Состояния сознания более высокого уровня

Введение

Медитация

Оптимальное переживание и состояние «потока»

Эйфория бегуна

Внетелесное переживание (ВТП)

Околосмертное переживание (ОСП)

Мистическое переживание

Выводы

Вопросы для обсуждения

Введение

Состояния сознания более высокого уровня – это ИСС, которые принято считать полными смысла, желаемыми и приятными, но при этом их трудно достичь или поддерживать. Они выходят за рамки нормального базового состояния сознания в том смысле, что в них человек достигает высших уровней внимания, эмоций или когнитивных способностей. В состояниях сознания более высокого уровня наш разум буквально устремляется «ввысь»!

Состояния высокого уровня внимания могут принимать две противоположные формы. Первая – полная поглощенность объектом и сужение внимания (однонаправленность). Вторая – расширение внимания и способность одновременно охватить все сенсорно‑перцептивное поле (тотальное осознание или внимательность). Состояния высокого уровня внимания часто характеризуются отсутствием саморефлексии, особенно негативной, а также ощущением глубокого внутреннего покоя или спокойствия ума.

Состояния высокого уровня эмоций , как правило, связаны с сильными позитивными чувствами благополучия, удовлетворенности, заботы, сострадания, радости, восторга или счастья. Качество внутреннего эмоционального переживания при этом характеризуется наличием интенсивного положительного аффекта и отсутствием негативного аффекта; это чистое переживание счастья.

Состояния высокого уровня когнитивных способностей связаны с чувством глубокого понимания, внезапного открытия или проникновения в природу вещей, проблесками высшего знания об устройстве Вселенной или ощущением непосредственной связи или единства с космосом или с более высокими духовными сферами или существами, например с Богом. В таких состояниях, похоже, человек входит в контакт с очень важной информацией о природе реальности или получает непосредственные знания о ней. Однако неясно, действительно человек получает такую информацию или такие знания либо только переживает чувство глубокого инсайта при отсутствии фактического информационного содержания. В любом случае, такое знание часто невозможно точно выразить словами, и оно легко теряется, когда человек возвращается к обычному состоянию и уровню сознания. Даже если оно не теряется и его удается вспомнить, оно может потерять свое первоначальное значение и в нормальном состоянии сознания кажется чем‑то банальным.

Состояния сознания более высокого уровня, связанные с вниманием, эмоциями и когнитивными элементами, в различных ИСС могут возникать по отдельности или в разных сочетаниях. Давайте рассмотрим некоторые примеры таких состояний.

Медитация

Медитация как таковая – это не более высокое или измененное состояние сознания, а скорее ряд различных методов и практик, цель которых – управлять сознанием и изменять его. При этом медитация может привести к измененному или более высокому состоянию; иногда это и является ее основной задачей. Существует огромное количество самых разных техник и традиций медитации, и здесь мы не сможем описать их все. Мы обсудим лишь некоторые из самых важных принципов и методов медитации.

Так или иначе, разные техники медитации предполагают преднамеренный контроль или манипуляцию вниманием. В медитациях, направленных на концентрацию , объем внимания сужается и оно становится очень избирательным. В центре внимания в течение длительного времени фиксируется только определенное содержание сознания (объект, внутренний образ, слово или предложение, повторяющееся действие, например дыхание), а все остальное (все, что отвлекает) из сознания устраняется. В медитациях, направленных на внимание , наоборот, объем внимания расширяется и охватывает все доступные ощущения, объекты перцепции, эмоции, физические чувства и т. д. Задача в том, чтобы как можно отчетливее и интенсивнее осознавать их все.

В литературе по буддизму и йоге часто можно встретить термин самадхи. Он описывает медитативное состояние более высокого уровня, где достигается абсолютная концентрация и где различие между объектом медитации и человеком, который медитирует, полностью исчезает. Это состояние характеризуется однонаправленностью ума и «слиянием» объекта и медитирующего. Согласно некоторым традициям, систематическая практика медитации, цель которой – достичь состояния самадхи , может вести ко все более высоким мистическим состояниям сознания, например к нирване или просветлению (о них мы поговорим ниже).

Некоторые формы медитации сочетают в себе компоненты внимания и эмоций более высоких состояний. Их цель – устранить отрицательные эмоции (например, ненависть, страх или пессимизм) или усилить положительные эмоции (например, ощущение любви или сострадания). Таким образом, практика медитации может привести к более высоким состояниям сознания с интенсивными положительными эмоциональными переживаниями. Недавние исследования с использованием томографии мозга и ЭЭГ показали, что буддийские монахи, практикующие такой тип медитации в течение нескольких десятилетий, действительно способны входить в состояния сознания, недостижимые для новичков или непрофессионалов, – об этом свидетельствуют мощные изменения в активности их мозга, коррелирущие с состоянием медитации.

Точнее, при исследовании мозга монахов, находящихся в состоянии медитации, было выявлено увеличение мощности высокочастотной (40 Гц) активности на ЭЭГ. Уровень такой активности у них был выше среднего также в базовом состоянии и становился еще выше во время медитации. Различие между монахами и контрольной группой (новички в медитации) в уровне этой активности оказались огромными: у новичков уровень 40 Гц активности едва достигал регистрируемого уровня, как бы они ни старались войти в медитацию (Lutz, Greischar, Rawlings, Ricard, & Davidson, 2004).

Наши рекомендации