Итоговый тестовый контроль для допуска к кандидатскому экзамену
1. Цель науки – это:
□ прогнозирование на основе обобщения эмпирического опыта;
□ изучение закономерностей устройства мира;
□ определение законов изменения и развития объектов;
□ формирование картины мира.
2. Научное знание формируется, в первую очередь, на основе:
□ знания – интуиции;
□ знания – информации;
□ знания – умения;
□ знания – оценки.
3. Философия науки как самостоятельная дисциплина формируется в:
□ XVIII веке
□ XIX веке
□ первой половине XX века
□ второй половине XX века
4. Предметом современной философии науки не является:
□ научная рациональность
□ этика науки
□ синтез гуманитарного и естественнонаучного знания
□ социология науки
5. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных сведений, это:
□ системность;
□ обоснованность;
□ верифицируемость;
□ фальсифицируемость
6. Наука – это:
□ компонент духовной культуры;
□ элемент материально-предметного освоения мира;
□ элемент практического преобразования мира;
□ результат обыденного, житейского знания.
7. Главная особенность науки – это ее:
□ зависимость от личности исследователя;
□ объективность;
□ регулирование со стороны идеологического руководства;
□ подчиненное религиозным догмам положение.
8. Паранаучное знание – это знание:
□ спекуляция вокруг популярных теорий
□ не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом
□ новые отрасли знания, еще не получившие общетеоретического статуса
□ знание, связанное с религией
9. Антинаучное знание – это знание:
□ опирающееся на методы насилия и принуждения
□ сознательно искажающее представления о действительности
□ обыденное знание
□ мифологическое знание
10. Признаки научных знаний:
□ проверяемость
□ опровергаемость
□ универсальность
□ согласованность
11. Обыденное знание отличается от научного тем, что:
□ не предполагает доказательности
□ не апеллирует к научным текстам
□ не может вывести закономерности
□ не имеет систематизированного характера
12. Объективность научного знания означает:
□ независимость знания от человека – субъекта вообще
□ независимость от личности исследователя-субъекта
□ абсолютность – незыблемость знаний
□ независимость знания от метода получения
13. Научное знание не возможно:
□ в условиях бесписьменной культуры
□ при господстве религии в культуре
□ на уровне сбора эмпирического материала
□ при наличии мифологического мышления
14. Не является признаком эмпирического исследования:
□ сбор фактов
□ рациональная обработка данных
□ систематизация наблюдаемых данных
□ внутринаучная рефлексия
□ классификация экспериментальных данных
15. Мифологическое сознание имеет сходство с научным:
□ по масштабу осмысления реальности
□ в терминологическом плане
□ в способах построения картины мира
□ в способах доказательства
16. Особого рода предложения (высказывания), фиксирующие
эмпирическое знание об объекте, –
□ гипотеза
□ теория
□ проблема
□ факт.
17. К критериям научности не относится:
□ рефлексивность
□ системность
□ образность
□ объективность
18. Для отдельного исследователя в науке необходимо наличие:
□ освоенного запаса знаний других авторов
□ воображения
□ научного звания
□ включенности в коллектив исследователей
19. Форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве:
□ факт
□ идея
□ аксиома
□ гипотеза
□ теория
20. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется:
□ эмпиризм;
□ сциентизм;
□ социоцентризм;
□ герменевтика
21. Логически организованная система научных знаний, которая дает целостное и всестороннее описание объекта, –
□ научная программа
□ теория
□ метод
□ парадигма.
22. Модель, образец постановки и решения проблем, принятые
научным сообществом, –
□ теория;
□ парадигма;
□ метод;
□ натурфилософия.
23. Что, по Т. Куну, представляет собой парадигма в науке?
□ особенность подхода к решению научных проблем
□ мыслительный алгоритм, характерный для конкретной эпохи
□ обязательное условие научной деятельности
□ механизм формирования научных сообществ
24. Для философии наука не является источником:
□ методов познания и исследования
□ эмпирических данных
□ понятий
□ новых проблем
25. Для науки философия не является:
□ основанием решения этических вопросов
□ методологической базой
□ идеологической установкой
□ источником представлений о наиболее общих закономерностях бытия и мышления
26. Какое высказывание наиболее точно выражает отношение философии к науке?
