Общественно-литературные движения 1840х годов
Роман «Накануне»
Написан в 1859г. – опубликован в 1860г. в журнале с дурной репутацией консервативного журнала М.Н. Каткова «Русский вестник».
Повесть «Ася» (1957г.), опубликована в «Современнике» в 58г. Повесть имеет прямое отношение и к «Дворянскому Гнезду», и к «Накануне». Повесть вызвала множество положительных отзывов. Очень интересен образ Аси, она дочь помещика и крепостной крестьянки. Поэтичная, решительная, энергичная, она постоянно связана с пушкинскими мотивами. Анненков говорит, что Тургенев выразил состояние переходности, в частности в образе Господина NN. Анненков связывает его с понятием дворянский либерализм.
«Русский человек на рандеву». Чернышевский признаёт, что Г.NN принадлежит к лучшим людям дворянского общества, т.н. лишних людей.
Позиция Тургенева более сложная, и она не укладывается в оценку Чернышевского и Анненского. Вся повесть написана от 1го лица, как и многие повести 50х годов. И эта исповедь, особенно финал, где герой осуждает себя, сообщает герою глубокий драматизм и обнаруживает сочувствие своему герою, не скрывая слабых сторон. Тургенев как бы сюжетом и историей показывает, что драматизм положения – результат не только слабости героя, но и ограниченности самой среды. Процесс демократизации культурного слоя и смены поколений не обратима, и тут же вопрос – кто придёт вместо либеральной интеллигенции. И ответ на это – ДГ и Накануне (и Отцы и дети ещё). В образе Лаврецкого в ДГ Тургенев усилил проблематику, поставленную в «Асе» - развитие русской интеллигенции должно идти по линии сближения с народом.
Тургенев говорит, что будущее не за практиками и рефлектёрами, - а за совершенно новым героем.
В «Накануне» – 2 героя из дворянского круга – Шубин и Берсенев. Шубин утверждает, что человеком руководит жажда личного счастья, творчества – и его образ самовлюблённый, эгоистичный. И сразу отношение Тургенева – это не образ русского человека.
Берсенев говорит, что нужно поставить себя вторым номером – главное – исполнение долга.
Нет полноты гармонии, если выбирать либо долг, либо счастье.
В финале – оба за границей.
Проблема героя ставится на новом фоне. Новизна героя в том, что он не из русского дворянства. Болгарин, Инсаров, не знает рефлексии, раздвоенности, нравственная цельность облика. Первый роман, в котором герой и героиня равны, Стахова полюбила Инсарова и стала его женой.
Образ Инсарова, по мнению Добролюбова, выглядит схематичным, рациональным и сухим.
Когда Добролюбов пишет статью «Когда же придёт настоящий день», он находит в «Накануне» положительного героя русской жизни, - Елена Стахова. Всё лучшее, что есть в ней, - это проявление глубокого сочувствия бедным и униженным.
Образ Инсарова – намёк на возможность когда-то появления таких людей в России, поэтому и «Накануне». «Мы накануне возможности появления таких героев».
Этот роман развёл на опред. время Некрасова и Тургенева.
«Отцы и дети»
Этот роман писался с августа 60 года по июль 61г. Он вызвал небывалую критическую бурю, как ни одно другое произведение Тургенева. Спор явился отражением борьбы тех общественных сил и тенденция русской общественной жизни, которые были свойственны русской интеллигенции 50х годов. Спор отразил полное расхождение либералов и демократов, а также внутри самого демократического лагеря. Содержание полемики определялось решением основного вопроса времени – вопроса о крестьянской реформе. Вторая проблема – оценка миссии демократов и либералов.
Роман был напечатан снова у Каткова в 1862г. Сам факт публикации у реакционного издателя – уже повод для возмущения демократов. Катков не мог отказаться от предложенной рукописи Тургенева. Катков публикует с такими купюрами и правками этот роман, что Тургенев тут же публикует этот роман отдельным изданием и пишет посвящение Белинскому.
