Предпосылки философии в Древнем мире (Китай, Индия)
Философия Др.Индии.
В Ведах и Упанишадах (первых священных книгах Индии) наряду с религиозными идеями содержатся умозрительные представления о едином и многословном мировом порядке, целостной духовной субстанции, индивидуальной душе, перерождении душ (бессмертия), согласно закону воздаяния (Карма)
Религиозно-философские учения того времени получили в основном этическую направленность. Наибольшую известность приобрел буддизм, ставший в последствии мировой религией. Основная идея буддизма: освобождение от страданий путем нирваны. Оппозицию буддизму составила школа Чарвака. Философы этой школы считали, что единственной реальностью является материя. Все, что есть в мире, состоит из четырех элементов. Целью человеческой жизни является наслаждение, а не отказ от желаний.
Философия Китая.
Наибольшее распространение получила философия конфуцианства, основоположником был Конфуций. Это было этико-политическое учение, основными принципами которого считались следующие:
-взаимность,
-человеколюбие,
-сдержанность и осторожность в поступках.
Он также выступал против чрезмерного насилия.
В это же время получило распространение учение Лаоцзы о священном дао. Все вещи, согласно этому учению, рождаются и умирают благодаря собственному пути (дао). Человек должен следовать естественным законам, отказаться от мудрствования. Лаоцзы отверг этические принципы Конфуция, призывая к смирению, состраданию и незнанию.
В конфуцианстве, как и в буддизме, всякая уникальность человека рассматривалась как зло. Главным было обнаружить безличный абсолют.
Особенности и основные этапы философии Древней Греции.
Философия Древней Греции отражала своеобразие общественной системы, в которой она возникла. Это был путь от мифологии, мифологического сознания к элементам первых научных знаний. Древнегреческие философы прославились умением создавать краткие мудрые изречения. Классическая греческая философия оказала огромное влияние на мировую культуру. Эта философия в основном связана с именами трёх людей: Сократа, его ученика Платона, и в свою очередь ученика Платона — Аристотеля. Вклад Сократа в основном связан с его методом, который заключался в представлении философского вопроса в виде диалога двух сначала несоглашающихся друг с другом философов, один из которых в конце концов, исчерпав аргументы против, соглашается со своим оппонентом. Метод Сократа являлся прелюдией к формальному критическому анализу иной философской концепции и использовался Платоном. Основная заслуга Платона заключается в его теории идей. В теории идей Платон противопоставляет материальные объекты идеальным «формам» или «идеям» этих объектов, которые существуют где-то в возвышенном мире. В философии Платона материальные объекты — лишь ущербные подобия идеальных форм, ниспосланных свыше. Таким образом Платон сформировал важнейшее направление в философии, которое позже назовут идеализмом...
Аристотель систематизировал накопленные в Греции философские знания в новой форме, которая заложила стандарты научной литературы. Его труды включали последовательное изложение логики, метафизики, этики, риторики, а также греческой натурфилософии: космологии, физики, зоологии и др. Работы Аристотеля явились квинтэссенцией греческой философии, появившейся на закате древнегреческой цивилизации, и стали стандартом в некоторых областях знаний на века, а в некоторых — на тысячелетия. Аристотель ввёл в обращение сопутствующую терминологию. Параллельно с систематизацией материала Аристотель изложил свою собственную философскую парадигму, выраженную, в частности, в учении о четырёх причинах и теории универсалий , которая отличалась от философии Платона большей привязкой к материальному миру. Аристотель полагал, что знания можно получить с помощью наблюдений и опыта, а Платон вслед за Сократом считал, что все знания уже существуют, и человек их «вспоминает», а не приобретает..
Среди новых течений этого периода выделялся стоицизм — этическая концепция, схожая с китайским даосизмом. Наконец, ещё одним важным течением этого периода стал неоплатонизм. Известный философ этого периода идеолог неоплатонизма Плотин (III век н. э.) возражал против антропоморфности Бога, утверждая, что таким образом у Бога, который должен быть всемогущим, в результате человекоподобия появлялись бы границы возможностей. Как следствие, в неоплатонизме происходит сближение между монотеистическим всемогущим богом и миром идей или форм Платона, что сделало возможным частичную интеграцию идей Платона в христианство и другие монотеистические религии.
Сократ и софисты.
Софист - (греч.) знаток, мастер, мудрец. Для них был важен не поиск истины, а разработка теории красноречия и спора. Платон писал, что в судах истину не ищут, необходима только убедительность.
Софисты не представляли собой единой группы ни по социально-политической ориентации, ни по отношению к предшествующей древнегреческой философии, ни по их собственным философским идеям. Можно выделить некоторые общие черты философии С. — перемещение философских интересов из сферы натурфилософии в область этики, политики, теории познания.
Горгий (ок. 483-375 до н.э) в своем труде “О природе” доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно
Аристотель писал: “Горгий правильно говорил, что серьезность противников следует убивать шуткой, шутку же – серьезностью”.
Философия Сократа.
Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Его антидогматизм выражался в отказе от претензий на обладание достоверными знанием. Сократ отрицал и ту хаотичную субъективность софистов, которая превращала человека в нечто случайное, единичное, необязательное даже для самого себя. Он ко всему подходил с иронией. Сократ применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой – искусство определить понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Сократ впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий. Сократ прославился как один из родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при помощи бесед и споров. Ядром его философии является человек, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения “я знаю, что я ничего не знаю” к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел свой философский принцип изречение дельфийского оракула “Познай самого себя!”, т.к. увидел что человек “не пуст”. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной.