Итоговый тестовый контроль для допуска к кандидатскому экзамену

1. Цель науки – это:

□ прогнозирование на основе обобщения эмпирического опыта;

□ изучение закономерностей устройства мира;

□ определение законов изменения и развития объектов;

□ формирование картины мира.

2. Научное знание формируется, в первую очередь, на основе:

□ знания – интуиции;

□ знания – информации;

□ знания – умения;

□ знания – оценки.

3. Философия науки как самостоятельная дисциплина формируется в:

□ XVIII веке

□ XIX веке

□ первой половине XX века

□ второй половине XX века

4. Предметом современной философии науки не является:

□ научная рациональность

□ этика науки

□ синтез гуманитарного и естественнонаучного знания

□ социология науки

5. Критерий научности знаний, связанный с наличием способов проверки полученных сведений, это:

□ системность;

□ обоснованность;

□ верифицируемость;

□ фальсифицируемость

6. Наука – это:

□ компонент духовной культуры;

□ элемент материально-предметного освоения мира;

□ элемент практического преобразования мира;

□ результат обыденного, житейского знания.

7. Главная особенность науки – это ее:

□ зависимость от личности исследователя;

□ объективность;

□ регулирование со стороны идеологического руководства;

□ подчиненное религиозным догмам положение.

8. Паранаучное знание – это знание:

□ спекуляция вокруг популярных теорий

□ не совместимое с имеющимся гносеологическим стандартом

□ новые отрасли знания, еще не получившие общетеоретического статуса

□ знание, связанное с религией

9. Антинаучное знание – это знание:

□ опирающееся на методы насилия и принуждения

□ сознательно искажающее представления о действительности

□ обыденное знание

□ мифологическое знание

10. Признаки научных знаний:

□ проверяемость

□ опровергаемость

□ универсальность

□ согласованность

11. Обыденное знание отличается от научного тем, что:

□ не предполагает доказательности

□ не апеллирует к научным текстам

□ не может вывести закономерности

□ не имеет систематизированного характера

12. Объективность научного знания означает:

□ независимость знания от человека – субъекта вообще

□ независимость от личности исследователя-субъекта

□ абсолютность – незыблемость знаний

□ независимость знания от метода получения

13. Научное знание не возможно:

□ в условиях бесписьменной культуры

□ при господстве религии в культуре

□ на уровне сбора эмпирического материала

□ при наличии мифологического мышления

14. Не является признаком эмпирического исследования:

□ сбор фактов

□ рациональная обработка данных

□ систематизация наблюдаемых данных

□ внутринаучная рефлексия

□ классификация экспериментальных данных

15. Мифологическое сознание имеет сходство с научным:

□ по масштабу осмысления реальности

□ в терминологическом плане

□ в способах построения картины мира

□ в способах доказательства

16. Особого рода предложения (высказывания), фиксирующие

эмпирическое знание об объекте, –

□ гипотеза

□ теория

□ проблема

□ факт.

17. К критериям научности не относится:

□ рефлексивность

□ системность

□ образность

□ объективность

18. Для отдельного исследователя в науке необходимо наличие:

□ освоенного запаса знаний других авторов

□ воображения

□ научного звания

□ включенности в коллектив исследователей

19. Форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве:

□ факт

□ идея

□ аксиома

□ гипотеза

□ теория

20. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется:

□ эмпиризм;

□ сциентизм;

□ социоцентризм;

□ герменевтика

21. Логически организованная система научных знаний, которая дает целостное и всестороннее описание объекта, –

□ научная программа

□ теория

□ метод

□ парадигма.

22. Модель, образец постановки и решения проблем, принятые

научным сообществом, –

□ теория;

□ парадигма;

□ метод;

□ натурфилософия.

23. Что, по Т. Куну, представляет собой парадигма в науке?

□ особенность подхода к решению научных проблем

□ мыслительный алгоритм, характерный для конкретной эпохи

□ обязательное условие научной деятельности

□ механизм формирования научных сообществ

24. Для философии наука не является источником:

□ методов познания и исследования

□ эмпирических данных

□ понятий

□ новых проблем

25. Для науки философия не является:

□ основанием решения этических вопросов

□ методологической базой

□ идеологической установкой

□ источником представлений о наиболее общих закономерностях бытия и мышления

26. Какое высказывание наиболее точно выражает отношение философии к науке?

