Философская картина мира
Важнейшей особенностью человеческого самосознания во все времена было стремление найти свое место среди окружающих вещей, определить собственное положение в космической и природной иерархии. Являемся ли мы могучими и ответственными представителями Вселенского разума или мы – не более чем побочный результат слепой звездной эволюции? В общественном сознании исторически складываются и постепенно изменяются разные картины мира, которые «средний» человек воспринимает как данность, как то, что есть на самом деле, объективно, независимо от наших личных мнений.
В философии принято понятие «картина мира», которая означает портрет мирозданья, образно-понятийную копию Вселенной, взглянув на которую, человек сразу видит действительность, ее связи, соотнесенные с ним самим. Понятие «картина мира» претендует на объективность видения. С ним связано понятие «мировоззрение». Но мировоззрение в отличие от картины мира подчеркивает субъективность в отношении к миру. Оно включает в себя цели, ценности, предпочтения, личные взгляды, эмоционально-образное отношение к миру. Мировоззрение берет мир не сам по себе, а определяет наше к нему отношение, то есть пропускает как бы видение мира через субъект. Но поскольку объективное и субъективное в реальной жизни тесно связаны, то и картина мира, обычно, переходит в мировоззренческое восприятие и представление. Поэтому картина мира мировоззренчески окрашена. Обычно рассматривают мифологическую, научную, религиозную и философскую картины мира.
Каждая из этих картин мира дает свое представление о Вселенной и месте в ней человека. Иногда эти картины мира могут противоречить друг другу. Иногда они дополняют друг друга и способны составить одно целое.
Что такое «мир»? Мир – это предельная полнота бытия в его всеобъемлющей единичности, самотождественности. Это единство возможности и действительности, сущности и явления. Это вся реальность. Вселенная – это один из модусов Мира, одно из возможных состояний. Мир – это действительность, взятая как целое в ее качественном многообразии. Однако «мир как целое» никогда не бывает нам непосредственно дан, поскольку мы занимаем конкретную позицию, мы ограничены, видим только небольшой участок реальности. Мир имеет следующие свойства: многокомпонентность, разнородность (обозримая часть мира является структурно оформленным, иерархичным, но не до бесконечности, образованием), взаимосвязь всех его подсистем внутренне необходимым образом.
Мир вечен и бесконечен, но состоит из конечных подсистем, способных к развитию по причине их конечности. Если рассматривать мир как синтез, то возникает вопрос об источнике и сущности законов. Устойчивость, повторяемость, регулярность процессов в мире определяется через понятие «закон». Английский философ А.Н. Уайтхед выделяет четыре основные концепции в подходах к пониманию законов природы:
- закон «навязывается» объектам извне;
- закон есть нечто неотъемлемо присущее самим объектам;
- закон есть наблюдаемый порядок явлений (просто их описание);
- закон есть условное истолкование (то есть человек для удобства устанавливает определенные правила описания данных чувственного опыта).
Рассмотрение закона как нечто неотъемлемо присущего самим объектам (вторая доктрина) имеет в настоящее время наибольшую доказательность, лучше всего подкреплено данными естественных наук.
Итак, мир – это действительность, взятая как целое в ее качественном многообразии. Однако мир как целое никогда не бывает нам непосредственно дан, поскольку мы занимаем конкретную позицию, мы ограничены, видим только небольшой участок реальности.
Каждая картина мира включает в себя следующие вопросы. Мир един или множествен? Что такое пространство и время и как они между собой соотносятся? Каково положение человека в Универсуме? Каковы перспективы человечества? И др.
Разные картины мира описываются на различных культурных языках. Так, научное сознание описывает мир в терминологии, не подходящей для религиозной версии. Выбираемая картина мира диктует и понятийный аппарат, в котором она описывается.
