Философия Древней Индии: влияние на современность йоги, джайнизма, буддизма
Все философские школы Древней Индии условно различают по отношению к «Ведам» на ортодоксальные и неортодоксальные, то-есть считающие «Упанишады» и другую ведическую литературу неизменным авторитетом, как позже правоверные христиане «Новый завет», и не фундаменталистски относящиеся к этим источникам знаний предков, а, для того, чтобы привлечь молодежь, готовую к отказу от ряда догм и к обновлению и дополнению, осовремениванию писания. К ортодоксальным школам относят индуизм, йогу, веданту, мимансу, санкхья, вайшешику. А к неортодоксальным школам принадлежат джайнизм, буддизм, чарвака, настика, локаята. Неортодоксальные школы не признавали кастовое деление общества, были за централизованное государство и против раджей и жрецов-брахманов. Все философские школы Древней и средневековой Индии расположены идейно как бы между двумя полюсами: ведантой как самой значительной школой объективного идеализма и чарваков-локаятов как наиболее материалистическим направлением индийской философии.
В системе вайшешика центральным является учение об атомистическом строении мира. Школа ньяя главное внимание уделяет теории познания и больше всего логике. В санкхье главная категория – материя, наряду с которой признается существование множество независимых от нее душ (пуруша). Миманса ставит цель объяснить ведический ритуализм рационально. Веданта представляет собой наиболее влиятельное на Востоке изложение монистического объективного идеализма, с которым мы познакомимся в европейском варианте философии Платона. Лучше понять философию любого направления всегда помогает ответ на вопрос: чья? Всякая философия всегда для кого-то. И не так важно видеть, откуда появился автор, как понять кому он стремился дать миропонимание и жизненные ориентации. Йоги чаще всего происходили из брахманов, джайны – из кшатриев, буддисты – из вайшьев, индуисты – шудр, а из обедневших раджей локаяты, джайны и настики. Но все эти мировоззренческие школы обслуживали не только и не столько эти касты и социальные общности.
На родине прирученных слона, лошади и коровы задача йога - стать хозяином своего тела, чувств, души и мыслей, облагородить себя через добрые бескорыстные дела и, пробудив оккультные возможности, не дать жадным погубить человечество, став представителями мирового космического разума на Земле. «Мы ответственны за то, кем являемся, и способны сделать себя тем, кем хотим быть» - утверждал Вивекананда. Надо подняться по ступенькам мастерства быть хозяином своей жизни. В Хатха-йоге научишься незашлаковывать тело, искусству пить и питаться, дышать и двигаться, став хозяином своего здоровья и витальных потребностей. В Карма-йоге научишься быть хозяином эмоций и чувств, души и потоков мыслей. И так поднимаясь к совершенству на каждой ступени выдавишь из себя раба страстей и вожделений, раба государства и семьи, долга и идей, облагородив нрав и возвысив дух. Своим примером ты поможешь слабым обретать силу, пробуждая в них экстрасенсорные способности. Каждый способен на многое, ты поможешь понять на что именно.
Йогой из века в век увлекались многие интеллектуалы разных стран. В 20 веке йога была очень популярна даже в России и США, она внесла свой вклад в космонавтику, медицину и международную разведку. Йога - одна из школ Индии, практикующая управление сознанием с помощью дыхания и упражнений. Йога разрабатывает преимущественно психологические вопросы о путях и средствах «очищения» сознания от повседневной суеты предметного мира во имя защиты планеты от самоуничтожения.
Джайн по примеру учителя Махавиры Вардхаманы должен быть аскетом и альтруистом, не причинять вреда живому и стремиться заслужить смерть в борьбе со злом, чтобы твоя душа слилась с мировой душой уже свободной от новых заточений в темницы тел. Джайнизм утверждает, что все в мире имеет душу, исходя из чего джайны верны принципу ненасилия (ахимса). Для джайна каждая вещь и явление природы имеют бессчетное множество свойств и определений, что позволяет релятивистски о каждом предмете считать утвердительные суждения равноценными отрицательным. Сознание джайны понимают как функцию души (джива), которая находится в ряду других.
Студенчество Запада после 2 мировой войны увлеклось джайнизмом в форме хиппи, совершив своего рода мировоззренческую революцию в ряде стран, особенно во Франции. Даже президенту Саркази спустя 40лет после событий 1968 года не удалось отнять основные права студентов и женщин, например, при приеме на работу без стажа после окончания вуза. Джайны остались узким слоем «золотой молодежи», недовольной мещанствующими родителями.
Буддизм возник на рубеже 7-6 веков до н.э. и сразу поставил задачу избавить от страданий людей, но ненасильственно, предлагая помочь другим, для чего надо, признав 4 истины Гаутамы, научиться хотеть только что надо и все, что надо, мочь.
И так: «Четыре благородные истины» лежат в основе буддизма и первая истина - жизнь каждого живого существа есть постоянное, но не неизбежное страдание! Даже рождение, не говоря о болезнях, социальной неустроенности жизни, старости и смерти есть страдание. Избавление от страданий ведет к нирване – полному угасанию страстных желаний. Нлавное внимание в буддизме уделяется достижению нирваны посредством изучения причинно-следственных связей, вызывающих страдания событий. Все бесполезное для достижения спасения от страданий ранний буддизм обходит молчанием, не признавая субстанциональности бытия Бога и души – Брахмана, атмана, пуруши. Отрицание субстанциональности всего сущего приводит буддизм к мысли о его нереальности, относительности, что все эти понятия пустые – шунья. Буддизм, отрицая субстанциональность сознания и единство его природы, признает реальность психического «я» и понимает сознание как поток состояний психики. Школа буддизма виджнянавада считает сознание единственной реальностью (субъективный идеализм).
Восьмеричный путь и «золотая середина» между роскошью и аскетизмом превратят тебя в архата, монаха, добровольно помогающего желающим тоже поменьше страдать и побольше радоваться жизни. В буддизме нет ни богов, ни бессмертия души, ни свободы воли – всего, что было основой западной философии и религии, но есть вера в способность человека разумно изменить себя. При этом, как и в джайнизме, признается равенство всех каст (варн), выдвигается идея договорного создания и существования государств, люди всех государств, народов и социальных слоев призываются к миру и дружбе. В «Артхашастре» высказывается мысль о том, что основой социальной жизни является хозяйственная экономическая деятельность.
Надо только определить для себя смысл жизни, соответствующий ему образ жизни, стать бдительным к дурным мыслям и желаниям и стремиться к самосовершенствованию с помощью советов Будды (просветленного учителя): «Нет человека, достойного только порицания или только похвалы. Умный знает свою глупость, а считающий себя умным воистину глупец».Буддизм становится все популярнее в современном мире и благодаря интересному учению, и благодаря быстрому расселению по богатому миру выходцев из стран, где буддизм является традиционной религией. Буддизм распространился за 2,5 тысячи лет с территории нынешнего Непала на народы Тибета, Индокитая, Китая, Японии, Монголии, народы Востока России. Растут сторонники буддизма по всему миру, включая отдельные группы и в европейской России.