Функции философии науки
С предметом философии науки тесно связаны и ее функции. Представляется целесообразным выделить те из них, которые способны формировать онтологические, гносеологические, логические, методологические и аксиологические основания науки. Онтологические основания науки представляют собой принятые в науке взгляды на устройство бытия, типы материальных систем, характер их детерминации, общие законы функционирования и развития материальных объектов и т. д. Важнейшим исходным пунктом онтологического основания науки является признание существования наличествующего, способного пребывать в поле видимости объекта познания. Многие компоненты познаваемого человеком мира не существуют в легкодоступном для познания и неизменном виде. Более того, в познании ученым часто приходится иметь дело, например в ядерной физике, с мгновенно изменяющимися объектами, существование которых кратковременно, да и то в условиях сложных экспериментов. Нередко граница между их бытием и небытием поддается фиксации лишь с большим трудом. В этой связи разночтения в понимании объектов и различия в преодолении трудностей их познания создают почву для формирования различающихся онтологических концепций. Одни философы не сомневались в реальности существования мира и в возможности его познания, другие его существование ставили под вопрос и сомневались в том, что о нем возможно истинное знание. Для осуществления научной деятельности важно знать, что ты в этой деятельности имеешь дело с реальным объектом, а не с фантомом сознания.
Вырабатываемые философией представления о бытии, соединяясь с естественнонаучными представлениями о материи, движении, пространстве и времени, находят отражение в общенаучной картине мира. Как основание науки, она представляет собой целостную систему представлений о мире, сформированную в ходе систематизации достижений науки. В системе научного познания научная картина мира наряду с идеалами, принципами и нормами исследовательской деятельности выступает основанием научно-исследовательской деятельности и применения полученного научного знания.
Гносеологические основания науки связаны с определенной трактовкой природы познания, отношения знания к реальности, условий его достоверности и истинности, надежности основных закономерностей процесса научного познания, соотношением эмпирического и теоретического уровней, статуса научных понятий и т. д.
Логические основания науки — это принятые в науке правила формирования идеальных объектов: абстрагирование, моделирование, образование исходных понятий, правила, выводы и т.д.
Методологические основания науки представляют собой принимаемые в рамках той или иной науки положения о методах получения истинных знаний, способах доказательства и обоснования теорий, установления достоверности результатов научного познания, их соответствие критериям научности.
Аксиологические основания науки выступают как принятые утверждения о практической и теоретической значимости науки в целом в жизни общества, о целях науки, о связи науки с общественным процессом, о гуманистических и этических аспектах науки.
Значимая функция философии науки выражается в участии в выработке и совершенствовании языка науки. При этом имеет очень важное значение семиотический анализ языка, который осуществляется в трех планах:
а) синтаксическом, акцентирующем внимание на анализе правил образования и преобразования выражений языка, или их морфологии и синтаксиса;
б) семантическом, при котором устанавливается смысл языковых выражений;
в) прагматическом, при котором осмысливается процедура применения семиотической системы на практике.
Важную роль играет социальная функция философии науки. Философия науки призвана создавать позитивный образ науки в общественном сознании. Позитивный образ науки в условиях демократии и рыночных отношений способствует развитию научных исследований за счет государственных и частных инвестиций, вовлечению в науку новых когорт исследователей, помогает формировать идеалы научного образования в современных учебных заведениях. Особенно остро проблема формирования позитивного образа науки в общественном сознании встала в последние десятилетия ХХ в. В этот период в Европе и США развернулась острая критика науки. Вполне оправданное неприятие сциентизма и манипулятивной социальной инженерии оказалось направленным против самой науки как таковой. Наука стала трактоваться как источник всех бед человечества. Научно-рациональный дискурс отождествлялся с технократическим. В нем стали видеть отражение притязаний на власть над природой, и над обществом, и над человеком. Такая критика науки, при всей ее необоснованности, поставила перед философами и учеными ряд новых проблем, прежде всего этических. Она привела к осознанию учеными ответственности за возможные последствия своей деятельности, к формированию движения научного сообщества за повышение социальной ответственности ученых и инженеров, к осмыслению глобальных проблем — энергетической, экологической и др. Под влиянием этой критики все больше осознается необходимость этической регуляции научной деятельности, особенно в тех областях, которые вредоносны для человека. Этим объясняется целый ряд запретов на проведение экспериментов в ядерной физике, генетике, геномике и т. д. В этике появились такие области, как этика науки, экологическая этика, биоэтика. Некоторые исследователи выделяют также нормативную функцию науки. Проводимое в философии науки описание деятельности ученого, можно рассматривать и как предписание — «делай так же». Но такое предписание может быть только побочным результатом философии науки. Философия науки в наше время преодолела ранее свойственные ей иллюзии в создании универсального метода или системы методов, которые могли бы обеспечить успех исследования для всех наук во все времена. Она выявила историческую изменчивость не только конкретных методов науки, но и глубинных методологических установок, характеризующих научную рациональность. Современная философия науки показала, что сама научная рациональность исторически развивается, и что доминирующие установки научного сознания могут изменяться в зависимости от типа исследуемых объектов и под влиянием изменений в культуре, в которые наука вносит свой специфический вклад. На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что философия науки — это многоаспектная отрасль познавательной деятельности, целью которой является:
1) выработка онтологических оснований науки;
2) формирование гносеологической базы научной деятельности;
3) разработка логических и методологических основ науки;
4) выработка и создание модели научной рациональности;
5) освещение проблем научного творчества;
6) раскрытие возможностей использования системного подхода и синергетики в исследовательской работе;
7) анализ языка науки;
8) изучение предпосылочных структур;
9) разработка классификации наук;
10) выяснение связи науки и общества;
11) освещение проблемы эффективности науки;
12) выяснение взаимоотношений науки и политики;
13) освещение связи науки и религии;
14) подведение под науку аксиологических оснований;
15) раскрытие проблем этики науки;
16) анализ эстетических проблем науки;
17) оценка социального назначения науки;
18) разработка стратегической доктрины науки.
Исходя из этого, можно дать такое обобщающее определение философии науки: философия науки — это раздел философии, исследующий общую структуру и закономерности функционирования и развития науки как системы научного знания, познавательной деятельности, социального института, основы инновационных преобразований общества.