Очень важным моментом, который делает картины мира принципиально разными, является то, вокруг какого главного вопроса они строятся, что является ее смысловым центром. Так, научная картина мира строится вокруг объектов, понимаемых как независимые от нашего сознания и особенностей восприятия. Наука хочет видеть мир «таким как он есть». И хотя наука познает мир посредством человеческого разума, она хочет видеть мир свободным от человеческой субъективности, таким, каков он существует в реальности, то есть вне человека. Наука вырабатывает собственные представления о мире, однако в силу предметного ограничения области своих исследований эти представления представляют собой лишь частную, локальную картину мира. В такой картине мир упорядочен и целесообразен, подчиняется общим законам, которые исследуются данной наукой. Совокупность научных представлений о мире позволяет даже выработать более общую картину мира, которая опирается на все науки или их большую часть. Но и эта картина мира остается принципиально неполной. Принцип ее построения – объяснить все естественными причинами в рамках существующей предметной области, и то, что почему-то объяснимо или не попадает в данную предметную область, просто изымается из научного рассмотрения. Однако оказывается, что, во-первых, сами научные картины мира постоянно изменяются, и иногда это изменение настолько сильное, что заставляет полностью менять картину мира. Например, «коперниканский» переворот или создание эйнштейновской физики, которые полностью заменили предшествующие представления о физическом устройстве мира. Уже поэтому строить общее представление о бытии только на фундаменте частных наук, по крайней мере, сомнительно. Во-вторых, человек живет не только в предметном, объективном мире, но также и в мире чувств, переживаний, которые не менее важны для него, чем какие-то объективные параметры. И наконец, человек живет в социуме, что порождает дополнительные специфические закономерности как его собственного развития, так и общества как особой структуры бытия. Таким образом, должно существовать более фундаментальное, философское объяснение бытия с учетом того факта, что за изменчивостью мира стоит нечто стабильное, постоянное, которое и может выступать в качестве объясняющей причины мира. В истории философии в качестве такой мыслимой стабильной конструкты выступает категория бытия.
Мифологическая картина мира представляет мир в виде конкретно-чувственного образа, в котором слиты воедино восприятие и воображение, а субъект и объект неразличимы. Мифологический образ мира как символическое всеединство включает человека в космогонический контекст, придавая его жизни определенный смысл, одушевленность, непосредственную тождественность всего во всем. Человек выражает собой весь Космос, его пространственный строй, необозримость связей с другими вещами, существующими в мире; ритм и гармонию, персонифицированность воплощений – и все это объединено цельностью мировосприятия, миросозерцания.
Религиозная картина мира главным предметом своего рассмотрения считает соотнесенность мира небесного и земного, мира божественного и человеческого. В центре религиозной картины мира стоит Бог. Естественные силы являются частью установленного Богом порядка во Вселенной, который доступен пониманию человеческим разумом. Уяснение места и роли любого феномена в мире определяется в зависимости от его отношения к Богу. Человек как высшая ступень Божественного творения обладает богоподобием. Его особое место в мироздании объясняется одновременной принадлежностью к двум мирам – видимому физическому и невидимому духовному (трансцендентному).
Главная тема философской картины мира – это соотношение человека и мира. Этот вопрос раскрывается в различных аспектах, познавательном и онтологическом, аксиологическом и деятельностном. Поэтому философские картины мира множественны и не похожи друг на друга. Их всегда отличает критичность и сомнение в своих утверждениях. Философское миропонимание изначально глубоко метафорично и непосредственно связано с языком и мифологической образностью, но в отличие от нее упорядочивает мир как целостность, согласно Логосу, вносит единообразие на основе идеи порядка и закона. Модели мира и человека приобретают умозрительный характер, понятийную форму выражения. Поиски единого первоначала, первоосновы всего сущего, происхождения мирового закона и порядка получают статус знания о мире, имеющего умопостигаемое универсально-всеобщее значение.
