Основные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля
Сократ (469-399 до н.э.) – полемист, мудрец, философ-педагог.
· Свою просветительскую деятельность вел в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы, диалога, спора по проблемам добра и зла, любви, счастья, честности и т.д.
· Осуществил поворот философии к изучению человека. Кредо Сократа – «познай самого себя»;
· Круг проблем интересующих Сократа: добродетели, мораль, право, гражданские законы, вопросы войны, мира, политики.
· Основной принцип сократовской философии: знание есть добродетель; любое зло, порок совершаются по незнанию;
· Для Сократа мораль сливается со знанием. Истинная нравственность – это знание того, что есть благо, что прекрасно, и вместе с тем полезно для человека, что помогает ему в достижении блаженства и счастья.
· Ввел диалектический метод нахождения истины путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования;
· Воспитал много учеников, стоял у истоков целого ряда так называемых «сократических школ» (Академия Платона, школа киников, киренская школа, мегарская школа, элидо-эритрийская школа).
Древнейший символ мудрости — сова. Птица, кстати, очень глупая. Вам это любой орнитолог подтвердит. У совы, однако, есть два очень примечательных, поистине символических качества: всегда блестящие (“сгорает от любознательности”) и раскрытые (“открытые миру”) глаза.
Но у философии, философской мудрости есть и другой, тоже не очень привлекательный на первый взгляд образ-символ — это овод. На его нам указал в своей защитительной речи на суде Сократ — сам живой символ философии.
Обращаясь к присяжным, своим обвинителям, всем мужам афинянам, он сказал следующее: “...Если вы меня убьете, то вам нелегко будет найти еще такого человека, который, смешно сказать, приставлен к городу как овод к лошади, большой и благородной, но обленившейся от тучности и нуждающейся в том, чтобы ее подгоняли. В самом деле, мне кажется, что Бог послал меня городу как такового, который целый день, не переставая, всюду садится и каждого из вас будит, уговаривает, упрекает. Другого такого вам нелегко будет найти, о мужи, а меня вы можете сохранить, если вы мне поверите. Но очень может статься, что вы, как люди, которых будят во время сна, ударите меня и с легкостью убьете, <...> и тогда всю остальную вашу жизнь проведете во сне, если только Бог, жалея вас, не пошлет вам еще кого-нибудь”.
Увы, афиняне не вняли голосу сократовской мудрости — уж очень надоедлив этот философствующий овод. Куда легче спать или жить в мире грез. Сон разума, сон жизни — для большинства это привычный образ жизни. Для философа же это смерти подобно. В случае Сократа, однако, смерть пришла не от сна, а от неустанного бодрствования разума. Оводу-философу был вынесен обвинительный приговор, он выпил чашу цикуты и отошел в мир иной
Афоризмы Сократа
Брак, если говорить правду, зло, но необходимое зло.
Ваятель должен во внешности выражать душевную деятельность.
Всякое знание, отделённое от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.
Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что знаешь то, чего не знаешь.
Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету.
Государственные законы - это то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что должно делать и от чего надо воздержаться.
Да, я мудрее их, потому что я знаю, что ничего не знаю, а они, ничего не зная, думают, что всё знают.
Действительно мудр лишь Бог, а человеку дано быть лишь только любителем мудрости.
Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, есть ли это деяние доброго или злого человека.
Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим.
Женишься ты или останешься холостяком - всё равно придётся раскаяться.
Заговори, чтоб я тебя увидел.
Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.
Когда слово не бьёт, то и палка не поможет.
Красота - это королева, которая правит недолго.
Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!
Кто что знает, в том он и мудр.
Лучшая приправа к пище - голод.
Лучше всего ешь, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьёшь, когда не ждёшь другого питья.
Невозможно живущему в обществе и в семействе и обращающемуся с людьми не испытывать печалей.
Ни корабль не должно ставить на одном маленьком якоре, ни жизнь не должно основывать на одной надежде.
Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.
Откуда бы ни исходил порядок, если только он основан на силе, он есть акт насилия, а не закона.
Пустые мехи надувает ветер, а бессмысленных людей мнение.
Решающая роль отводится не столько форме правления, сколько строгому соблюдению законов и умелому руководству государством.
Слабые умы, берясь за философию, наносят только ущерб её достоинству.
Сократить свои расходы - это брать в долг у самого себя.
Страх смерти не является мудростью, поскольку никто не знает, не является ли смерть для человека величайшим из всех благ.
То, что я понял, - прекрасно, из этого я заключаю, что и остальное, чего я не понял, - тоже прекрасно.
