РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет

Заключительный период раннего возраста связан с освоением ребенком родного языка в полном объеме, достаточном для общения не только с близкими людьми, но и с незнакомыми взрослыми, со своими сверстниками и детьми старшего возраста. Речь хорошо говорящего трехлетнего ребенка — это активное средство общения с другими людьми. Малыш выступает как инициатор такого общения, обращается к старшим с многочисленными вопросами (возраст «почемучек») и постепенно начинает осваивать короткий монолог (рассказ о событиях, происходящих с ребенком в настоящий момент).
В его речи еще достаточно много ошибок, связанных с неправильным употреблением некоторых форм слов или сложных словообразовательных моделей, однако мы можем одновременно наблюдать и постепенное овладение детьми нормами и правилами родного языка. Именно с этим возрастом принято связывать начало процесса «сверхгенерализации», когда дети, до этого употреблявшие в своей речи правильные словосочетания по подражанию образцам взрослой речи, начинают сами активно строить свой язык, стараясь преобразовать его по единой, хорошо ими освоенной словообразовательной или формообразующей модели. Так, например, малыш, до этого момента говоривший правильно, вдруг заменяет одним окончанием (как правило, мужского рода) все другие: «Я вижу папу, стулу, окну». Этот процесс в целом носит позитивный характер, потому что он свидетельствует о переходе от пассивного, подражательного усвоения родного языка к его активному постижению.
Первые речевые опыты с языком у маленьких детей часто оказываются неуспешны и приводят к увеличению ошибок в словообразовании и словоупотреблении, однако взрослым не следует мешать детям в их экспериментах, а, наоборот, своими вопросами или специальными оговорками следует направлять наблюдения детей в правильное русло («У мамы не ребенки, а ребята, у кошки не котенки, а котята»).

1    
  Для того чтобы ваш малыш успешно усвоил основные окончания множественного числа существительных (кот — коты; дом — дома), словообразовательные суффиксы со значением размерности (нос — носище — носик), принадлежности (мамин, папин), надо обязательно проговаривать вместе с ребенком эти слова, следя за тем, как малыш произносит окончания. Раньше, в более младшем возрасте, было вполне допустимо использовать многие слова в усеченной форме (маленькая — маленька), однако сейчас необходимо сосредоточить все внимание именно на воспитании у ребенка умения говорить все гласные в окончаниях слов. Помогите малышу услышать нужное окончание в слове с помощью вопроса («Машина какая?») и обязательно похвалите его за правильный ответ, еще раз выделив нужную часть только что произнесенного ребенком слова («Молодец! Машина красная!»).
2    
  Раньше ребенок говорил о событиях только в настоящем времени, теперь ему доступно употребление форм наиболее распространенных глаголов в прошедшем времени, а также «предвосхищение» некоторых событий. Однако не следует перегружать ребенка избыточными требованиями. Часто взрослые, чтобы продемонстрировать другим людям, как хорошо умеет говорить их ребенок, дают малышу заведомо сложные для этого возраста задания типа «Расскажи, что ты будешь делать летом на даче у дедушки». Предполагается, что малыш вспомнит прошлое лето и расскажет о своих планах на этот год. Однако возможности памяти ребенка еще очень ограниченны, не переоценивайте его возможности! Малыш может замкнуться и отказаться отвечать на ваш вопрос или, наоборот, переволноваться из-за своих неудачных попыток что-то вам рассказать. Так можно спровоцировать речевой негативизм или нервный срыв у вашего малыша!
3    
  Не требуйте от детей сразу отвечать на ваш вопрос распространенным предложением. Речевые возможности маленьких детей не только ограничены трудностями усвоения некоторых форм речи (монолог) и спецификой детской памяти и внимания, но и во многом зависят от сформированности длительного речевого выдоха, связанного с физиологическими особенностями детского организма. Лучше задайте малышу еще несколько уточняющих вопросов, а затем вместе еще раз повторите нужную фразу. Прием постепенного наращивания количества слов не только позволяет ребенку исчерпывающе ответить на заданный ему вопрос, но и в наибольшей степени предохраняет его от риска возникновения запинок в самостоятельной речи.
4    
  Слоговая структура сложных слов уже доступна ребенку, ее воспроизведение может нарушаться только в новых или непонятных ребенку словах. Будьте особенно внимательны в подборе таких заданий! Вашему малышу в 3 года еще совсем не обязательно уметь произносить такие слова, как «экскаватор» и «электричество», зато слово «велосипед» должно звучать в его речи правильно. Вспомните прием прохлопывания трудных слов и выучите некоторые из них с вашим ребенком. Помните, что правильно произносимые звуки должны обязательно звучать и в трудных словах. Например, если ваш малыш говорит слово «сани», то, значит, надо учить с ним и слова «стоп», «пуск», «ка-пус-та» так, чтобы звук «с» различался при его произношении. Учитывайте, что ребенку наиболее сложно освоить произношение звука в стечениях («ст», «кс», «ск»), если они расположены в середине слова.
5    
  Как правило, на осмотре (консультации) у логопеда в детской поликлинике, который все дети обязательно должны пройти по достижении 3 лет, обращается внимание не только на такие характеристики речи вашего ребенка, как словарный запас, грамматическое оформление, развернутость и логичность, но и на четкость произношения. Конечно, не все звуки малыш должен уметь произносить к 3 годам, но наряду со звуками раннего онтогенеза, которые, как правило, не искажаются детьми (д, т, п, б, в, ф, м, н, к, г, х), он должен постепенно осваивать и более сложные артикуляции. После 3 лет абсолютно недопустимым является межзубное произношение свистящих и шипящих, которое многие родители ошибочно считают милой особенностью детской речи. Последовательность освоения ребенком звуковой системы родного языка подчинена строгим закономерностям, которые хорошо известны логопедам и позволяют им уже в раннем возрасте диагностировать у ребенка даже негрубые отклонения в формировании артикуляции.




 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хотелось бы еще раз обратить ваше внимание на тот факт, что речь малыша развивается стадиально. Ребенок не может перепрыгнуть какой-то из этапов и сразу от молчания перейти к замечанию типа «каша пригорела». Если вы заметили какие-то проблемы в формировании речи вашего ребенка, то лучше не ждать 3 лет, а проконсультироваться у специалистов раньше. Целесообразно сначала пройти обследование у детского невропатолога, провести дополнительные исследования головного мозга: эхоэнцефалографию (ЭЭГ), реоэнцефалографию (РЭГ) и другие, чтобы исключить влияние органических изменений в деятельности центральной нервной системы на развитие вашего ребенка. Затем следует обратиться за консультацией к детскому психологу, который даст вам заключение об уровне психического развития вашего малыша, включающее индивидуальную характеристику сенсорного, двигательного, когнитивного и эмоционального развития ребенка. Недоразвитие каждой из этих сфер может привести к задержке в формировании речи как средства общения.
Вы можете предварительно сориентироваться в возрастных требованиях к развитию речи ребенка раннего возраста по таблицам в Приложении, однако они носят ориентировочный характер, и окончательное заключение вы можете получить только после консультирования ребенка у логопеда, специализирующегося по раннему возрасту.
Не откладывайте эту консультацию! Помните, что ваш ребенок может получить необходимую помощь только при своевременном обращении к специалистам. Можно слушать бесполезные советы, что ребенок и так заговорит, а затем все равно столкнуться с проблемой коррекции речевого недоразвития вашего ребенка, но только драгоценное время для раннего развития будет безвозвратно упущено. Ваши первоначальные трудности в организации общения с собственным ребенком могут быть многократно усилены его поведенческим и речевым негативизмом, который проявляется у всех детей ближе к 3 годам.
В Приложении также мы приводим опросник для родителей «Первые слова». Его рекомендуется заполнять маме ребенка 1 года, 1 г. 3 мес., 1 г. 6 мес., 1 г. 9 мес., 2 лет. В зависимости от индивидуального темпа речевого развития одни дети осваивают все слова из приведенного в опроснике перечня уже к 2 годам, другие справляются с этой задачей ближе к 2,5 года.
Краткую версию опросника (опросник для родителей «Самые-самые первые слова») лучше использовать, если ваш малыш только начинает говорить и его словарный запас еще очень невелик. Ближе к 2 годам целесообразно работать с более полной версией опросника, так как объем слов, которые ребенок понимает и может произнести самостоятельно, к этому возрасту значительно увеличивается. Анализ этого материала поможет вам проследить за динамикой лексического развития вашего малыша, а в случае необходимости позволит специалисту (логопеду) систематизировать ваши сведения о раннем речевом развитии ребенка. Если у вас возникнут любые проблемы с речевым развитием вашего ребенка в возрасте до 3 лет, лучше сразу проконсультировать ребенка у логопеда — логопедическая помощь малышу в этом возрасте своевременна и очень эффективна.
Советуем вам на первую консультацию к логопеду захватить несколько заполненных в разное время опросников, по которым специалист сможет предварительно ознакомиться с динамикой накопления слов в активном и пассивном словарном запасе вашего ребенка на протяжении последних 3—6 месяцев.
Заполните дома анкету для родителей — в ней представлен перечень наиболее часто задаваемых родителям вопросов. Работая с анкетой, постарайтесь вспомнить важные детали и точно ответить на все вопросы. Не беспокойтесь, если вам кажется, что в анамнезе (истории развития) вашего ребенка присутствовали многие негативные факторы (тяжелая беременность, сложные роды и т. п.). Детский организм чрезвычайно пластичен, большинство детей с успехом преодолевают серьезные проблемы в развитии речи при условии раннего начала логопедической помощи. Не стоит наобум приписывать маленькому ребенку серьезные логопедические диагнозы, о которых вы могли прочитать в интернет-изданиях или другой популярной литературе. Родительское внимание и квалифицированная педагогическая поддержка значат для развития ребенка в раннем возрасте существенно больше, чем любая попытка заочной диагностики или оценки развития. Наблюдайте за речевым развитием вашего малыша не со стороны, а как активные участники общения, фиксируйте для себя даже самые маленькие речевые достижения ребенка, и результат — хорошее развитие речи — не заставит себя ждать.

