Предмет философии науки
Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки.
Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания. Философа науки интересует научный поиск, «алгоритм открытия», динамика развития научного знания, методы исследовательской деятельности. Если основная цель науки — получение истины, то философия науки является одной из важнейших для человечества областей применения его интеллекта, в рамках которой ведется обсуждение вопроса «как возможно достижение истины?».
Философия науки представляет собой дисциплину, изучающую строение научного знания, механизмы и формы его развития.
Предмет философии науки — общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству и потреблению знаний, рассматриваемых в изменяющемся социокультурном контексте.
Наука рассматривается в 3 основных измерениях:
как особый вид деятельности,
как совокупность знаний,
как социальный институт.
Необходимо различать предмет и объект любой науки и философии науки в частности. Предмет связан с целеполаганием; это те закономерности и свойства изучаемого, которые нас интересуют. Объект — та часть реальности, на которую обращается внимание для выявления свойств предмета. Так, человек является объектом для психологии, педагогики и других наук, но философа интересует в человеке то, что роднит его с природой, а психолога — отношения между людьми, выражающиеся в поведении. Т.о., предмет у них различный.
Объекты философии науки составляют: формы организации научного знания; способы развития науки; методы исследовательской деятельности и др.
Философия науки возникает из необходимости посмотреть на науку извне, понять науку как особую сферу жизни общества. Все науки имеют различные свойства; сопоставляя их, нельзя дать общее определение, т.к. трудно обобщить противоположности. Философия же может сопоставить научное и ненаучное знание, проанализировать это, что дает в некоторой степени возможность сконструировать определение науки. Наука рассматривается как познавательный вид деятельности, результатом которого является получение рационального, системного и объективного знания, которое можно проверить и доказать.
Функции философии науки:
1. Философская разработка различных моделей реальности, сквозь призму которых ученый смотрит на свою предметную область. Философия строит для науки онтологии, через которые наука смотрит на мир.
2. Исследует общие закономерности познания, которые рассматривает как вид деятельности и вид отношений. Это субъективно-объектные отношения; также изучает особенности познания.
3. Философия дает науке общие принципы, нормы и ценности, которые регулируют познавательную деятельность.
4. Методологическая функция. Философия науки предлагает предельно общие методы научных исследований.
5. Философия формирует мировоззренческие, смысловые и ценностные ориентиры науки. Наука производит знания, философия — смыслы.
6. В рамках философии разрабатываются основания науки, она выполняет логическую функцию, формирует логику исследования.
2. Вненаучное знание- форма знания, которая не укладывается в критерии научности, а также представляет собой способ освоения действительности, отличный от науки: обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое, мифологическое и др. К вненаучному знанию относят также магию, алхимию, астрологию, парапсихологию, мистику и эзотерику, так назывыемые «оккультные науки». Выделяют следующие виды внен
аучных знаний: 1) ненаучное - разрозненное, несистематизированное знание, которое не описывается законами и находится в противоречии с существующей научной картиной мира; 2) донаучное - предварительная база научного; 3) паранаучное - несовместимое с имеющимся познавательным стандартом; 4) лженаучное - сознательно эксплуатирующее домыслы и предрассудки; 5) квазинаучное знание - основанное на иерархизированной и идеологизированной науке; 6) антинаучное - утопичное и сознательно искажающие представления о действительности; 7) псевдонаучное -спекулирующее на совокупности популярных теорий (чудовище из озера Лох-Несс, снежный человек и т.д.).
Постановка проблемы В. з. в истории философии связана с развитием позитивизма и сциентизма, с идеей демаркации науки и ненауки. Согласно сциентистам, знание может быть только научным, только в науке формируется подлинное знание. Как позитивизм, так и сциентизм не учитывают тот факт, что в культуре помимо науки существуют различные другие феномены, в рамках которых рождается специфическое знание.
Большое количество информации о мире поступает не из науки, а из других видов знания. Появление самой науки было возможно на основании того опыта, который был накоплен в донаучных видах знания. В трактовке В. з. можно выделить несколько моментов. Во-первых, В. з. является обыденным знанием, возникающим в процессе повседневной практической деятельности людей, оно выражается естественным языком, встраивается в природную среду. Обыденное знание, опирается в основном на здравый смысл, однако оно всегда включает в себя элементы стихийности и не отвечает нормам целостности в системном построении знаний, на которые ориентируется наука, в нем отсутствует необходимая четкость в определении понятий и далеко не всегда соблюдается логическая правильность в построении рассуждений. Во-вторых, В. з. - это знание, добываемое в оккультно-мистической практике (магия, алхимия, астрология и т. д.), которое, как правило, носит эзотерический характер. В-третьих, внутри науки существует маргинальный пласт знаний, который до поры до времени игнорируется сообществом ученых. С развитием науки некоторое количество этого невостребованного знания актуализируется. Происходит трансформация знания: оно из вненаучного превращается в научное.
Вненаучное знание отличается аморфностью, при этом границы между различными его разновидностями чрезвычайно размыты. Отделение научного знания от многочисленных форм вненаучного – связанно с определением критериев научности. Общими критериями, выступающими нормами и идеалами научности знания, признаны: достоверность и объективность (соответствие действительности), определенность и точность, теоретическая и эмпирическая обоснованность, логическая доказательность и непротиворечивость, эмпирическая проверяемость, системность, принципиальная возможность допущений в теории рискованных, предположений для их последующей экспериментальной проверки, предсказательная сила (плодотворность гипотез), практическая применимость и эффективность.
Вненаучное знание – область знаний, включающая в себя все виды донаучного знания. Вненаучное знание включает в себя:
1. Обыденное знание – то, что формируется в повседневной человеческой жизни, в быту, семье и т.д. Это знание не систематизировано, носит отрывочный, фрагментальный характер. Особенность его – выражен в естественном языке, не всегда в словах, а в чувственных образах – преданиях, предрассудках, верованиях. Функция этого знания – направлено на ориентацию человека в окружающем мире и на организацию человеческой деятельности.
2. Мифологическое знание - это особый вид целостного знания в рамках которого человек стремится создать целостную картину мира опираясь на совокупность эмпирических сведений, верований, различных форм образного освоения мира. В целом это знание представляет собой повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы: мифы о происхождении мира, Вселенной и человека; о происхождении солнца и т.д. Мифологическое знание имеет мировоззренческий характер. Источником мифов является неполное знание.
3. Религиозное знание – это целостно-мировоззренческое знание обусловлено эмоциональной формой отношения людей к господствующим над ними высшими силами. Религиозное знание основано на вере в сверхъестественное. Религиозное знание носит догматический характер. Основная его цель – воспитание. Основной критерий, разграничивающий религию и науку – критерий рациональности (проблема разума и веры).
4. Художественное знание – это знание, опирающиеся на художественный опыт – это наглядное знание. Оно отражено в искусстве, архитектуре, живописи и т.п. Предмет и цель искусства – создание образа. Если наука стремится установить общее, чтобы создать закон, то искусство стремится создать мимолетный, сиюминутный образ.
Также можно отметить околонаучное знание – совокупность специфических форм познания, концентрирующихся вокруг науки, воспроизводящих некоторые из присущих науке особенностей, но не соответствующих науке. Это знание ‘примазывающееся’ к науке. Это паранаука, эзотерика, уфология.