□ философия – вообще не наука.

□ философия – всеобщая наука

□ философия – может быть научной

□ философия – одна из специальных наук

27. Язык науки отличается от языка философии:

□ большей точностью

□ большим разнообразием

□ снижение полисемантизма

□ более высокий уровень саморефлексии ученого

28. Роль философии в научном познании связана с:

□ уточнением абстрактных понятий

□ разработкой методологии познания

□ утверждением альтернативного способа мировосприятия

□ разработкой умозрительных схем

29. Не входит в круг проблем философии науки:

□ исследование особенностей эмпирического и теоретического уровней научного познания

□ проблема становления развитой научной теории

□ исследование идеалов и норм исследования

□ анализ индекса цитирования

30. Научный подход необходим в дизайне и архитектуре:

□ для решения этических вопросов

□ для самоопределения автора

□ для понимания идеологии проекта

□ для достоверности всех процедур

31. Научной основой современного дизайн-проектирования не является:

□ математика

□ социология

□ сайентология

□ антропология

32. Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно, называется:

□ концепцией;

□ теорией;

□ идеей;

□ гипотезой.

33. Междисциплинарными называются исследования:

□ одного явления несколькими дисциплин притом, что каждая из них сохраняет собственную систему базисных идеализаций и методологию;

□ проводимые с привлечением знаний и сведений из других областей науки;

□ предполагающие сотрудничество представителей различных дисциплин на единой методологической основе;

□ эклектически соединяющие в себе подходы и методы различных наук.

34. Решающим фактором возникновения философии является:

□ формирование новых способностей человека

□ городской образ жизни

□ появление государства

□ недостаточность мифологического объяснения мира

35. Мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности и существенные связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними, называется:

□ категорией

□ понятием

□ термином

□ знанием

36. Гипотеза необходима для:

□ обеспечения целостности научного исследования

□ выполнения процедур анализа и синтеза

□ обеспечения объективности научного исследования

□ сохранения авторского подхода

37. Метод познания – это:

□ приемы абстрагирования.

□ совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

□ система знаний о материи

□ мировоззренческие установки исследовательской деятельности

38. К эмпирическим научным методам относится:

□ анализ;

□ наблюдение;

□ дедукция;

□ измерение;

□ предметное моделирование

39. К теоретическим научным методам относится:

□ эксперимент;

□ синтез;

□ индукция;

□ идеализация;

□ группировка/систематизация фактов

40. Научная процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в результате экспериментальной или теоретической проверки, называется

□ верификация;

□ фальсифицируемость;

□ дедукция;

□ фальсификация

41. Способ построения и обоснования системы философского и научного знания, совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности, называется:

□ методика;

□ деятельность;

□ алгоритм;

□ методология

42. Идеальная модель в науке – это:

□ система параметров научного и философского исследования

□ модель предмета изучения, предполагающая абстрагирование от его частных свойств

□ макет или схема изучаемого предмета

□ совокупность будущих характеристик изучаемого предмета

43. Соединение ранее выделенных частей предмета или явления в единое целое:

□ синтез;

□ анализ;

□ моделирование;

□ объединение

44. К основным функциям науки не относится:

□ мировоззренческая

□ описательная

□ культурная

□ функция производительной силы

45. Для научного знания всех эпох характерна:

□ кумулятивность

□ аналитичность

□ стремление к дифференциации

□ практическая применяемость

46. Решающим условием перехода от мифо-поэтического к научному сознанию является:

□ развитие ремесла

□ преодоление «логики мифа»

□ развитие абстрактного мышления

□ рост самосознания человека

47. Классическая парадигма науки предполагает:

□ различные критерии истинности для естественных и гуманитарных наук;

□ дифференциацию знания;

□ объективность научных теорий;

□ единые критерии истинности для всех научных дисциплин.

