Философия и житейская мудрость
Слово «софиа» (sofia), как мы видели, имела в своем языке среди других своих значений и такие значения, как «житейская мудрость», «практический ум», а прилагательное «sofos» означало и «благоразумный», и «рассудительный». Обыденное мировоззренческое сознание — мировоззрение, скукоженное до главной заботы. В этом смысле философия немецкого экзистенциалиста Мартина Хайдеггера — гипертрофированное и обфило-софстованное обыденное мировоззрение. В житейской мудрости много полезного. Без неё не проживешь. Но она может дать только обыденное счастье. Один из древнейших кладезей житейской мудрости — поэма Ге-сиода «Труды и дни», где 694 строка переведена В. В. Вересаевым как «меру во всем соблюдай и дела свои вовремя делай», что лучше оригинала, где это совет не так четко выражен. Хороши и другие житейские советы трудолюбивого крестьянина своему беспутному брату Персу.
Осужденные Пифагором за нескромность «мудрецы» — авторы многих, в основном, житейских советов: «Отца надо уважать», «Будь сдержан на язык», «Силой не делай ничего», «В достатке не заносись, в нужде не уничижайся» (Клеобул), «Избегай удовольствия, рождающего страдание», «Не якшайся с дурными» (Солон); «Свадьбу устраивай дешевую», «Если тебе причинили ущерб — примирись, если оскорбили — отомсти» (Хилон); «Не обогащайся нечестным путем», «Находясь у власти, управляй собой» (Фалес); «[Что] ненасытно [?]— корыстолюбие». Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам» (Питтак); «Большинство людей дурны», «Приобретай: в молодости — благополучие, в старости — мудрость» (Биант); «Удовольствия смертны, добродетели бессмертны», «В удаче будь умерен, в беде — рассудителен» (Периандр). Некоторые наставления «мудрецов» выходили за пределы житейской мудрости в более возвышенную мудрость: «О тайном догадывайся по явному» (Солон) — исток и основа познания; «Знай себя» (Хилой), «Мера наилучшее» (Клеобул). Больше всего таких изречений у Фалеса — первого мудреца, первого ученого и первого философа в Европе (хотя он жил в Азии, правда, в Малой, но там тогда были греческие колонии, западное побережье полуострова Малая Азия было греческим — Иония, Золида): «Мудрее всего — время, ибо оно обнаруживает все» и др.. Возвращаясь к житейской мудрости, скажем, что, когда говорят, что «мудрость» — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт (пример, народная мудрость)», то имеют в виду именно ее, именно житейскую, а не всякую мудрость. Артур Шопенгауэр в своих «Афоризмах житейской мудрости» сказал, что «понятию житейской мудрости я придаю строго имманентный смысл: под ним я подразумеваю искусство прожить жизнь по возможности счастливо и легко». Однако житейская мудрость не только в этом и для этого. Она в умении уживаться с другими людьми, в справедливости и в уступчивости (поэтому истинный житейский мудрец иногда — и мастер компромисса, он воссоединяет, казалось бы, невоссоединимое, примиряет, казалось бы непримиримое, таким был, например, киник Кратет Фиванский, который «приходил в дома, раздираемые ссорами, и словами о мире разрешал споры», но в уступчивости до известного предела, иначе «потеряешь свое лицо». Житейская мудрость в умении отличить правду от неправды (что очень трудно. Кун Фуцзы говорил, что он этому научился только в свои шестьдесят лет) и от полуправды (страшней неправды только полуправда).
Житейская мудрость в понимании того, что обыденная жизнь глубоко проста («То, что сложно, ложно, истина проста!»), а ее усложненность и запутанность — от самообмана и взаимного обмана, Да, жизнь сложна для тех, кто или сам поставил себя в ложное положение, или позволил другим поставить себя в ложное положение.
Житейская мудрость в спокойствии ( философ — «человек, который разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к ее невзгодам»), в готовности к переменам к худшему. В понимании киника Диогена Синопского назначение философии — закалять наши души и делать нас готовыми «ко всякому повороту судьбы». Кладезь житейской мудрости — и конфуцианская книга «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), где среди многих нравственно-житейских наставлений содержится и основное, фундаментальное, должное лежать в основании всех бесчисленных взаимоотношений людей: «Не делай другим того, чего не желаешь себе»39 (впрочем, в случае самоубийцы и «самоеда» это правило не действует). Предписания подлинной житейской мудрости имеют общечеловеческий характер. Сюда относятся и «заповеди Моисея», но не все, а последние шесть, относящиеся не к отношению людей к Богу, а к их взаимоотношению: «Почитай отца и мать твою», «Не убивай», «Не прелюбодействуй», «Не кради», «Не лжесвидетельствуй», «Не желай дома ближнего своего...». Однако необходимо отметить, что исторически все эти заповеди распространялись только на внутрииудейские отношениям и не распространялись на гоев, язычников, не знающих истинного Бога.
Заповедь же «Не убивай» не мешала побивать камнями нарушителей любой из десяти заповедей, например, «кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти»41.
Много житейской мудрости и в анонимных «Пифагоровых законах и нравственных правилах»; «Если тебя спросят: что есть молчание? ответствуй: первый камень храма премудрости»; «Что есть мудрость? знание порядка...», «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом», «Если тебя спросят: в чем состоит благополучие? ответствуй: быть в согласии с самим собой», «Мудрый! Если ты желаешь возвестить людям какую-либо важную истину, облеки оную в одежду общего мнения», «Мудрый! Обязан будучи жить среди простого народа, будь подобен маслу, плавающему поверх воды, но не смешивающемуся с оною»42...
Вершина же житейской мудрости — знание меры! Да, основа житейской мудрости — мера, знание меры, умение находить меру во всем, в том числе и в самой мере. Сама по себе мера — не самоцель. Мера — не ради меры. Мера — лишь средство, средство уживчивости человека с природой, с другими людьми и, что особенно трудно, с самим собой. Мера — средство предотвращения превращения добра в зло: питания — в обжорство, послушания — в рабство. Добро не должно быть и не может быть безмерным. Поэтому должны иметь свою меру и нравственные требования. А это означает, что ко всем нравственным предписаниям следует мысленно добавлять: «В меру!» Например, «Чти отца своего! Но в меру!» В самом деле, не превысил ли меру тот китаец, кто всю свою жизнь ходил в коротких штанишках, дабы его родители думали, что он все еще маленький, а они все еще молоды? Не нарушила ли меры и Антигона в своей любви к брату? Разве тот суровый факт, что ее брат привел к стенам родного города вражескую армию, не должен был умерить ее братолюбия в пользу любви к согражданам? Конечно, ее правда — в милосердии. Но и правда права чего-то стоит! Аналогично: «Люби ближнего своего. Но в меру!» и т.д.
Однако наше нравственное сознание говорит нам, что здесь что-то не то. И это верно! Нравственные предписания не нуждаются в ограничении. Меру наложит сама себялюбивая природа человека. Поэтому все нравственные предписания и требования должны быть абсолютными, безоговорочными, безмерными — в расчете на поправку, которую внесет наш здоровый эгоизм. Редкие случаи нравственной безмерности: или чудачества (Дон Кихот), или подвиги (Данко). Они настолько эпизодичны, что часто сохраняются в памяти потомства, как, например, это было со взрослым китайцем в коротких штанишках.