Философская картина мира характеризуется свободным исследованием основных проблем бытия, человеческого познания, смысла и цели жизни и других проблем. Философия уже в самом начале своего существования являлась по преимуществу рационально-теоретическим осмыслением бытия в отличие от преимущественно образно-эмоционального мифологического и религиозного сознания, уповающего на веру при поиске ответов на принципиальные вопросы бытия. Центральными в любых философских школах были вопросы взаимоотношения человека с миром, обществом и самим собой, выделения сущности человека, особенностей его существования, цели и смысла жизни, законов познания мира человеком. Это многообразие вопросов и привело к довольно раннему выделению внутри философии ее отдельных частей – онтологии, гносеологии, антропологии и др.
Многообразие ответов на каждый из этих коренных вопросов рождало множество школ и направлений. Дать исчерпывающую классификацию и сравнительный анализ каждого такого направления невозможно, можно выделить ряд параметров, которые отличают все философские школы и направления.
Философия всегда является интегрирующей формой духовной жизни человека и человечества. Она решает предельно общие и потому наиболее волнующие людей проблемы, и в этом смысле она является особым видом духовного производства, выступающим как самосознание общества и индивида.
Философия всегда выступает в роли толкователя (интерпретатора) общественно-исторического процесса. Она ориентирована на объяснение мира, на его познание в тех терминах, которые помогают переделать его, приспособить к нуждам человека и человечества. Поэтому разработка философских понятий и категорий составляет одну из важнейших особенностей философии, независимо от того, к какому философскому течению относятся те или иные философы.
Для философской картины античности характерен космоцентризм. Для средневековой философии – теоцентризм. Для эпохи Возрождения – антропоцентризм. Эпоха Возрождения выдвинула гуманизм как центральный принцип философии и сделала проблему человека центральной в новой философии. Появился принцип гелиоцентризма. Мыслители эпохи Ренессанса утверждали два основных ориентира в отношении человека к миру:
- равноправие небесного и земного миров для человека как принадлежащего обоим универсумам;
- культ творческой деятельности, способствующий обеспечению единства природы и культуры, возводящий человека в ранг творца, являющегося продолжением и завершением Божественного творения.
В ХХ в. антропоцентричный гуманизм утверждает превосходство человека над природой и космосом. Методологическая установка, лежащая в его основании, провозглашала человека венцом мироздания, а окружающую действительность – собственной мастерской этого преобразователя Вселенной. Требования человеческой морали ставились выше природных ограничений, а принятый моральный кодекс никак не связывался ни с какими природными процессами. Высшими ценностями считались те, которые имели сверхприродный характер и провозглашали деятельность человека по преобразованию природы, достигаемые любой ценой, в том числе в борьбе с природой, ценой ее разрушения, уничтожения.
Печчеи видит в несовершенстве современного человека, слабо адаптированного к быстрым темпам развития науки и техники, неготового жить в созданном им самим мире. Единственный выход, по мнению антропоцентрических гуманистов, состоит в «человеческой революции», т.е. изменении качеств человека с целью приспособления его к цивилизации, что будет соответствовать его новому господствующему положению как лидера всей жизни на Земле.
Антропоцентрический гуманизм можно определить как исходный мировоззренческий принцип антропологической картины мира, точкой отсчета в которой является человек, объединяющий рациональный и образно-эмоциональный способы упорядочения целостности Вселенной.
Для европейской философии ХХ века характерны изобилие направлений, терпимость друг к другу, склонность к изучению объектов, находящихся вне поля зрения естествознания (душа, интуиция, озарение, акт веры и т.д.), усложненная лексика, ибо философия считается уделом аристократов духа, духовной элиты. Для европейских философских концепций ХХ века характерно увлечение философией психоанализа или бессознательного, выдвинутой З.Фрейдом. В настоящее время неофрейдизм имеет сторонников не только в Европе, но и во всем мире.
В ХХ веке возникло много социологических теорий, в которых непредвзято показан целый ряд недостатков западного мира. Философы критических направлений оказали положительное влияние на западный мир.
Большое значение в философии ХХ века имели работы специалистов в области естественных наук, техники, культурологии, этнографии и т.д., так называемых эмпирических наук, а не спекулятивных. Они обеспечили связь философии с современной жизнью, поставили ряд важных проблем: проблему жизни как космического явления; вопрос о Всемирном разуме; проблему начала и конца мира и т.д.
Западные философы выдвигают как важнейший принцип - принцип сосуществования философских течений, их диалога, разумного использования любой методологии познания мира. Именно это может обеспечить выработку универсального философского знания, без которого невозможно дальнейшее развитие философии, а вместе с тем человека и общества.
Наука формирует так называемую картину мира, философия же есть теоретически выраженное мировоззрение, в котором «картина мира» является холодной сводкой данных о мире, взятом самим по себе, без человека как такового. В ней нет места свободе, творчеству. Философия же как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Это не просто знание, облаченное в ценностные формы. Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто вещь среди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Она позволяет рассмотреть научное знание в более широком аспекте, рассмотреть уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более. Гуманистический антропоцентризм продолжает сохранять свое влияние и в настоящее время. Об этом свидетельствует хотя бы позиция Аурелио Печчеи по вопросу глобального экологического и культурного кризиса. Суть проблемы Печчеи видит в несовершенстве современного человека, слабо адаптированного к быстрым темпам развития науки и техники, неготового жить в созданном им самим мире. Единственный выход, по мнению антропоцентрических гуманистов, состоит в «человеческой революции», т.е. изменении качеств человека с целью приспособления его к цивилизации, что будет соответствовать его новому господствующему положению как лидера всей жизни на Земле.
Антропоцентрический гуманизм можно определить как исходный мировоззренческий принцип антропологической картины мира, точкой отсчета в которой является человек, объединяющий рациональный и образно-эмоциональный способы упорядочения целостности Вселенной.
Для европейской философии ХХ века характерны изобилие направлений, терпимость друг к другу, склонность к изучению объектов, находящихся вне поля зрения естествознания (душа, интуиция, озарение, акт веры и т.д.), усложненная лексика, ибо философия считается уделом аристократов духа, духовной элиты. Для европейских философских концепций ХХ века характерно увлечение философией психоанализа или бессознательного, выдвинутой З.Фрейдом. В настоящее время неофрейдизм имеет сторонников не только в Европе, но и во всем мире.
В ХХ веке возникло много социологических теорий, в которых непредвзято показан целый ряд недостатков западного мира. Философы критических направлений оказали положительное влияние на западный мир.
Большое значение в философии ХХ века имели работы специалистов в области естественных наук, техники, культурологии, этнографии и т.д., так называемых эмпирических наук, а не спекулятивных. Они обеспечили связь философии с современной жизнью, поставили ряд важных проблем: проблему жизни как космического явления; вопрос о Всемирном разуме; проблему начала и конца мира и т.д.
Западные философы выдвигают как важнейший принцип - принцип сосуществования философских течений, их диалога, разумного использования любой методологии познания мира. Именно это может обеспечить выработку универсального философского знания, без которого невозможно дальнейшее развитие философии, а вместе с тем человека и общества.
Наука формирует так называемую картину мира, философия же есть теоретически выраженное мировоззрение, в котором «картина мира» является холодной сводкой данных о мире, взятом самим по себе, без человека как такового. В ней нет места свободе, творчеству. Философия же как стержень мировоззрения выражает отношение человека к миру. Это не просто знание, облаченное в ценностные формы. Она исследует не мир, как таковой, а смысл бытия человека в мире. Человек для нее не просто вещь среди вещей, но субъект, способный к изменению мира и самого себя. Она позволяет рассмотреть научное знание в более широком аспекте, рассмотреть уникальные особенности, которые присущи только человеку и никому более.
Научная картина мира.
Переход науки к постнеклассической стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира. Длительное время идея этого единства существовала как идеал. Но в последней трети XX века возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия - неживой природе, органическом мире и социальной жизни - в целостную научную картину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус.
Формирование таких принципов было связано с переосмыслением оснований многих научных дисциплин. Одновременно они выступают как один из аспектов великой культурной трансформации, происходящей в нашу эпоху.