В 3м номере «Современника» выходит разгромная статья на «Отцов и детей» Антоновича «Асмодей нашего времени». Роман расценивается как злостная клевета на молодое поколение, клевета на детей. Чернышевский пишет по поводу героев: «Что за лица исхудалые, зелёные, с искривлёнными злобными улыбками…» Отрицательную реакцию на этот роман вызвало неприятие революционного изменения русского общества. Тургенев рассматривает Базарова как фигуру трагическую (что и не принял «Современник»). Одновременно со статьёй Антоновича в «Русском слове» появляется статья Д.И. Писарева. «Р.С.» говорили, что революция неизбежна, но очень нескоро. Писарев писал о неготовности русского народа к активным действиям. Писарев говорил о темноте сознания. «Ничем мы так не бедны, как бедностью нашего сознания». Готовить и преображать народ должны такие, как Базаров. Писарев увидел в «Отцах и детях» необычайную чуткость к живым потребностям русской жизни, как говорил Добролюбов. В образе Базарова Тургенев выразил своё глубокое уважение к прогрессу.
Конфликт развивается в условиях кризиса. Выводится год – 59. Роман как всегда начинается с точно датировки. Тургенев непосредственно берётся за анализ текущей жизни, действительности. Всё, что он начинает описывать, - на всём лежит печать кризиса (и портреты, и пейзаж и т.д.)
В романе Тургенев устанавливает факт совершившегося размежевания. На одном полюсе – сливки дворянства, на другом – Базаров. Как сюжетный герой он одиночка. Тургенев часто в его речи вводит характеристику от «мы», создаётся суммарный образ лучшего представителя новой интеллигенции. Контраст особого рода, не связанный с открытым последовательным предпочтением автора одного из сторон, как во всех предыдущих романах.
Основа расхождения, социальным подтекстом споров является социальный антагонизм. Этот антагонизм появляется с самых первых страниц. Хотя в начале у Тургенева это выглядит всегда как эскизы.
Основные вопросы:
1. отношение к действительной русской жизни, её оценка; какова ценность современного человека; критерии ценности человека. Здесь принсипы Павла Петровича сталкиваются со взглядами Базарова. Столкновение аристократизма и общественного блага.
2. от частного вопроса переходят к искусству. Базаров отрицает не только поэзию и искусство, а всё.
3. вопрос о народе
ПРОПУЩЕНА ПОЛОВИНА (Отцы и дети до конца)
«Дым»
Замысел нового романа, который получит заглавие «Дым», относится к концу 1862г. Эта дата очень важная, и к этому же времени приурочено действие в романе. Это первый роман, действие которого происходит заграницей. Роман был написан в 1865 – 1867гг. Опубликован в 67г. в мартовской книжке «Русского вестника» - снова у Каткова.
1862, 65, 67гг. Нарастала кризисная ситуация, ведущая либо к революции, либо к реформе В 61г. отменено крепостное право, а с 62 года, когда и был задуман роман с таким заглавием, в России начинаются контрреформы, усложняющие, обрезывающие, ужесточающие. В Россию двинулась реакция.65 – 67гг. – победа реакций. В июне 62г. закрыты петербургские воскресные школы, шахматный клуб, приостановлен на 8 месяцев 2 прогрессивных демократических журнала – «Современник» и «Русское слово», арестован Чернышевский. Именно в это время особенно оживает деятельность либералов, которые сильно отошли от своих былых идеалов. Они пытаются каким-то образом оправдать действие правительства, и Тургенев, в основном живя заграницей, испытывает глубокие разочарования в реформе. Его посещают пессимистические раздумья, к тому же в это время идёт большой спор с Герценом, который выразится потом в романе «Новь». И у Тургенева и в лит-ре, и в философских увлечениях усиливается тяга к Шопенгауэру, и перед романом «Дым» он пишет 2 повести, которые предвосхищают роман «Дым»: «Призраки». Сюжет – история путешествия повествователя в ночное время. Он совершает причудливые ночные полёты над миром с являющейся ему по ночам женщиной Элис. Эта повесть строится как полёты над разными странами Европы, включая Россию. И нигде, кроме Шварцвальда (Германия) они не находят покоя: всюду резня, мрак. В конце – смерть, мор, сжигающий всё. Герой просыпается, Элис исчезает.
Картина всеобщей погибели.
В 1865г. – вторая повесть – «Довольно». Отрывок из записок умершего художника. О бренности и краткости человеческого существования.
Две очень пессимистические повести, написанные перед «Дымом».
«Дым» встретился удивлением – и выбором героя, и манерой письма. Вокруг романа тоже возникли споры, но сейчас предмет спора – какой-то новый, странный Тургенев. И роман его ничем не походил на предыдущие. В связи с поисками исчезнувшего Тургенева характерно письмо Писарева – «Письмо Тургеневу», напечатанное на страницах «Русского слова». Писарев ставит следующий вопрос: «Каин, где брат твой Авель. Иван Сергеевич, куда вы девали Базарова?»