48. Классическая научная парадигма привела в дизайне и архитектуре к:

□ функционализму

□ идее целерациональности формы

□ идее поливариантности проектных решений

□ ориентации на коммерческую успешность

49. Постнеклассическая парадигма науки предполагает:

□ абсолютность научных теорий;

□ отсутствие единого критерия истины;

□ практическое применение научных теорий;

□ необходимость подтверждать научную гипотезу фактами.

50. Слово «дискурс» обозначает:

□ литературный жанр;

□ социально обусловленную организацию системы речи, а также определённые принципы, в соответствии с которыми реальность классифицируется и репрезентируется;

□ неадекватное отражение реальности;

□ символическое соотношение слов и вещей.

51. В Древнем Египте наукой занимались в основном:

□ правители

□ жрецы

□ ремесленники

□ торговцы

52. Знание Ближнего Востока на ранних этапах исторического развития нельзя называть научным в полной мере, поскольку:

□ это индуктивные знания

□ здесь велика роль рецептов и догм

□ здесь велика социальная детерминированность познавательного процесса

□ это практически-ориентированные знания

53. Античность можно считать колыбелью научного знания, поскольку:

□ здесь произошло разделение физического и интеллектуального труда

□ реализована идея доказательности знания

□ наука признана социально-значимой

□ развивается гуманитарное, естественнонаучное и математическое знание

54. Согласно Аристотелю философия:

□ есть наука о первоначалах всего существующего;

□ изучает первоначала государственной жизни и человеческой души в отличие от физики, изучающей первоначала природы;

□ является самой бесполезной наукой;

□ это наука, имеющая первостепенное практическое значение.

55. К чертам средневековой науки не относится:

□ эмпиризм

□ рационализм

□ символизм

□ иерархичность

56. В качестве высшего критерия истины в средние века принимается:

□ опыт;

□ знание;

□ вера;

□ здравый смысл.

57. Структура научной работы не включает в себя в качестве обязательного элемента:

□ выводы

□ аннотация

□ эпиграф

□ указание на степень разработанности проблемы

58. Основой научной работы по теории архитектуры или дизайна является:

□ сбор данных

□ систематизация эмпирического материала

□ определение назначения проекта

□ прогноз функционирования изделия или объекта

59. К чертам современной науки об архитектуре и дизайне не относится:

□ эмпиризм

□ рационализм

□ символизм

□ иерархичность

60. В качестве критерия истины в научном исследовании современный теоретик архитектуры и дизайна принимает:

□ опыт;

□ знание;

□ вера;

□ здравый смысл

61. Согласно О. Конту, задача позитивной науки заключается в том чтобы:

□ изучать первопричины и первоначала;

□ открывать объективные закономерности объективно существующий явлений и процессов;

□ открывать связи между явлениями, знание о которых необходимо практикам;

□ обобщать устойчивые связи между явлениями

62. В. Дильтей считал, что в «науках о духе» недопустимо объяснять изучаемые явления, поскольку:

□ гуманитарное знание не является научным;

□ поведение людей определяется свободой воли;

□ «науки о духе» изучают внешний опыт сквозь призму субъективности;

□ понять мотивы поведения другого человека невозможно.

63. «Науки о духе» отличаются от «наук о природе»:

□ тем, что изучают внутренний, а не внешний опыт;

□ используют описательные методы;

□ выявляют причинно-следственные связи между явлениями;

□ выявляют смысл явлений в контексте жизненного мира человека.

64. Гносеология – это учение:

□ о бытии

□ о познании

□ о воспитании

□ о ценностях

65. Исторически первичным для философии является постановка проблем:

□ онтологии

□ гносеологии

□ антропологии

□ аксиологии

66. Натуроцентризм в трактовке человека означает:

□ подчеркивание необходимости здорового образа жизни

□ сведение всех характеристик человека к сугубо биологическим

□ учение о необходимости достижения гармонии с природой

□ экологическую версию социоцентризма

67. Философская категория бытия означает:

□ все реально и потенциально существующее

□ существование сущего

□ существенные характеристики чего-либо

□ сущность вещи

68. Отличие аксиологии как сферы философского знания связано с:

□ особенностью ее предмета изучения

□ относительно поздним происхождением

□ синтетическим характером знания

□ неопределенностью методов исследования

69. Индивид в философии понимается как:

□ синоним понятия «субъект»;

□ родовое понятие, т.е. выражающее общие черты, присущие человеческому роду;

□ устойчивая система социально-значимых черт, характеристика человека как члена общества;

□ совокупность физических способностей отдельного человека;

□ социальная «маска»

70. Эта философская позиция утверждает, что общественная жизнь является ареной борьбы за существование:

□ биокосмология;

□ социал-дарвинизм;

□ космогенез;

□ историософия.

