спасения человека, всегда требуется его обращение к Богу.
Владимир Мономах – древнерусский князь. В работе «Поучения» он изложил систему этических правил мирянина и призывал: «не забывать», «не гордиться», «не ругать», «чтить гостей своих», «не лениться». Основой всего поведения человека должен быть страх, ужас перед Божьим наказанием. Главная задача бытия человека в этом мире заключается в спасении души.
В XIV – XVII вв. появилась «политическая философия». Это время – укрепления Московского княжества, как центра единого Русского государства. В XVI в. псковский монах Филофей создал религиозное учение о Москве, как о «Третьем Риме». Суть данного учения состоит в следующем. «Старый Рим», бывший в своё время центром христианства, был завоёван варварами. «Новый Рим», с центром Константинополь, погиб от завоевания турок – это божье наказание им за отход от подлинной веры. «Третьему Риму» – Москве самой судьбой предназначено быть истинным продолжателем христианского учения. Москве суждено стоять вечно, а «Четвёртому Риму» - не бывать.
XVIII век стал заметной вехой в истории русской философии: шло быстрое развитие наук, ремёсел, активная реформаторская деятельность Петра Великого. В этот период Русь стала империей. Философию стали преподавать в светских учреждениях Москвы и Петербурга.
Большой вклад в идеологическое обоснование Петровских реформ, в развитие в стране знаний внесла «Учёная дружина» Петра I (Кантемир, Татищев, Посошков). Выдающуюся роль в развитии научного и философского мышления сыграл М.В. Ломоносов – заложил основы материалистической философии. И в 1755 году основал московский ниверситет.
Важную роль в развитии русской философии сыграл Радищев. В своём произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он критиковал крепостное право и самодержавие в России. Порабощение человека является преступлением перед ним; угнетение человека человеком – противоречит его естественным правам. Во второй своей работе «О человеке, о его смертности и бессмертии» Радищев пишет, человеческая душа бессмертна и возрождается после смерти тела в других телах, тем самым человеческий род постоянно совершенствуется.
Классический период русской философии.
XIX век – это «золотой век» русской философии по богатству ярких имён, учений. Начало этого периода связано с творчеством Чаадаева. Он один из первых анализировал особенности литературного развития России и Западной Европы. Его философия дала толчок к расколу русской философии и в 30 - 40 гг. причем в своих первых философских письмах он преклоняется перед западом за высокий уровень развития техники, науки, культуры, а Россия заблудилась на земле и осталась в стороне. А позднее стал критически относиться к западной цивилизации, указывал на пороки людей: враждебность, жизнь по расчету, указывал на достоинства русского человека: совестливость, солидарность и щедрость души. В целом, творчество Чаадаева привело к расколу русской философии: славянофилы и западники.
Славянофилы – братья Аксаковы, Хомяков и др. Они выразители чувственно-эмоционального начала в русском рациональном сознании.
- Славянофилы критиковали западную цивилизацию за то, что там всё продаётся и всё покупается
-Славянофилы подчёркивают, что православие – это духовная основа русской нации
- монархия – лучшая форма общественного устройства.
-Для славянофилов характерна идея соборности – это выражение коллективистского духа русских людей. Соборность – собирание всех сил общества ради общего дела.
Славянофильство основывается на трёх принципах:
1) Православие;
2) Самодержавие;
3) Народность.
Славянофильство – это философия коллективизма.
Западники – Герцен, Белинский, Огарёв. Они являлись выразителями рационального начала в русском сознании.
- критиковали религию и церковь
-поодерживали реформы Петра1
-Западники приклонялись перед идеалом европейского человека, за его трудолюбие, за его пунктуальность, терпимость к инакомыслию.
-Западники любили Россию и желали ей процветания, но видели другие пути её развития.
Заметным явлением русской философии в 60 - 70 гг. XIX века было народничество, основанное на идеях крестьянского социализма. Три ветки:
1) Анархистская – во главе с Бакуниным. «Нужно идти в народ и звать его против государства».
2) Пропагандистская – во главе с Лавровым. «Главная движущая сила общества – это передовая интеллигенция или критически мыслящие личности и призыв к ним пропагандировать социалистические идеи».
3) Заговорческая – во главе с Грачёвым. «Сам народ не способен изменить ситуацию, т.к. он излишне терпелив. Революцию совершает революционное меньшинство».
Философская мысль конца XIX – начала XX веков включает в себя такое течение, как русский космизм (Циолковский, Умов, Фёдоров). Циолковский в своих работах высказал мысль о возможной населённости космоса живыми разумными существами, способными ассимилировать солнечную энергию напрямую. Циолковский призывал к активному освоению космического пространства. «Освоение космоса даст человеку гору хлеба и бездну могущества. Но человек в космосе столкнётся с враждебными природными силами, и его природа изменится».
Фёдоров в своей книге «Философия общего дела» пишет, что главный враг человека на Земле – это смерть, и людей следует делить не на богатых и бедных, а на живущих и умерших. Долг живущих перед умершими, которые дали нам всё, - объединить достижения всех наук (астрономии, медицины) и добиться имманентного воскрешения всех когда-либо живущих на Земле людей.
Идея Фёдорова. Он считал, что борьба за антологическую свободу (со смертью) объединяет людей на самом фундаментальном уровне, а не разъединяет их.