Критик Н.Н, Страхов выразил общее впечатление: «В деятельности Тургенева случилось некоторое событие, переворот, перелом, катаклизм». Этот перелом был связан с кризисом базаровского типа в жизни. Т.е. демократов-разночинцев в 62г. были или арестованы, или сосланы в Сибирь, или ушли в подполье. И исчезновение этих демократов (за исключением Рахметова) вызвало дезориентацию – потому что речь не о герое, а о целом поколении, которое вело к изменениям к жизни. И дезориентация Тургенева была как бы соответственна тому кризисному состоянию русского общества, которое он наблюдал. Исчез герой времени. И его роман без привычного героя выразил содержание русской жизни, хаос, смену парадигм поколений. И само заглавие «Дым» передаёт состояние русского общества.
«Всё дым»: и судьба Литвинова, и жизнь, и политика, - всё.
Т.е. в фокусе художественного внимания – проблемы, связанные с пореформенной жизнью.
В этом романе Тургенев отказывается от тайной психологии: запах цветов предвещал появление Ирины, потому что гелиотропы он дарил ей в молодости. Встреча Литвинова и Ирины порождает чувство снова, но она замужем. Герой и соответствующая по психологической сложности ему героиня. Литвинов не из плеяды деятелей. У Тургенева обычно важный мотив прихода, приезда, открытия: появляется новый герой в усадьбе, он привносит новую жизнь. В этом же романе – мотив побега, Литвинов отовсюду убегает. Этому соответствует и драматический характер героини, которая напоминает героинь Достоевского. Она из обедневшего дворянского рода, и из-за бедности она выбирает замужество из-за денег и роскоши, а не по любви – и эта натура изувечивается таким браком. Тургенев выбирает нехарактерных героев.
Роман строится таким образом, что здесь доминируют 2 тенденции, свойственные Тургеневу, но сейчас он ставит на них акцент: одна линия сатирическая (мотив театра, кукол, кукольности, деревянности) и другая – усиление психологической линии. Первая тенденция связана с осуждением Тургенева всех событий реакционного плана, которые происходят в России 61г. Он сталкивает Литвинова с 2мя кружками. Обе группировки говорят о спаде духовной жизни в России. Первый кружок – кружок Губарёва, где собирается пена демократического движения. Причём современники упрекали Тургенева, что якобы эта карикатура на Огарёва. А другой кружок – кружок генерала Ротмирова, мужа Ирины. Он очень точен – это реакционная часть русского дворянства. «Нужно действовать вежливо, но в зубы». Объект сатиры в «Дыме» - и демократическая интеллигенция, и дворянская.
Сатирические тенденции развиваются в мотиве кукольности, манекенности. Описание на уровне этикированности, этикетки.
Вторая линия – связанная с психологическим анализом. Тургенев распрощался с тайной психологией и на первом плане – манера объяснить повествователям происходящие чувства.
Повествователь использует монолог, куда автор включает монолог героя, свои акценты, оттенки, комментарии повествователя. Усилилась психологическая символика: образы грозы, бури при описании любви.
В этом романе очень много «что-то».
Конечно очень важно и заглавие – «Дым». Туман. Как во сне. Сквозь сон.
Образ Ирины очень схож по манере описания с образом Веры Обломова.
В этом романе есть ещё один персонаж – как бы контрапункт Литвинова. Литвинов – обычный человек, наделённый многими нравственными качествами, но не герой. Ему противостоит герой Потугин, который находится с ним в своеобразном идеологическом конфликте. Тургенев понимал, что и это не герой времени, поэтому он смертельно болен, не жилец и не герой. Но именно Потугину он даёт слова, которые выражают точку зрения самого Тургенева. Потугин говорит практически то, что Паншин в «ДГ» о России.
Этих слов в романе никогда не простит Тургеневу Достоевский. Мысль о том, что Россия не выдумала даже кнута и самовара и что ей надо стать европейской страной не была принята Герценом и Достоевским.
Между «Дымом» и «Новью» было написано несколько повестей: «Вешние воды», «Степной король Лир» и «Бригадир».
1868 – 1881гг. – народничество.
Первая особенность этих повестей: в поисках нравственной опоры в период депрессивности и рефлексии Тургенев как бы обращается снова к основам русской жизни и его героем становится человек обыкновенный, из массы. Это не Лаврецкий, Рудин или Базаров – это обыкновенный человек, но он ищет возможности обновления России, это уже не Литвинов из «Дыма». Обращение к обыденному материалу – сигнал общего процесса демократизации сознания.
