Особенности античной философии и культуры. Первые философские школы античности

Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности.

Отличительными чертами философской мысли являлись онтологизм и космологизм. Онтологизм состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройства бытия как такового, а также в формировании системы категорий как логических средств познания бытия: "субстанция", "единое-многое", "бытие-небытие" и др. Космологизм, выражавший устойчивую тенденцию к демифологизации мира, состоял в создании ряда альтернативных моделей Космоса как структурно-организованного и упорядоченного целого.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

- милетская школа:

- школа пифагорейцев;

- школа Гераклита Эфесского;

- элейская школа;

- атомысты.

1. Характерными чертами досократических философских школ являлись:

- ярко выраженный космоцентризм;

- повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

- поиск первоначала, породившего все сущее;

- гилозоизм (одушевление неживой природы);

- доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

2. Милетская школа («физики»)

Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

- выступали с материалистических позиций;

- занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;

- пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);

- искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов.

Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:

- первоначально всего сущего считал воду («архэ»);

- представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

- считал, что неживая природа, все вещи имеют душу;

- допускал наличие множества богов;

- считал центром вселенной Землю;

- точно определил продолжительность года – 365 дней;

- сделал ряд математических открытий.

3. Гераклит Эфесский.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

- первоначалом всего сущего считал огонь;

- вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики;

- считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении;

- был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

- признавал относительность окружающего мира;

- всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

- выступал за материальность человеческой и мировой души;

- был сторонником чувственного познания окружающей действительности;

- движущей силой всех процессов считал борьбу.

4. Пифагорейцы.

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

- всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа;

- выступали за познание мира через число;

- считали единицу мельчайшей частицей всего;

- пытались выделить противоположности, которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, мужское – женское и др.).

5. Элеаты.

Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея. Они:

- изучали проблемы познания;

- жестоко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое;

- были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;

- считали все сущее материальным выражением идей.

6. Атомисты.

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) началом всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

- весь материальный мир состоит из атомов;

- атом – мельчайшая частица, начало всего сущего;

- атом неделим;

- атомы имеют различную величину, различную форму;

- между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

- атомы находятся в вечном движении;

- существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

- атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.

Классическая греческая философия Сократ, Платон и Аристотель.

Платон (427-347 до н.э.)

Охватывает широкий круг вопросов. Ведущей темой как и у Сократа остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования - человек, общество и гос..

Этика - условие возможности справедливого общества. Этическое учение основывается на определенном понимании сущности человека, в котором он разделяет бессмертную душу и смертное, тленное тело. Душа подобно идеи едина и неделима, тело же делимо и состоит из частей. Сущность души не только в ее единстве, но и в ее самодвижении.

По Платону человеческая душа состоит из двух частей: высшей – разумной, и низшей – чувственной. Разумная душа стремится к благу, телесное начало рассматривается как само по себе злое, отрицательное. После смерти душа отделяется от тела и далее либо вселяется в какое-либо тело человека или животного в зависимости от того, насколько добродетельную жизнь она вела, либо, в идеальном случае, остается в царстве идей.

Платон делит людей на три типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: разумная (мудрецы, философы, стремятся созерцать красоту и порядок идей, приверженцы правды и справедливости, умеренны в чувственных наслаждениях, их роль – правители в идеальном гос-ве), аффективная или эмоциональная (человек отличается храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу, это воины), вожделеющая или чувственная (сильно привержены к физическому миру, это сословие крестьян и ремесленников, их роль обеспечивать материальную сторону жизни). Кроме того есть общая добродетель, которую Платон ценит очень высоко – это мера.

Аристотель

Аристотель увидел опасность абсолютизации роли гос-ва в учении Платона, так как жесткий принцип подчинения индивидуального общему в реальных условиях нередко выливается в страшную тиранию. Однако Аристотель считал целью государства достижение добродетели и счастья. Венчает все добродетели - справедливость. Человека Аристотель определяет как общественное животное, наделенное разумом, предназначенное для жизни сообща.

Аристотель вносит коррективы в учение Платона о душе. Считая душу началом жизни он дает типологию различных уровней души: растительная (низшая, ведает функциями питания, роста и размножения), животная (ощущение и возможность желания), разумная (рассуждение и мышление). У Аристотеля нет характерного для Платона представления о низшем телесном начале как источнике зла. Разум по Аристотелю не зависит от тела и способен к постижению вечного бытия и является высшей формой совершенно свободной от материи.

Бог играет роль неподвижного двигателя мира, к-рый един и вечен.

Сократ (469-399 до н.э.)

Основной вопрос философии – что такое человек, что такое человеческое сознание. Сократ пытался обнаружить не только субъективное содержание сознания, но и объективное и доказать, что последнее является судьей над первым. Объективное содержание сознания есть разум, который способен дать не только индивидуальное мнение, а всеобщее объективное знание, которое человек может получить только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Считал, что истина рождается в диалоге.

В этике Сократ отождествляет добродетель со знанием. Безнравственный поступок Сократ считал плодом незнания истины. Нет человека, который зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее.

Философия по Сократу - учение о том, как следует жить. Сократ выступает против эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания - познание самого себя (самопознание). Познание природы невозможно, возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души.

Должна сущ.единая общая и высшая цель, которая подчиняет все частные цели и которая есть безусловное высшее благо.

Наши рекомендации