□ философия – вообще не наука.
□ философия – всеобщая наука
□ философия – может быть научной
□ философия – одна из специальных наук
27. Язык науки отличается от языка философии:
□ большей точностью
□ большим разнообразием
□ снижение полисемантизма
□ более высокий уровень саморефлексии ученого
28. Роль философии в научном познании связана с:
□ уточнением абстрактных понятий
□ разработкой методологии познания
□ утверждением альтернативного способа мировосприятия
□ разработкой умозрительных схем
29. Не входит в круг проблем философии науки:
□ исследование особенностей эмпирического и теоретического уровней научного познания
□ проблема становления развитой научной теории
□ исследование идеалов и норм исследования
□ анализ индекса цитирования
30. Научный подход необходим в дизайне и архитектуре:
□ для решения этических вопросов
□ для самоопределения автора
□ для понимания идеологии проекта
□ для достоверности всех процедур
31. Научной основой современного дизайн-проектирования не является:
□ математика
□ социология
□ сайентология
□ антропология
32. Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно, называется:
□ концепцией;
□ теорией;
□ идеей;
□ гипотезой.
33. Междисциплинарными называются исследования:
□ одного явления несколькими дисциплин притом, что каждая из них сохраняет собственную систему базисных идеализаций и методологию;
□ проводимые с привлечением знаний и сведений из других областей науки;
□ предполагающие сотрудничество представителей различных дисциплин на единой методологической основе;
□ эклектически соединяющие в себе подходы и методы различных наук.
34. Решающим фактором возникновения философии является:
□ формирование новых способностей человека
□ городской образ жизни
□ появление государства
□ недостаточность мифологического объяснения мира
35. Мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними, называется:
□ категорией
□ понятием
□ термином
□ знанием
36. Гипотеза необходима для:
□ обеспечения целостности научного исследования
□ выполнения процедур анализа и синтеза
□ обеспечения объективности научного исследования
□ сохранения авторского подхода
37. Метод познания – это:
□ приемы абстрагирования.
□ совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.
□ система знаний о материи
□ мировоззренческие установки исследовательской деятельности
38. К эмпирическим научным методам относится:
□ анализ;
□ наблюдение;
□ дедукция;
□ измерение;
□ предметное моделирование
39. К теоретическим научным методам относится:
□ эксперимент;
□ синтез;
□ индукция;
□ идеализация;
□ группировка/систематизация фактов
40. Научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки, называется
□ верификация;
□ фальсифицируемость;
□ дедукция;
□ фальсификация
41. Способ построения и обоснования системы философского и научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, называется:
□ методика;
□ деятельность;
□ алгоритм;
□ методология
42. Идеальная модель в науке – это:
□ система параметров научного и философского исследования
□ модель предмета изучения, предполагающая абстрагирование от его частных свойств
□ макет или схема изучаемого предмета
□ совокупность будущих характеристик изучаемого предмета
43. Соединение ранее выделенных частей предмета или явления в единое целое:
□ синтез;
□ анализ;
□ моделирование;
□ объединение
44. К основным функциям науки не относится:
□ мировоззренческая
□ описательная
□ культурная
□ функция производительной силы
45. Для научного знания всех эпох характерна:
□ кумулятивность
□ аналитичность
□ стремление к дифференциации
□ практическая применяемость
46. Решающим условием перехода от мифо-поэтического к научному сознанию является:
□ развитие ремесла
□ преодоление «логики мифа»
□ развитие абстрактного мышления
□ рост самосознания человека
47. Классическая парадигма науки предполагает:
□ различные критерии истинности для естественных и гуманитарных наук;
□ дифференциацию знания;
□ объективность научных теорий;
□ единые критерии истинности для всех научных дисциплин.