Вторая особенность: главный интерес в обыкновенном герое – драматизм духовной жизни, драматизм жизненной коллизии, судьбы. В душе человека под покровом внешнего спокойствия кипят страсти – важно было отразить не только сложность времени, но и увидеть в драматизме сильную натуру. Изменчивость, неустойчивость социальной структуры сейчас получает новый оттенок. В этих повестях раскрыть катастрофический разрыв про и контра в человеке Тургенев максимально сближается с Достоевским. Попытка через ординарную, а по сути неординарную личность показать общую картину жизни.
Одна из наиболее крупных повестей – «Степной король Лир». В этот период Тургенев кроме образа Гамлета обращается к образу Короля Лир. Герой – провинциальный помещик Харлов.
В «Бригадире» Т. обращается к сюжету «Страдания Вертера». Повесть написана в форме исповеди.
Россия и народничество – тема следующего романа «Новь». (закончен в 1876г.) Тургенев критикой назван современным летописцем эпохи. Публикует в новом журнале – «Вестник Европы».
Действие романа как всегда начинается с точной даты – весна 1868г. в Петербурге., которая связана с народничеством.
«Новь» сравнивали с «Рудиным» - Тургенев снова возвращается к этому же типу романа.
Новый человек с первых страниц показывает, что толкало дворянскую молодёжь с непорядками, что породило народничество. Мысль о том, что реформа разорила, а не принесла облегчение народу, часто повторяется в романе. Главный герой романа, Нежданов, он и поэт, и социальный деятель.
Народ – безымянная Русь.
Тургенев определяет и социальный состав народничества. Семинарист Остродумов, повивальная бабка, …
Тургенев, противник революции, показал и историческую несостоятельность. Во всех есть донкихотское начало, вера в победу социалистических идеалов.
«Новь» - изменение, новизна. Но какой эпиграф!
Иван Александрович Гончаров
(1812 – 1891гг.)
Творчество Гончарова необычайно богато автобиографическими фактами.
Родился на берегу Волге, в Симбирске. Полупомещичья полукупеческеая богатая семья.
У Гончарова, в отличие от Герцена, была другая атмосфера, несмотря на один и тот же год рождения. Его образы связаны по-тургеневски с природой, дворянской усадьбой, с нравственно-этическими проблемами.
В своих 3х автобиографиях Гончаров пишет, что большое влияние оказала мать и крёстный отец Трегубов – бывший морской офицер, который проявил в Гончарове большой интерес к путешествиям. Гончаров рано прочитал Ломоносова, Державина, Жуковского, Кука.
В 1831г. поступил в МГУ на словесный факультет, где учился Станкевич, уже не было Герцена. Гончаров и здесь мало интересуется политикой, его необычайно интересует искусство. Очень любил Пушкина, Карамзина.
Гончаров становится чиновником департамента торговли и министерства финансов. А вторая сторона жизни – то, что он сблизился с семьёй Майков. Гончаров был приглашён к его сыновьям учителем литературы. Здесь организовался кружок, который отличался эстетически-художественным характером.
«Лихая болесть», «Счастливая ошибка» - ранние повести.
В 45 годах он работает над своим первым большим романом «Обыкновенная история». В это время Гончаров близок майковскому кружку, а с другой стороны – приближение к Белинскому, Грановскому.
Относительно лучших мер просвещения народа; О вреде всякого рода стеснений и ограничений в развитии. Мировоззрение содержит в себе демократические тенденции, хотя Гончаров всегда был либералом.
1847 –Обыкновенная история; 59 – Обломов; 69 – Обрыв.
Его видение очень напоминает аксаковское – национальный характер, поиски национальных основ.
Романы связаны переходом от одной эпохи русской жизни к другой, НО без кризиса.
Роман «Обыкновенная история» опубликован в «Современнике». Гончаров говорил, что здесь получила отражение эпоха 40х годов. Его определения содержания этой эпохи: «Начинавшаяся ломка старых понятий и заряд чего-то трезвого, делового, нужного». Вся проблематика первого романа была придумана не им, она уже носилась в воздухе, жила в общественной борьбе, критике. Французский роман уже осваивал эту тему – столкновение пылкого романтического героя с буржуазным миром, Парижем. Он приезжает Париж, чтобы завоевать его. Утраченные иллюзии Бальзака. В 1847г. выходит роман Герцена «Кто виноват», практически в это же время. И очень много общего: в стремлении показать эту эпоху, представить миросозерцание молодых людей, проблема романтизма. Здесь же – у авторов общая позиция – призыв к реальному познанию жизни. Также тема эмансипации женщины.
