Особенности античной философии и культуры. Первые философские школы античности
Античная философия сформировала особый стиль мышления, заключавшийся в стремлении к построению теоретического знания и обеспечению его логической доказательности.
Отличительными чертами философской мысли являлись онтологизм и космологизм. Онтологизм состоял в устойчивой ориентации философского мышления на постижение сущности и устройства бытия как такового, а также в формировании системы категорий как логических средств познания бытия: "субстанция", "единое-многое", "бытие-небытие" и др. Космологизм, выражавший устойчивую тенденцию к демифологизации мира, состоял в создании ряда альтернативных моделей Космоса как структурно-организованного и упорядоченного целого.
К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:
- милетская школа:
- школа пифагорейцев;
- школа Гераклита Эфесского;
- элейская школа;
- атомысты.
1. Характерными чертами досократических философских школ являлись:
- ярко выраженный космоцентризм;
- повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
- поиск первоначала, породившего все сущее;
- гилозоизм (одушевление неживой природы);
- доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
2. Милетская школа («физики»)
Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:
- выступали с материалистических позиций;
- занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными;
- пытались объяснить законы природы (за что получили свое название – школа «физиков»);
- искали первоначально – субстанцию, из которой возник окружающий мир.
Фалес (примерно 640-560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов.
Фалес, оставивший большое научное и философское наследие:
- первоначально всего сущего считал воду («архэ»);
- представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;
- считал, что неживая природа, все вещи имеют душу;
- допускал наличие множества богов;
- считал центром вселенной Землю;
- точно определил продолжительность года – 365 дней;
- сделал ряд математических открытий.
3. Гераклит Эфесский.
Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-ая половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):
- первоначалом всего сущего считал огонь;
- вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики;
- считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении;
- был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
- признавал относительность окружающего мира;
- всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;
- выступал за материальность человеческой и мировой души;
- был сторонником чувственного познания окружающей действительности;
- движущей силой всех процессов считал борьбу.
4. Пифагорейцы.
Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:
- всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа;
- выступали за познание мира через число;
- считали единицу мельчайшей частицей всего;
- пытались выделить противоположности, которые показывали диалектическое единство мира (честное – нечестное, светлое – темное, мужское – женское и др.).
5. Элеаты.
Элеаты – представители элеской философской школы, существовавшей в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея. Они:
- изучали проблемы познания;
- жестоко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое;
- были сторонниками монизма – выводили всю множественность явлений из единого первоначала;
- считали все сущее материальным выражением идей.
6. Атомисты.
Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) началом всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».
В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:
- весь материальный мир состоит из атомов;
- атом – мельчайшая частица, начало всего сущего;
- атом неделим;
- атомы имеют различную величину, различную форму;
- между атомами существует пространство, заполненное пустотой;
- атомы находятся в вечном движении;
- существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют распадаются, после чего из этих же самых атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;
- атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.
Классическая греческая философия Сократ, Платон и Аристотель.
Платон (427-347 до н.э.)
Охватывает широкий круг вопросов. Ведущей темой как и у Сократа остается нравственно-этическая, а важнейшими предметами исследования - человек, общество и гос..
Этика - условие возможности справедливого общества. Этическое учение основывается на определенном понимании сущности человека, в котором он разделяет бессмертную душу и смертное, тленное тело. Душа подобно идеи едина и неделима, тело же делимо и состоит из частей. Сущность души не только в ее единстве, но и в ее самодвижении.
По Платону человеческая душа состоит из двух частей: высшей – разумной, и низшей – чувственной. Разумная душа стремится к благу, телесное начало рассматривается как само по себе злое, отрицательное. После смерти душа отделяется от тела и далее либо вселяется в какое-либо тело человека или животного в зависимости от того, насколько добродетельную жизнь она вела, либо, в идеальном случае, остается в царстве идей.
Платон делит людей на три типа в зависимости от того, какая из частей души оказывается в них преобладающей: разумная (мудрецы, философы, стремятся созерцать красоту и порядок идей, приверженцы правды и справедливости, умеренны в чувственных наслаждениях, их роль – правители в идеальном гос-ве), аффективная или эмоциональная (человек отличается храбростью, мужеством, умением подчинять вожделение долгу, это воины), вожделеющая или чувственная (сильно привержены к физическому миру, это сословие крестьян и ремесленников, их роль обеспечивать материальную сторону жизни). Кроме того есть общая добродетель, которую Платон ценит очень высоко – это мера.
Аристотель
Аристотель увидел опасность абсолютизации роли гос-ва в учении Платона, так как жесткий принцип подчинения индивидуального общему в реальных условиях нередко выливается в страшную тиранию. Однако Аристотель считал целью государства достижение добродетели и счастья. Венчает все добродетели - справедливость. Человека Аристотель определяет как общественное животное, наделенное разумом, предназначенное для жизни сообща.
Аристотель вносит коррективы в учение Платона о душе. Считая душу началом жизни он дает типологию различных уровней души: растительная (низшая, ведает функциями питания, роста и размножения), животная (ощущение и возможность желания), разумная (рассуждение и мышление). У Аристотеля нет характерного для Платона представления о низшем телесном начале как источнике зла. Разум по Аристотелю не зависит от тела и способен к постижению вечного бытия и является высшей формой совершенно свободной от материи.
Бог играет роль неподвижного двигателя мира, к-рый един и вечен.
Сократ (469-399 до н.э.)
Основной вопрос философии – что такое человек, что такое человеческое сознание. Сократ пытался обнаружить не только субъективное содержание сознания, но и объективное и доказать, что последнее является судьей над первым. Объективное содержание сознания есть разум, который способен дать не только индивидуальное мнение, а всеобщее объективное знание, которое человек может получить только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Считал, что истина рождается в диалоге.
В этике Сократ отождествляет добродетель со знанием. Безнравственный поступок Сократ считал плодом незнания истины. Нет человека, который зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее.
Философия по Сократу - учение о том, как следует жить. Сократ выступает против эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познавательное значение органов чувств. Главная задача познания - познание самого себя (самопознание). Познание природы невозможно, возможно познание души, а добродетели соответствуют взрослению души.
Должна сущ.единая общая и высшая цель, которая подчиняет все частные цели и которая есть безусловное высшее благо.