48. Классическая научная парадигма привела в дизайне и архитектуре к:
□ функционализму
□ идее целерациональности формы
□ идее поливариантности проектных решений
□ ориентации на коммерческую успешность
49. Постнеклассическая парадигма науки предполагает:
□ абсолютность научных теорий;
□ отсутствие единого критерия истины;
□ практическое применение научных теорий;
□ необходимость подтверждать научную гипотезу фактами.
50. Слово «дискурс» обозначает:
□ литературный жанр;
□ социально обусловленную организацию системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется;
□ неадекватное отражение реальности;
□ символическое соотношение слов и вещей.
51. В Древнем Египте наукой занимались в основном:
□ правители
□ жрецы
□ ремесленники
□ торговцы
52. Знание Ближнего Востока на ранних этапах исторического развития нельзя называть научным в полной мере, поскольку:
□ это индуктивные знания
□ здесь велика роль рецептов и догм
□ здесь велика социальная детерминированность познавательного процесса
□ это практически-ориентированные знания
53. Античность можно считать колыбелью научного знания, поскольку:
□ здесь произошло разделение физического и интеллектуального труда
□ реализована идея доказательности знания
□ наука признана социально-значимой
□ развивается гуманитарное, естественнонаучное и математическое знание
54. Согласно Аристотелю философия:
□ есть наука о первоначалах всего существующего;
□ изучает первоначала государственной жизни и человеческой души в отличие от физики, изучающей первоначала природы;
□ является самой бесполезной наукой;
□ это наука, имеющая первостепенное практическое значение.
55. К чертам средневековой науки не относится:
□ эмпиризм
□ рационализм
□ символизм
□ иерархичность
56. В качестве высшего критерия истины в средние века принимается:
□ опыт;
□ знание;
□ вера;
□ здравый смысл.
57. Структура научной работы не включает в себя в качестве обязательного элемента:
□ выводы
□ аннотация
□ эпиграф
□ указание на степень разработанности проблемы
58. Основой научной работы по теории архитектуры или дизайна является:
□ сбор данных
□ систематизация эмпирического материала
□ определение назначения проекта
□ прогноз функционирования изделия или объекта
59. К чертам современной науки об архитектуре и дизайне не относится:
□ эмпиризм
□ рационализм
□ символизм
□ иерархичность
60. В качестве критерия истины в научном исследовании современный теоретик архитектуры и дизайна принимает:
□ опыт;
□ знание;
□ вера;
□ здравый смысл
61. Согласно О. Конту, задача позитивной науки заключается в том чтобы:
□ изучать первопричины и первоначала;
□ открывать объективные закономерности объективно существующий явлений и процессов;
□ открывать связи между явлениями, знание о которых необходимо практикам;
□ обобщать устойчивые связи между явлениями
62. В. Дильтей считал, что в «науках о духе» недопустимо объяснять изучаемые явления, поскольку:
□ гуманитарное знание не является научным;
□ поведение людей определяется свободой воли;
□ «науки о духе» изучают внешний опыт сквозь призму субъективности;
□ понять мотивы поведения другого человека невозможно.
63. «Науки о духе» отличаются от «наук о природе»:
□ тем, что изучают внутренний, а не внешний опыт;
□ используют описательные методы;
□ выявляют причинно-следственные связи между явлениями;
□ выявляют смысл явлений в контексте жизненного мира человека.
64. Гносеология – это учение:
□ о бытии
□ о познании
□ о воспитании
□ о ценностях
65. Исторически первичным для философии является постановка проблем:
□ онтологии
□ гносеологии
□ антропологии
□ аксиологии
66. Натуроцентризм в трактовке человека означает:
□ подчеркивание необходимости здорового образа жизни
□ сведение всех характеристик человека к сугубо биологическим
□ учение о необходимости достижения гармонии с природой
□ экологическую версию социоцентризма
67. Философская категория бытия означает:
□ все реально и потенциально существующее
□ существование сущего
□ существенные характеристики чего-либо
□ сущность вещи
68. Отличие аксиологии как сферы философского знания связано с:
□ особенностью ее предмета изучения
□ относительно поздним происхождением
□ синтетическим характером знания
□ неопределенностью методов исследования
69. Индивид в философии понимается как:
□ синоним понятия «субъект»;
□ родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду;
□ устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;
□ совокупность физических способностей отдельного человека;
□ социальная «маска»
70. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:
□ биокосмология;
□ социал-дарвинизм;
□ космогенез;
□ историософия.