Вместе с тем это были 2 совершенно разных художника. Об этом скажет Белинский.
Объект изучения – русская жизнь 40х годов. С одной стороны старая жизнь – старая барская патриархальная Россия, а с другой, в столкновении с ней – Новый Век (определение Гончарова).
Главные герои чувствуют себя представителями этих эпох.
Столкновение романтизма, иллюзий и чиновно-бюрократического делового буржуазного Петербурга.
Романтизм оказывается связан с проблемами экономического, политического и общественного порядка.
Вся первая часть романа – история утраты иллюзий.
ПРОПУЩЕНО ПОЛ ЛЕКЦИИ
1852 – 1854гг. – военный парусный фрегат «Паллада» во главе с адмиралом Путятиным вышли из Петербурга в Балтийское море через Англию, затем мимо Африки, Индии до Японии. Миссия – познакомиться с этой дикой, замкнутой Японией. Гончаров исполнял должность секретаря. Несколько очерков о фрегате «Паллада». Первый очерк в 1855г. в «Отечественных записках», отдельным изданием – 1585г. Написана книга в форме писем, богата фактами; но это художественное произведение, связанное прежде всего с «Письмами русского путешественника» Карамзина. Главный герой – русский человек, Россия. Главный стержень повествования – своё и чужое. В каждом письме – идеологический конфликт.
«Фрегат Паллада» - путь к «Обломову».
1857г. по возвращению из путешествия Гончаров получил новую должность – цензор петербургского цензурного комитета
«Обломов»
Опубликован в 1859г. (когда и «Накануне» Тургенева) в «ОЗ». И в том же году – отдельное издание.
Этот роман – вершина творчества. Этот роман – не только один из самых лучших, но и очень актуальный.
В романе концепция жизни приобретала особый смысл, т.к. здесь идёт исследование патриархальной России и основ русского национального характера с т.з. нравственной ценности. Роман написан с оценкой проблемы: а что же делает герой?
Когда вышел роман, то он был встречен очень противоречиво: сама форма медленного повествования, панорама героя и мира вокруг. Эта манера и вызвала дискуссию.
Его миросозерцание художественного мышления – равная доля внимания ко всем мелочным подробностям. Такой способ затяжного воспроизведения нравился немногим, но за него сразу вступился Чернышевский и Добролюбов. «Что такое обломовщина» Добролюбова, в которой он доказывает, что интерес к мелочным подробностям – если и недостаток, то кажущийся; это особый способ худож. познания жизни.
«В умении охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его заключается сильнейшая черта таланта Гончарова. Изумительна способность во всякий момент остановить летучее явление жизни во всей его полноте и свежести».
Художественное мышление Гончарова характеризуется анализом подробности и синтезом: он создаёт образ, детализируя, а затем даёт целостностью. Гончаров принимал современную русскую жизнь как органический целостный процесс – отсюда и идёт эпическое Он считал, что русская жизнь неподвластна катастрофическим разрушениям.
Он выступает как антипод Тургенева и Достоевского.
Гончаров выводит в своём романе лучшего представителя дворянства, лишнего человека – Илья Ильич Обломов. Главный критерий – поступки и действия героя. В этом авторском критерии и есть новизна романа.
В концепции личности Гончарова видно 2 начала: вера в доброе просветительское понимание человека признание власти среды.
Этот роман – и поэзия русского золотого сердца, души, отзывчивости.
4 части. Драматический центр в эпической обломовской рамке.
1. Обломовка
2, 3 – встреча с Ольгой Ильинской, история любви
4. Обломов живёт у Пшеницыной
Художественная оригинальность метода Гончарова в том, что он не ограничивался критикой, он стремится охватить полный образ предмета, так полно он даёт и Обломова.
Иронически-комический план заявляет себя с первых страниц. Главное – начать, как говорит Достоевский, начало задаёт весь тон:
«В Гороховой улице, в одном из больших домов, народу населения которого стало бы на целый уездный город, лежал в постели, на своей кровати Илья Ильич Обломов».
