Специфика искусства как формы духовно-практического освоения действительности и его роль в жизни общества
Искусство – это форма культуры, представляющая собой сферу духовно - практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира.
Искусство - особая форма общественного сознания и духовной деятельности, специфика которой состоит в отображении действительности посредством художественных образов.
Специфика искусства, отличающая его от всех других форм культуры (религии, философии, морали, науки и т.д.), заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно – реализацией исторического культурного опыта человечества. Эстетические представления людей, закрепленные художественными средствами в произведении искусства, называются художественными образами.
Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ переосмыслить, дополнить реальную жизнь. Он концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в тоже время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.
Искусство не только отражает действительность, но и творит особый мир – мир образов, который обладает относительной самостоятельностью.
Кроме того, специфика искусства как формы познания мира заключается в эмоционально-чувственном постижении бытия и, следовательно, эмоциональной регуляции взаимоотношений человека с окружающим миром.
Искусство – явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.
Таким образом, искусство является одним из способов эстетического освоения мира. Оно полифункционально, так как способствует познанию мира, воспитанию личности, искусство предсказывает будущее, оказывает смысловое, почти гипнотическое воздействие на людей.
Искусство призвано удовлетворять универсальную потребность человека – воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности. Главной целью его является социализация личности и утверждение ее самоценности.
Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа, заставляет испытывать различные чувства и эмоции, а также переживать «катарсис» (очищение), который является завершающей фазой сложного психофизиологического процесса восприятия произведения искусства. Именно в этот момент в психике человека происходит разряд эмоций, нервной энергии, "самосгорание" противоположно направленных аффектов. В этом и заключается общественная значимость искусства.
Термин «катарсис», применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.
Искусство выполняет следующие функции:
• познавательную. Является средством просвещения и образования людей. Информация, содержащаяся в искусстве, существенно пополняет наши знания о мире;
• мировоззренческую. Выражает в художественной форме определенные чувства и представления;
• воспитательную. Воздействует на людей через эстетический идеал, позволяет обогатиться опытом других людей, наделяет художественно организованным, обобщенным, осмысленным опытом;
• эстетическую. Формирует эстетические вкусы, потребности людей, тем самым ценностно ориентируя их в мире, пробуждая творческий дух, творческое начало людей;
• гедонистическую. Доставляет людям наслаждение, делает их сопричастными творчеству художника;
• коммуникативную. Искусство передает информацию от поколения к поколению (по вертикали) и от человека к человеку (по горизонтали);
• прогностическую. Произведения искусства зачастую обладают элементами предвидения;
• медико-оздоровительную. Например, такое воздействие может оказывать музыка, т.к. сочетание звуковых сигналов влияет на психику и состояние;
• компенсаторное. Влияние искусства на психику человека позволяет ему выжить в самых трудных условиях.
Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.
В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции сохранения суверенности каждого отдельного вида искусства и тяготения к синтезу искусств.
Взаимоотношение различных видов искусства - явление весьма полезное, прежде всего для самого развития искусства. Но оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны и изменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.