71. Расположите феномены в порядке от наиболее общих (абстрактных) к конкретным:
□ научно-техническая революция
□ информатизация
□ прогресс
□ развитие
□ изменение
72. Согласно Платону, идеи необходимы для:
□ объяснения процессов реального мира
□ понимания проектной деятельности
□ объяснения роли Бога в космогенезе
□ понимания сущности предметов и явлений
73. Согласно Аристотелю, для того чтобы выработать собственное представление о чем-либо, целесообразно:
□ оспорить существующие представления
□ обобщить все предшествующие подходы
□ устроить дискуссию
□ сформулировать гипотезу и доказать ее опытным путем
74. Античная эстетика говорит о тождестве:
□ целесообразности и выразительности
□ функциональности и красоты
□ удобства и престижности
□ ритма и гармонии
75. Трактовка формы у Фомы Аквинского развивает идеи:
□ даосов
□ Платона
□ Аристотеля
□ эллинистической эстетики
76. Картину мира Ренессанса можно обозначить как:
□ натуроцентризм
□ космоцентризм
□ теоцентризм
□ антропоцентризм
77. Вклад Ф. Ницше в развитие философского знания заключается в:
□ отказе от метафизики
□ опоре на восточные философии
□ постановке проблемы ценностей
□ формировании идеи Сверхчеловека
78. «Понимающая социология» М. Вебера не оперирует понятием:
□ идеальный тип
□ социальное действие
□ моделирование
□ бессознательные мотивы
79. Структурализм формируется в ходе изучения:
□ экологии
□ этнографии
□ экономики
□ теории систем
80. Понятие «бинарная оппозиция» предполагает:
□ амбивалентность каждого явления культуры
□ вычленение противоположных характеристик объекта
□ вариативность процессов и явлений культуры
□ наличие бессознательных компонентов в продуктах культуры
81. Для системного подхода первично представление о:
□ элементах
□ системе
□ связях
□ внешних детерминантах
82. Вычеркните неграмотные предложения:
□ Эти категории отражаются в градостроительной структуре;
□ Эмпирический опыт необходимо проверять;
□ Дизайн-проект может учитывать изменяемость объекта;
□ Античность сформировала представление о функциях объекта
83. Расставьте в порядке от частного к общему:
□ метод
□ методика
□ подход
□ методология
84. Информационное общество представляет собой:
□ общество, в котором наука и умственный труд в целом играют решающую роль, становятся основным фактором производства;
□ индустриальное общество;
□ постиндустриальное общество;
□ состояние гипотетического единства человечества в будущем
85. Объект и предмет исследования соотносятся как:
□ объект – более узкое понятие, чем предмет
□ предмет – более узкое понятие, чем объект
□ предмет – причина существования объекта
□ предмет зависит от человека, а объект – нет
86. Для того чтобы материал другого автора, используемый в исследовании, не считался плагиатом, необходимо:
□ указывать фамилию автора
□ закавычивать этот материал
□ указывать источник информации
□ пересказывать позицию другого автора своими словами
87. Объяснение как главная познавательная операция естественных наук, предполагает:
□ раскрытие ценностно-смыслового содержания объекта
□ фиксацию существующих в теории характеристик объекта
□ определение причинно-следственных связей между объектами изучения
□ сбор количественных данных об объекте изучения
88. Понятие «научная дисциплина» в рамках изучаемого курса адекватнее всего трактовать как:
□ профессия
□ определенная наука и ученые, занятые ее разработкой
□ поведение ученых
□ отдельное направление развития науки