(от Марины)
Иван Александрович Гончаров
1812-1891
Богато автобиографическими элементами. Род на берегу Волги в Симбирске. В патриархальной крепостнической обстановке. Не было острых общественных интересов, его интересы – природы, нравств – этические проблемы. 3 автобиографии, огромное влияние матери и крестного отца Трегубова, бывшего морского офицера. Рано прочел Ломоносова и Крашенинникова, Державина и Кука, Жуковского, Расина, Фонвизина, Руссо, Стерна. После окончания моск коммерческого училища, в 1831 году поступил на словесный факультет моск университета. Мало интересуется полит вопросами, необычайно интерсует искусство. Очарован поэзией Пушкина. Карамзин. Вальтер Скотт. По окончании пробыл год дома и переехал в Петербург. Петербург мучил и пробуждал все силы. Начинает служить, чиновник департамента торговли министерства финансов. Вторая сторона жизни – сближение с кружком-семьей Майковых. Майков – крупный живописец, Гончаров приглашен как учитель литературы. Организовался кружок, кот отличался эстетич худ хар-ом. Ериод отходящего романтизма, намечается переход к реализму. Повесть Лихая болезнь. Очерк Иван Савич Поджабрин.
45-46 гг. – первый роман «Обыкновенная история».Близок к эстетическому кружку, но и приближался к Белинскому. Относительно: свободы крестьян, вреда всякого стеснения и ограничения для развития. Четко просматриваются демократические тенденции, хотя он всегда был и оставался либералом. Все 3 романа задуманы в 40-е гг. полностью никогда не солидаризовался с Белинским.
Обыкновенная история – 47
Обломов - 59
Обрыв – 69
Эпическое полотно рус жизни на протяжении неск десятилетий. Говорит, что все 3 романа – один. Переход от одной эпохи к другой, но без кризисов.
Об история опубликована в «Современнике», номер 3 и 4. Сам Гончаров говорил. Что получила отражение эпоха 40-х гг. начинавшаяся ломка старых понятий и заряд чего-то трезвого, делового, нужного. Идея носилась в воздухе. Франц роман осваивал эту тему. Столкновение романт пылкого человека с бурж миром. «Утраченные иллюзии Бальзака». Кто виноват тоже выходит в это время. Много общего: стремление показать эпоху, представить тип миросозерциния. Призыв к реальному познанию жизни, эмансипация женщины. Но это 2 совершенно разных художника.
Объект изучения – барская патриархальная Россия, с др стороны – новый век. Герой романа Александр Адуев и его дядя осознают себя представителями таких эпох. Дядя – крупный владелец. Конфликт – столкновение романтизма, иллюзий, порожденных дворянско-помещичьим укладом жизни, с др стороны – чиновно-бюррократический деловой Петербург.
Позиция Гончарова. Убежденный враг патриархальности застоя, не мог относится с симпатией к деловому Петербургу. Идеал – человек, соед-й в себе глубокую мысль, тонкое гуманное чувство с практической энергией, с трезвостью, с постоянным трудом. Этот идеал позволили объективно обрисовать все.
В центре – проблема романтизма. Показывает несостоятельность отживающего эгоистическоо романтизма. Этический, философско-эстетический аспекты, ром-м оказ-ся увязанным с проблемами экономического порядка. Синоним уклада, патриархального, крепостнического. Но не только негативное начало, но и золотое сердца, инфантильность, неразвитость и детская непосредственность.
Александр Адуев. Процесс неизбежной утраты мечтательности – вся 1-я часть романа. Вначале дает обстоятельную экспозицию, объясняет, откуда такой характер, эпическая картина жизни в Грачах – почва, на кот возрос рус романтик. Патриархальность, консерватизм – в поместье. Тщательная детализация при изображении жителей Грачей. Напр, стихия еды, ее детализация. Она создает и ритм и полноты картины повествования.
Темы, мотивы, кот станут сквозными: небесной любви, желтых цветов.. процесс развенчания иллюзий растягивается на ряд лет. Роман строится на диалогах. 1-я пол – дуэль, где господствует комизм и где дядя одерживает победу.
Тема – утрата иллюзий. Болезненно преодолевает романтику любви, в деревне мечтал о колоссальной страсти. Каждое новое увлечение заканчивалось крахом романтических представлений. Чз его судьбу прошли 3 чувства. Любовь к Наденьке Любецкой, кот жила летом на Дивных островах. Она устала от его стенаний, предпочла другого, Александр стал безумствовать. При этом нарастает комический план: детализация, медленный диалог. Заетм роман с Юлией Тафаевой, кот – зеркало самого Александра. История с Лизой, выступил как соблазнитель.