Если кратко охарактеризовать современные тенденции синтеза научных знаний, то они выражаются в стремлении построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.
Универсальный эволюционизм позволяет рассмотреть в диалектической взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира. Он создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии нашей Вселенной, ответственного за состояние мира, в который он сам погружен.
Принципы универсального эволюционизма становятся доминантой синтеза знаний в современной науке. Это та стержневая идея, которая пронизывает все существующие специальные научные картины мира и является основой построения целостной общенаучной картины мира, центральное место в которой начинает занимать человек.
Принципиальные особенности современной научной картины мира
1. Особенности научной картины мира
Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность. Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики. Вместе с тем, за счет упрощений и схематизаций картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального мира именно те его сущностные связи, познание которых и составляет основную цель науки на том или ином этапе ее исторического развития.
При описании картины мира эти связи фиксируются в виде системы научных принципов, на которые опирается исследование и которые позволяют ему активно конструировать конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты. В свою очередь, поле приложения этих моделей к практике содержит потенциально возможные спектры технико-технологических феноменов, которые способны порождать человеческая деятельность, опирающаяся на теоретическое знание.
Понятие «научная картина мира» активно используется в естествознании и философии с конца XIX в. Специальный анализ его содержания стал проводиться более или менее систематически с 60-х годов XX в., но до сих пор однозначное его понимание не достигнуто. Вероятно, это связано с объективной размытостью, неопределенностью самого понятия, занимающего промежуточное положение между собственно философским и естественнонаучным уровнями обобщения и отражения результатов, методов и тенденций развития научного познания.
Существуют общенаучные картины мира и картины мира с точки зрения отдельных наук — физическая, биологическая, астрономическая, с точки зрения каких-то господствующих, просто авторитетных в то или иное время представлений, методов, стилей мышления — вероятностно-статистическая, эволюционистская, системная, информационно кибернетическая, синергетическая и т.п. картины мира. В мировоззренческом и методологическом отношении научные картины мира выполняют функции связующего звена между философией и отдельными науками, специальными научными теориями.
Научная картина мира включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят более частные сведения о свойствах различных природных систем, о деталях самого познавательного процесса. При этом научная картина мира не является совокупностью общих знаний, она представляет целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях природы.
Научная картина мира в отличие от строгих теорий обладает необходимой наглядностью, характеризуется сочетанием абстрактно-теоретических знаний и образов, создаваемых с помощью моделей. Наиболее показательные особенности различных картин мира выражаются в присущих им парадигмах (определенных стереотипах в понимании объективных процессов и способов их познания, интерпретации), стилях мышления и т.п. Таким образом, научная картина мира — это особая форма систематизации знаний, преимущественно качественное обобщение и мировоззренческо-методологический синтез различных научных теорий.
Научная картина мира служит промежуточным звеном между философией и теорией конкретной науки (например физики, если речь идет о физической картине мира). Научная картина мира, с одной стороны, основывается на идеях, представлениях философии; с другой стороны — опирается на эмпирический базис соответствующей науки. Из взаимодействия этих источников и рождаются новые теоретические принципы и категории конкретной науки.
В современной философской и специально-научной литературе термин "научная картина мира" применяется, например, для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом значении используются также термины "образ мира", "модель мира", "видение мира", характеризующие целостность мировоззрения.
Четкого разграничения понятий "картина мира" и "научная картина мира" пока не проведено. В философско-методологической литературе термин "картина мира" применяется не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле - тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, т.е. тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания.
В этом значении научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития.
Научная картина мира может быть рассмотрена и как форма теоретического знания, показывающая предмет исследования соответственно определенному историческому этапу развития науки, форма, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска.
Поскольку существуют различные уровни систематизации знания в научной картине мира, различают три основных ее типа. Соответственно можно указать на три основных значения, в которых применяется понятие "научная картина мира" при характеристике процессов структуры и динамики науки.