Три основных добродетели: умеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).
Тщеславный есть публичный разглашатель собственной своей глупости.
Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой.
Честный человек не может долго прожить, если он занимается государственными делами.
Существует только один бог - знания, и только один дьявол - невежество.
Сократ (469 - 399 г. до н.э.)
Философия Платона
Платон (427-347 гг до н.э.) – ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, создатель системы объективного идеализма. Наиболее важные сочинения Платона: «Апология Сократа», «Парменид», «Горгий», «Федон», «Государство», «Законы».
Основные философские идеи Платона:
· Окружающий мир делится на «мир вещей» и «мир чистых (бестелесных) идей»;
· Реально существуют лишь «чистые (бестелесные) идеи»;
· Эти идеи истинны, вечны и постоянны;
· Мир и любая вещь в нем является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи;
· Материальные вещи изменчивы, непостоянны и конечны;
· Окружающий мир («мир вещей») временен и изменчив, он не существует как самостоятельная субстанция.
Учение о познании Платона:
· Предметом познания должны стать «чистые идеи» поскольку материальный мир является всего лишь отображением «чистых идей»;
· «чистые идеи» невозможно познать с помощью чувственного познания – такой вид познания дает не достоверное знание, а лишь мнение, «доксу»;
· «чистые идеи» можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
· Высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные – образованные интеллектуалы, философы. Только они способны увидеть и осознать «чистые идеи».
Учение Платона о государстве:
Платон выделяет семь типов государства:
1. «Идеальное государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадает необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.
2. монархия – справедливая власть одного человека;
3. тирания – несправедливая власть одного человека;
4. аристократия – справедливая власть меньшинства;
5. олигархия – несправедливая власть меньшинства;
6. демократия – справедливая власть большинства;
7. тимократия – несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
· Двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
· Демократия, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию.
План государственного устройства по Платону:
· Все население государства (полиса) делится на три сословия: философы, воины, работники;
· Работники (крестьяне, ремесленники) занимаются физическим трудом, создают материальные блага;
· Воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости – участвуют в военных действиях;
· Философы (мудрецы) – разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
· Философы и воины не должны иметь частной собственности;
· Жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
· Не существует брака, все жены и дети общие;
· Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
Историческое значение философии Платона:
· Впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
· Положено начало систематическому идеализму;
· Впервые глубоко исследованы проблемы природы, общества (государство, законы);
· Были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие-становление, вечное-временное, покоящееся-движущееся, неделимое-делимое и др.);
· Была создана философская школа – Академия – существовавшая с 387 г до н.э. и до 529 г. н.э. (была принудительно закрыта императором Византии Юстинианом), то есть почти что 1000 лет. Воспитанниками Академии были Аристотель, Ксенокрит, Кратет, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).
Афоризмы ПЛАТОНА
Бесстыдство - терпеливость души к бесчестию во имя выгоды.
Боимся же мы нередко и общественного мнения, как бы нас не сочли за дурных людей, если мы совершаем или говорим что-либо нехорошее. Этот вид страха мы называем стыдом.
Быть ниже самого себя - это не что иное, как невежество, а быть выше самого себя - не что иное, как мудрость.
В истинном знании находится источник добродетели, в невежестве и фальшивом знании - источник зла.
В любви доступность и готовность не приличествует тем, кого домогаются.
Неблагоразумно мудрого правителя стеснять законами.
Основа всякой мудрости есть терпение.
Первая и лучшая победа - это победа над собой.
Без смешного нельзя познать серьезное, и вообще противоположное познается с помощью противоположного, если человек хочет быть разумным.
Платон (428 - 347 г. до н.э.)
Философия Аристотеля
Аристотель (384-322 до н.э.) – ученик Платона, основатель Афинской школы «Ликей», воспитатель Александра Македонского. Отец многих наук, таких как психология, логика, биология, эстетика и др.
Основные произведения Аристотеля: Физика, Метафизика, О Душе, Никомахова этика, Риторика, Политика, Поэтика, комплекс сочинений по логике под общим названием «Органон».
Философию Аристотель делил на три части:
1. Теоретическую философию (названную после его смерти метафизикой), изучающую общие проблемы бытия (первая философия) и его отдельных сфер, проблему происхождения всего сущего, наука о причинах и началах различных явлений.
2. Практическую философию – о деятельности человека, этике, политике, устройстве государства.
3. Поэтическую (творческую), связанную с различного вида «искусствами».