Проблема творчества и поэзии. Решил стать писателем, Гончаров подарил ему все свои юношеские стихи. Дядя высмеивает. Самому Александру больше всего нравились элегии и маленькие повести, особ-но – О Тамбовской усадьбе, Из американской жизни. Редактор вынесет беспощадный приговор. Для Гончарова важно показать позы. Движения, он показывает как герой ведет себя в момент вдохновения.
Вся эта совокупность жизн разочарований сломила Александра Адуева. Иллюзия, уйдя из сознания, погубили и истинную романтику. Прошлое погибло, будущего нет, все химера. Хандра и отчаяние. Покидает Петербург, уезжает в деревню. Приговор Петербургу, поворот в самом романе. И место комического займет Петр Иваныч, но не сразу. А что же дядя?
Деревня не принесла исцеления, возвращается. Видим, как обернулся романтизм. То, что он сломался проявилось в том, что в эпилоге похож на дядю. Он стал как все. Гончаров говорит, что его драма произошла по 2 причинам: личные обстоят-ва жизни, дворянство, барство. Но причина не только в этом, его драма – следствие прозаического характера русской жизни. Теперь Александр осознает драматизм происшедшего. Высказал мысль о бескрылости рационализма. Красота и польза. Затем – история Петра Иваныча Адуева. Лизавета Ивановна, кот погибает от того, что рядом с ней равнодушный человек.
Противостояние начинается еще в экспозиции. Мать показывает сыну вид с балкона. Природа играет роль адвоката, способа поэтизации естеств начала жизни. Сентиментальная традиция. Глубина и цельность нравственного начала. Здесь же начинается тема бескорыстной материнской любви, любви как начала жизни. И далее в романе находим продолжение этих тем.
Интересное оформление внутреннего конфликта. Диалогический конфликт, суть его в том, что автор выводит 2 противопол точки зрения и проявляет сильные и слабые стороны. Авторская точка зрения – в выявлении этого противоречия. Особый эпический талант автора, не дает дополнительных оценок. Талант художника, а не публициста. Белинский сразу указал на это: главная сила таланта – в изящности и точности кисти, в верности рисунка, напр горение рукописей в камине, тяготение к симметрии, некот жаловались на длинноты в разговорах, но это – лучшие стороны романа, где каждое лицо высказывает свое нравственное существование.
Симметрия проявляется в опорных точках- некот образы и мотивы повторяются, картина цикличности. Напр, цветы, стремление броситься на шею дяде, тема денег..
Позже, в 58 году, в письме к сестре Л.Н.Толстой пишет об Обыкновенной истории, практически повторяя Белинского. Ни с одним не можешь согласиться, но зато свой собств взгляд становится умнее и яснее.
Особая роль персонажа Лизаветы Александровны. В традиции – женский образ – нравств стержень, этич оценка персонажей по ее реакции. Она жалеет Александра. К конц романа происходит история перерождения Петра Иваныча, он хочет бросить все и спасти жену. Второй финал не очень удовлетворил Белинского. Но 2 эпилога раскрывают позицию натур школы. Развитие тезиса о том, сто среда ломает человека. А эпилог Петра Иваныча – заветная мысль о вере в челов натуру, в ней проснется душа и она спасет.
Значимо название. Оно тоже из эстетики натур школы, процесс гибели и ее анализ. С этой точки зрения можно сказать, что автор придавал большое значение заглавию. Краевский пд публикацией в Отечественных записках романа англ писательницы Simply story, перевел как Обыкновенная история. Обыкновенная – типичная, герой, коллизия должны основываться на массе таких историй.
На пути к «Обломову». Одним из воспитателей Гончарова был Ник Ник Трегубов, бывший морской капитан, привил любовь к путешествиям. Встреча с морем произошла в 1852-54 гг, когда военный парусный фрегат Паллада во главе с адмиралом Путятиным и еще неск кораблей вышли мимо Африки, Индии, плыли до Японии, чтобы познакомится с этой страной. Обратный путь – по суше. Гончаров исполнял должность секретаря этой миссии. Набрал огромный материал, хотел покончить со стоячестью и скукой петербургской жизнью.
1-й очерк в 55 году в Отечественных записках. Книга «Фрегат «Паллада».В форме очерков, документальная с 1 стороны, но и худ текст, связ с глуб традициями литерат, прежде всего с Письмами рус путешественника Карамзина. Важно раскрыть тип рус человека, историю его дух развития при встрече с Европой. Гл герой – нац характер и Россия. Соотношение своего и чужого – гл стержень повествования, в каждой встрече – диалогический конфликт. Англия. Все в ней размеренно, земли много, а поэзии нет. А у рус души чз край, а дела нет.