Во-первых, оно обозначает особый горизонт систематизации знаний, полученных в различных науках. В этом значении говорят об общей научной картине мира, которая выступает как целостный образ мира, включающий представления и о природе, и об обществе.
Во-вторых, термин "научная картина мира" применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза достижений естественнонаучных дисциплин. Аналогичным образом это понятие может обозначать совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках; в-третьих, им обозначается горизонт систематизации знаний в отдельной науке, фиксируя целостное видение предмета данной науки, которое складывается на определенном этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому. Соответственно указанным значениям понятие "научная картина мира" расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип научной картины мира как особый уровень систематизации научных знаний - "общенаучную", "естественнонаучную" и "социально-научную", "специальную научную" картины мира.
Каждый из типов научной картины мира на разных этапах функционирования науки испытывал воздействие мировоззренческих структур и, вместе с тем, вносил свой вклад в их формирование и развитие.
Наиболее обще понятие «научная картина мира» можно определить как систематизированные, исторически полные образы и модели природы и общества [4].
От других отраслей культуры сфер человеческой деятельности науку отличает целый ряд признаков.
Так, от искусства наука отличается рациональностью, не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. В отличие от техники наука нацелена не на использование полученных знаний о мире для его преобразования, а на познание мира. По сравнению с идеологией научные истины общезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества.
От философии науку отличает то, что ее выводы допускают эмпирическую проверку и отвечают не на вопрос "почему?", а на вопрос "как?", "каким образом?"
Наука отличается от религии тем, что разум и опора на чувственную реальность имеют большее значение, чем вера. В отличие от мифологии наука стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку.
Отличие науки от мистики заключается в стремлении не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению. Теоретическим освоением действительности наука отличается от обыденного сознания.
Остановимся более подробно на соотношении науки и религии, тем более, что существуют различные точки зрения по данной проблеме. В атеистической литературе пропагандировалось мнение, что научное знание и религиозная вера несовместимы, и каждое новое знание уменьшает область веры, вплоть до утверждений, что поскольку космонавты не увидели Бога, то стало быть его нет.
Водораздел между наукой и религией проходит в соответствии с соотношением в этих отраслях культуры разума и веры. В науке преобладает разум, но и в ней имеет место вера, без которой познание невозможно — вера в чувственную реальность, которая дается человеку в ощущениях, вера в познавательные возможности разума и в способность научного знания отражать действительность. Без такой веры ученому трудно было бы приступить к научному исследованию. Наука не исключительно рациональна, в ней есть место и интуиции, особенно на стадии формулирования гипотез. С другой стороны, и разум, особенно в теологических исследованиях, привлекался для обоснования веры и далеко не все церковные деятели соглашались с афоризмом Тертуллиана: "Верую, потому что абсурдно".
Итак, области разума и веры не разделены абсолютной преградой. Наука может сосуществовать с религией, поскольку внимание этих отраслей культуры устремлено на разные вещи: в науке — на эмпирическую реальность, в религии — преимущественно на внечувственное. Научная картина мира, ограничиваясь сферой опыта, не имеет прямого отношения к религиозным откровениям, и ученый может быть как атеистом, так и верующим. Другое дело, что в истории культуры известны случаи резких конфронтации между наукой и религией, особенно в те времена, когда наука обретала свою независимость, скажем, во времена создания гелиоцентрической модели строения мира Коперником. Но так не обязательно должно быть всегда.
Существует еще и область суеверий, которая не имеет отношения ни к религиозной вере, ни к науке, а связана с остатками мистических и мифологических представлений, а также с различными сектантскими ответвлениями от официальной религии и бытовыми предрассудками. Суеверия, как правило, далеки и от подлинной веры и от рационального знания.
2. Основные принципы построения научной картины мира
Картина мира, рисуемая современным естествознанием, необыкновенно сложна и проста одновременно. Сложна она потому, что способна поставить в тупик человека, привыкшего к согласующимся со здравым смыслом классическим научным представлениям. Идеи начала времени; корпускулярно-волнового дуализма квантовых объектов; внутренней структуры вакуума, способной рождать виртуальные частицы, и другие подобные новации придают нынешней картине мира немножко "безумный" вид.
