Укажите носителей общественного сознания

Особенности средневековой философии: Патристика и Схоластика

Патристика-философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеровхристианства

Схолистика- систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетови представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля

2 вопрос. Особенностью является гносиоцентризм

Гносиоцентризм- философская позиция, выделяющая в качестве главной задачи философии исследование границ и возможностей познания.

Имеется 2 раздела:

1.Эмпиризм- Источник знания о мире. Возможно лишь на чувственном познании. Через: ощущения воприятия познания

2. Рационализм- это рассудочное воззрение на мир, основанное на беспристрастном восприятии, изучении и познании фактов объективной реальности посредством разума и научного метода.

4. вопрос основные периоды:

1.В рабовладельческом обществе.

2. в феодальном обществе.

3. эпоха перехода от феодализма к капитализму

4. эпоха перехода от капитализма к марксизму

5. эпоха домонополистического капитализма. Возникновение и развитие революционного движения.

6.Эпоха эмпириализма

7.Эпоха Пролетариальной революции.

8. эпоха социализма.

Вопрос.

Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир.

6. вопрос.Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека.

Укажите носителей общественного сознания.

Общественное сознание характеризует коллективные представления формирующимся социальными общностями и группами под воздействием надличностных факторов: материальных условий жизни общества и его духовной культуры.

Общественное сознание имеет сложную структуру. Выделяются два уровня — обыденное и теоретическое сознание.

Обыденное сознание неоднородно по своему содержанию. Оно включает накопленный предшествующими поколениями опыт трудовой деятельности, моральные нормы, обычаи, более или менее жесткие предписания в сфере быта, наблюдения над природой, некоторые мировоззренческие представления, народное художественное творчество (фольклор) и др.

Обыденное сознание обращено преимущественно к труду, быту и связанным с ними повседневным условиям жизни и отношениям людей. Оно отличается синкретичностью, подробной детализацией, эмоциональной окрашенностью, стихийностью и практической направленностью. Обыденное сознание, формирующееся под непосредственным влиянием бытовых аспектов жизнедеятельности, консервативно, замкнуто, догматично. Обыденное сознание имеет ограниченные познавательные возможности: оно неспособно проникать в сущность явлений, систематизировать факты.

Теоретическое сознание опирается на обыденное, но преодолевает его ограниченность.

Названные уровни раскрывают структуру общественного сознания как моменты в движении познания, различающиеся степенью его адекватности объекту. В то же время общественное сознание, будучи результатом духовной деятельности социальных общностей и групп, не­сет на себе печать их субъективных способностей. Общественная психология и идеология суть те элементы, в которых обнаруживается влияние особенностей носителей общественного сознания.

Однако как структурный элемент общественного сознания социальная пси­хология характеризует особенности массового поведения людей, опре­деленный тип отношений социальных общностей и групп к явлениям общественной жизни. Они выражаются в форме верований, убежде­ний, социальных установок и чувств, привычек и стереотипов и т. д. Социальная психология включает также психический склад, т. е. ста­бильную совокупность психических особенностей и форм коллектив­ного поведения, типичных для конкретной социальной группы.

Общественное сознание — это воззрения людей в их совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, социальных нормах и взглядах социальных групп, народа и человечества в целом. Общественное сознание составляет духовную культуру общества и человечества. Это не только идеи об общественной жизни, но и идеи общества о мире в целом, в том числе и о себе самом. Общественное сознание обладает сложной структурой и различными уровнями, начиная от житейского, обыденного, от социальной психологии и кончая самыми сложными, строго научными формами. Структурными элементами общественного сознания являются различные его формы: политическое, правовое, нравственное, религиозное, эстетическое, научное и философское, которые различаются между собой по предмету и форме отражения, по социальной функции, по характеру закономерности развития, а также по степени своей зависимости от общественного бытия.

7. вопросНаиболее очевидным является несовпадение во взглядах на то, какие главные фазы прошло в своем общественно-историческом развитии человечество. Однако более существенно другое. Учитывая значимость социально-экономических факторов в развитии общества, сторонники теории постиндустриального общества подчеркивают особую и все возрастающую роль духовной стороны общественной жизни: знаний людей, их ценностных ориентиров, жизненных устремлений. Грамотность, образование принесли с собой те социальные и культурные достижения, отмечает Дж. Гэлбрейт, «которые я считаю намного более важными, чем любой продукт технического прогресса».

В этой позиции сторонники теории постиндустриального общества сближаются с теми исследователями, которые разделяют идеи теории локальных цивилизаций.

Наши рекомендации