Останавливается в Иркутске, встречает декабристов, кот не сломались, верность своему идеалу потрясла Гончарова.
Получил должность цензора петербургского цезурного комитета с марта 56 гола. В 1857 году поехал заграницу, остановился в Германии, произошла Мариенбадское чудо) написал три части из четырех.
«Обломов», 1859 – год публикации в Отечественных записках, в том же году – отдельным изданием. Замысел – в 40 году.
Говорят о романе как о вершине творчества. Концепция романа связана с 50-ми гг. предреформенное время. Актуальный роман. Концепция характеров приобретала особый смысл, тк иет исследование патриархальной крепостнической России. Акцент на проблеме дела.
Роман был встречен противоречиво. Сама форма повествования медленного – панорама – вызвала дискуссии. Для авторского миросозерцания хар-на равная доля внимания ко всем мелочным подробностям. Такой способ не нравился многим, но за него вступились Чернышевский и Добролюбов, кот доказывает, что это не прихоть Гончарова, а особый способ худ познания жизни.
«В умении охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его заключается сильнейшая сторона таланта Гончарова. Прежде всего – изумительная способность во всякий момент остановить летучие явление жизни во всей его полноте и свежести». (Добролюбов)
Гончаров воспринимал современную жизнь как органический целостный процесс. Антипод Тургенева, Достоевского, катастрофическому сознанию рус жизни. В основе произведения мб только закономерный типический материал, по мысли Гончарова. Говорит, что ис-во не может изображать хаос и разложение, может изображать только устоявшуюся жизнь. Определенный и постоянный образ жизни. Достоевский ему возражает, кот принадлежал смутному времени.
Выводит тип лишнего человека. Илья Ильич Обломов. Критерий – а что же делает, в этом – современность романа и его новизна. В концепции личности Гончарова видим 2 начала: вера в доброе просветительское понимание человека и власть среды. Показывает не только Обломова, но что такое обломовщина. Есть экспозиция, но концу 1-й части. Обломов задаст вопрос почему я такой?.. заснул и глава – Сон Обломова – анализ истоков. Добролюбов сделал предметом своей статьи. Роман не только критика, но и поэзия рус души. Обломов не одномерен.
Обыгрывает слово «обломовщина». Разговор о смысле жизни со Штольцем, кот ему вспоминает их молодость. Обломов рисует ну поэтические картины, это та же самая Обломовка. Полное бездействие. Где появляется Обломов, там появляется обломовщина.
Обломовка и обломовщина исчезают после 1-й части.
1 часть – жизнь на Гороховой, где он лежит
2 часть и 3 – встреча с Ольгой Ильинской. История любви, развития любви и ее конца
4 часть – живет у вдовы Пшеницыной, где снова лежит
Драматический центр в обломовской рамке.
Обломовщина – существо рус жизни. Худ оригинальность метода Гончарова в том, что не ограничивался анализом и критикой, стремился охватить полный образ предмета. Прямой наследник Гоголя с точки зрения обобщения. Многослойный образ Обломова: леность и апатия и золотое сердце.
1 и 4 части – преобладает иронический и комический план.
«В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей кровати, Илья Ильич Обломов». Двусоставность: комическое противопоставление.
Обломовка –с ложный характер. 2 преобладающие стихии: патетики, лиризма и комическое, юмористическое начало. Этот сложный план по-разному окрашивает части романа. Смешанная тональность. Уже 1-й абзац дает ключ ко всему повествованию.
Во внешнем, физич состоянии акцентир-ся нездоровый образ его жизни. «Безразличный» цвет лица. Социальное положение – определяющее. Обломов – барин. Детализация.
Показывает физич вырождение героя, походит к выводу, что душа его полна идеалов, но все это убито его пассивность.
В образе Ильи Ильича Гончаров вывел одного из лучших представителей дворянства, кот называли лишними людьми. Кульминация развития этого типа. Герои страдающие. Виной всему - образ жизни.
2 и 3 части романа – экспериментальная лаборатория Гончарова, дает возможность возрождении человека чз любовь. Взаимное непонимание и чуждость сначала, потом дух слияние, затем отчуждение. Возрождение личности. В этот момент пд Обломовым встает вопрос что делать? Кот подобен гамлетовском. Пигмалион и Галатея, но они поменялись местами. Золото сердце Обломова. Обнаруживается его глубокая натура. Инфантильность исчезает, заменяется детскостью. Романтические элементы. Тема ветки цветущей сирени. Появл