Но в то же время эта картина величественно проста, стройна и где-то даже элегантна. Эти качества ей придают в основном уже рассмотренные нами ведущие принципы построения и организации современного научного знания:
- системность;
- глобальный эволюционизм;
- самоорганизация;
- историчность.
Данные принципы построения научной картины мира в целом соответствуют фундаментальным закономерностям существования и развития самой Природы.
Системность означает воспроизведение наукой того факта, что Вселенная предстает как наиболее крупная из известных нам систем, состоящая из огромного множества элементов (подсистем) разного уровня сложности и упорядоченности.
Под системой обычно понимают некое упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Эффект системности обнаруживается в появлении у целостной системы новых свойств, возникающих в результате взаимодействия элементов. Другой важной характеристикой системной организации является иерархичность, субординация — последовательное включение систем нижних уровней в системы более высоких уровней [5].
Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включении систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается связан со всеми элементами всех возможных систем. Подобным образом организуются и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны — сейчас уже нет практически ни одной "чистой" науки. Все пронизано и преобразовано физикой и химией.
Глобальный эволюционизм — это признание невозможности существования Вселенной и всех порождаемых ею менее масштабных систем вне развития, эволюции. Эволюционирующий характер Вселенной, кроме того, свидетельствует о принципиальном единстве мира, каждая составная часть которого есть историческое следствие глобального эволюционного процесса начатого Большим взрывом.
Самоорганизация — наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур I ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.
Эти принципиальные особенности современной естественнонаучной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное.
3. Общие контуры современной естественнонаучной картины мира
Словосочетание «научная картина мира» подразумевает некую аналогию между совокупностью описывающих реальный мир научных абстракций и этаким огромным живописным полотном, на котором художник компактно разместил все предметы мира. Как и все прочие аналогии, она довольно приблизительно отражает суть дела, но в целом удачно.
Удачные же аналогии обладают удивительным свойством — их можно развернуть дальше, сделать подробнее, и при этом сходство с объектом аналогии сохранится! Попробуем проделать эту операцию с нашими «картинами мира».
Настоящие живописные полотна имеют один существенный недостаток: степень сходства с изображаемым объектом порой бывает и лека от желаемой. В стремлении добиться максимально точного изображения человечество изобрело фотографию. Точность повысилась, но заметное неудобство стала причинять статичность, безжизненность изображения. Человечество подумало и изобрело кинематограф: изображаемые объекты ожили, задвигались, возможности адекватного воспроизведения реальности увеличились. Любопытно, но последовательно сменявшие друг друга научные картины мира (античная, ньютоновская и современная) претерпели очень похожие превращения.
Античный ученый мир рисовал свою «картину» с большой долей фантазии и выдумки, сходство же с реальностью было минимальным. Ньютоновская картина мира стала суше, строже и во много раз точнее (этакая черно-белая фотография, местами, правда, неясная).
Нынешняя научная картина мира «оживила» неподвижную доселе Вселенную, обнаружила в каждом ее фрагменте эволюцию, развитие! Описание истории Вселенной потребовало уже не фотографии, а киноленты, каждый кадр которой соответствовал бы определенному этапу ее развития. Это главная принципиальная особенность современной естественнонаучной картины мира — принцип глобального эволюционизма.
Однако есть еще одна особенность современной научной картины мира, отличающая ее от прежних вариантов. Она заключается в признании историчности, а, следовательно, и принципиальной незавершенности настоящей, да и любой другой научной картины мира. Та, которая есть сейчас, порождена как предшествующей историей, так и специфическими социокультурными особенностями нашего времени. Развитие общества, изменение его ценностных ориентации, осознание важности исследования уникальных природных систем, в которые составной часть» включен и человек, меняют стратегию научного поиска, само отношение человека к миру.