71. Расположите феномены в порядке от наиболее общих (абстрактных) к конкретным:

□ научно-техническая революция

□ информатизация

□ прогресс

□ развитие

□ изменение

72. Согласно Платону, идеи необходимы для:

□ объяснения процессов реального мира

□ понимания проектной деятельности

□ объяснения роли Бога в космогенезе

□ понимания сущности предметов и явлений

73. Согласно Аристотелю, для того чтобы выработать собственное представление о чем-либо, целесообразно:

□ оспорить существующие представления

□ обобщить все предшествующие подходы

□ устроить дискуссию

□ сформулировать гипотезу и доказать ее опытным путем

74. Античная эстетика говорит о тождестве:

□ целесообразности и выразительности

□ функциональности и красоты

□ удобства и престижности

□ ритма и гармонии

75. Трактовка формы у Фомы Аквинского развивает идеи:

□ даосов

□ Платона

□ Аристотеля

□ эллинистической эстетики

76. Картину мира Ренессанса можно обозначить как:

□ натуроцентризм

□ космоцентризм

□ теоцентризм

□ антропоцентризм

77. Вклад Ф. Ницше в развитие философского знания заключается в:

□ отказе от метафизики

□ опоре на восточные философии

□ постановке проблемы ценностей

□ формировании идеи Сверхчеловека

78. «Понимающая социология» М. Вебера не оперирует понятием:

□ идеальный тип

□ социальное действие

□ моделирование

□ бессознательные мотивы

79. Структурализм формируется в ходе изучения:

□ экологии

□ этнографии

□ экономики

□ теории систем

80. Понятие «бинарная оппозиция» предполагает:

□ амбивалентность каждого явления культуры

□ вычленение противоположных характеристик объекта

□ вариативность процессов и явлений культуры

□ наличие бессознательных компонентов в продуктах культуры

81. Для системного подхода первично представление о:

□ элементах

□ системе

□ связях

□ внешних детерминантах

82. Вычеркните неграмотные предложения:

□ Эти категории отражаются в градостроительной структуре;

□ Эмпирический опыт необходимо проверять;

□ Дизайн-проект может учитывать изменяемость объекта;

□ Античность сформировала представление о функциях объекта

83. Расставьте в порядке от частного к общему:

□ метод

□ методика

□ подход

□ методология

84. Информационное общество представляет собой:

□ общество, в котором наука и умственный труд в целом играют решающую роль, становятся основным фактором производства;

□ индустриальное общество;

□ постиндустриальное общество;

□ состояние гипотетического единства человечества в будущем

85. Объект и предмет исследования соотносятся как:

□ объект – более узкое понятие, чем предмет

□ предмет – более узкое понятие, чем объект

□ предмет – причина существования объекта

□ предмет зависит от человека, а объект – нет

86. Для того чтобы материал другого автора, используемый в исследовании, не считался плагиатом, необходимо:

□ указывать фамилию автора

□ закавычивать этот материал

□ указывать источник информации

□ пересказывать позицию другого автора своими словами

87. Объяснение как главная познавательная операция естественных наук, предполагает:

□ раскрытие ценностно-смыслового содержания объекта

□ фиксацию существующих в теории характеристик объекта

□ определение причинно-следственных связей между объектами изучения

□ сбор количественных данных об объекте изучения

88. Понятие «научная дисциплина» в рамках изучаемого курса адекватнее всего трактовать как:

□ профессия

□ определенная наука и ученые, занятые ее разработкой

□ поведение ученых

□ отдельное направление развития науки

Наши рекомендации