Новаторство «Божественной комедии» Данте
Избирая сюжетом «Божественной комедии» воображаемое путешествие по Аду, Чистилищу, Раю, Данте, казалось бы, не изобретал ничего нового. В средневековой литературе, как уже отмечалось, пользовались популярностью сюжеты о странствиях по неведомым странам, картины загробного мира, адских мучений, райского блаженства, описания снов, видений и т.п. Клерикальная литература, создававшаяся на латинском языке, выработала жанр видения – повествование о путешествии души во время сна по загробному миру.
Но прикосновение Данте к традиционному материалу в рамках традиционного в Средние века жанра «видения» свершило чудо: через «видение» распахнулось окно не столько в потусторонний, сколько в реальный мир. Личное и вселенское, космическое и человеческое, идеальное и материальное объединились в высшем поэтическом синтезе, в центре которого объективно оказался не Бог, а человек. Этот синтез продуман до мелочей, он словно сконструирован на чертежной доске при помощи циркуля и математических расчетов. Мир, нарисованный в «Божественной комедии», геометрически выверен, точен, вычислен до миллиметра и гармоничен, т.к. мудрость творца распределила в нем безобразное, обыкновенное и прекрасное. Но неверно думать, что в поэме Данте господствует лишь холодный расчет, рассудочная схема. «Божественная комедия» очень человечна, пристрастна и буквально дышит жизнью. Упорядоченность, гармония и симметрия подчинены в ней одной идее – указать человечеству путь к исправлению и спасению, олицетворением которого является возвышенная любовь поэта – Беатриче.
При этом отвлеченные идеи находят у Данте вполне реалистическое воплощение, его воображение опирается на картины действительности, поэтому в поэме так много подлинных имен современников Данте и сравнений из повседневной жизни.
Образы «Божественной комедии» не бесплотные тени. Даже находясь по ту сторону жизни, они волнуют своей достоверностью и не могут оставить читателей равнодушными. Прежде всего это относится к Аду, где томятся души грешников – людей не придуманных, а реальных, многих из которых сам поэт умом осуждает, а сердцем жалеет. По воле автора через мир потусторонний с читателем говорит мир близкий, земной. Потустороннее у Данте нисколько не заслоняет земного; мифологический план смыкается с реальным. Это зачатки того нового, что получит развитие в эпоху Ренессанса: на смену вертикальной концепции мира придет горизонтальная, связанная с приоритетным интересом к земным просторам, а не к небесным высям.
В начале «Божественной комедии» автор говорит о себе, включает себя в повествование (которое ведется, кстати говоря, не на книжном латинском, а на живом итальянском языке). Древний же эпос был анонимным, не выставлял на показ своего творца, в отличие от эпохи Возрождения с ее индивидуализмом.
Будучи главным действующим лицом поэмы, Данте добивается потрясающего эффекта своего реального присутствия в художественном мире произведения, обретая тем самым не метафорическое, а вполне ощутимое бессмертие. Он, живой человек, сын своего времени, сумел запросто перешагнуть его переделы, как перешагнул он предел между этим и тем светом, сделавшись современником огромного числа людей.
Морально-религиозная концепция «Божественной комедии», взятая в целом, коренится в специфике средневекового мировосприятия. Эта монументальная по своей форме поэма художественно развивает в трех своих частях средневековое учение католической церкви о существовании в потустороннем мире трех сфер – Ада, Чистилища, Рая. Но величие и значение Данте не в приверженности к религиозным доктринам, не в идеализации прошлого Флоренции, а в его поразительном таланте провидца, предвещавшего новую эру в истории человечества.
В разработке проблематики «Божественной комедии» Данте проявилось новое, гуманистическое миросозерцание поэта, которое сказалось и в романическом интересе к судьбам отдельных грешников, и в обращении к античности, и в изображении им самого себя как рассказчика, проходящего в сопровождении римского языческого поэта Вергилия по всем трем потусторонним сферам и глубоко переживающего все увиденное; и в отношении к любви – не как к чему-то греховному, плотскому, а как к чувству романтическому, высокому и прекрасному, что выразилось в его отношении к Беатриче; и во внимании к человеческой личности, ее страстям и психологии; и в любви к природе и всему земному материальному миру.
Художественное сознание Данте не разделяло искусства, философии и науки. В его поэме заключен весь мир, каким его представлял сам поэт. Это грандиозная картина мироздания, природы и человеческого бытия. Мощная поэтическая фантазия Данте нарисовала такую цельную систему необыкновенных миров и исполненных музыкой небесных сфер, которую не смогла создать вся предшествующая литература со времен Гомера. Поэма Данте объемлет всю Вселенную и все времена, в ней изложена летопись человеческого рода. Своим творчеством Данте открыл новую эпоху в мировой литературе. Он показал всем пример способности искусства охватить одним взором весь мир.
«Божественная комедия» Данте – итог развития идейно-политической и художественной мысли самого поэта, а также философско-художественный синтез всей средневековой культуры. Жанровая форма дантовского шедевра – явление в своем роде просто уникальное, синтезировавшее в себе многовековые традиции художественной литературы и беспрецедентное по поэтической смелости и продуманной художественной целесообразности новаторство: опираясь на опыт Гомера, Вергилия, создателей средневековых «видений», Данте пошел гораздо дальше своих предшественников, построив художественный мир «Божественной комедии» как некий пространственно-временной универсум, соответствующий христианской концепции бытия, усложнив его мощной поэтической фантазией, отвечающей новым гуманистическим представлениям.
Фантастическая поэма Данте, сочетающая в себе эпическое начало и лирико-драматические элементы, вобравшая в себя универсальное философское содержание, стала своего рода мостом к гуманистической культуре Возрождения, а сам автор по праву может считаться первым поэтом нового времени.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асоян А.А. «Почтите высочайшего поэта…»: Судьба «Божественной комедии» Данте в России. – М., 1990.
2. Баткин Л.М. Данте и его время. - М.,1965.
3. Голенищев-Кутузов И.Н. Данте. – М.,1967. – (Жизнь замечательных людей).
4. Голенищев-Кутузов И.Н. Примечания // Данте Алигьери. Божественная комедия. – М., 1967.
5. Голенищев-Кутузов И.Н. Творчество Данте и мировая литература. – М., 1971.
6. Дживелегов А.К. Данте Алигиери: Жизнь и творчество. - 2-е изд., перераб. – М.,1946.
7. Елина Н.Г. Данте: Критико-биографический очерк. М., 1965.
8. Клодель П. Введение к поэме о Данте // Вопросы философии. – 1994. - № 7 – 8.
9. Мандельштам О. Разговор о Данте // Мандельштам О. Слово и культура. - М., 1987.
10. Шайтанов И.О., Афанасьева О.В. Зарубежная литература: Сред. века: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1996.
Приложение № 3