1 За исключением некоторых звуков, имеющих в русском языке сложную артикуляцию, — р, ш, ж.

 
ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ1
Первые слова (от 1 г. до 1 г. 6 мес.)
Что говорит ребенок Что делает ребенок
1 г. — 1 г. 3 мес.
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru говорит несколько слов, часто пользуется жестами и возгласами
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru употребляет слово в значении целого предложения с подобием интонации
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru произношение нечеткое, слова понятны только маме
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru быстро усваивает слова «еще», «нет», «всё», связанные с едой и игрой
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru может точно подражать некоторым простым словам, например слову «дядя»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru отвечает на вопрос действием или одним словом
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru требует предметы, используя указательный жест и слово
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru знает свое имя и имена 1—2 близких людей
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru связывает предмет с его названием
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru указывает на знакомые предметы
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru может показать 1—2 части тела
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru различает эмоции и интонацию говорящего
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru следует простой инструкции типа «принеси куклу»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru понимает слова «горячо», «вкусно»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru может узнать знакомый предмет на картинке, если демонстрировать изображение и предмет вместе
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru прекращает действие, когда говорят «нельзя»
1 г. 3 мес. — 1 г. 6 мес.
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru говорит 20—50 упрощенных слов
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru новые слова усваивает медленно, легче учит слова, связанные с конкретными предметами и действиями
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru жест часто заменяет действие или указание, необходимое для понимания всего высказывания
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru различает интонацию вопроса
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru ясно произносит только очень простые слова (из 1—2 слогов)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru любит подражать голосам животных, играет в игры «Кто так поет?», «Гуси-гуси»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru соблюдает очередность реплик
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru умеет привлечь к себе внимание и выразить недовольство словами
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru в игре разговаривает сам с собой (иногда различимы отдельные слова)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru знает по именам близких людей
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru различает действия, совершаемые с одним предметом (лить воду, пить воду)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru указывает на себя, отвечая на вопрос «Кто это сделал?»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru показывает части тела и некоторые детали лица (рот, глаза, нос)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru учится выполнять словесную инструкцию в два действия («Накорми куклу и уложи спать»)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru может по просьбе найти предмет вне комнаты
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru находит игрушку такого же цвета «Дай такой же...»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru внимательно слушает чтение сказок, стихов
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru узнает изображение одного знакомого предмета на картине

Надо обратить внимание, если ребенок:

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru не начал говорить никаких слов, кроме тех, которые вы слышали еще при лепете;
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru не реагирует на словесную инструкцию, ориентируется только на показ;
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru отворачивается от знакомого человека, пытающегося с ним поговорить;
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru общается с помощью жестов и отдельных возгласов, часто капризничает;
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru не любит заниматься с игрушками, слушать сказки, не рассматривает картинки в детских книжках.
Первые фразы (от 1 г. 6 мес. до 2 лет)
Что говорит ребенок Что делает ребенок
1 г. 6 мес. — 1 г. 9 мес.
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru постепенно наращивает словарь до нескольких десятков слов
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru начинает соединять два слова в одной фразе (без согласования)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru проговаривает короткие слова, общее звучание речи смягченное
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru говорит о себе по имени (в 3-м лице)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru задает вопрос, используя подъем интонации в конце слова, фразы
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru продолжает лепетать на своем языке во время игры
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru может договаривать слово в знакомой фразе
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru знает название окружающих предметов и действий с ними
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru отвечает на вопросы словами «да», «нет»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru выполняет инструкцию в два действия
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru понимает выражения со словами «там», «тут», «вот», «вон», «туда», «сюда»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru улавливает разницу в значениях слов «дом» — «домик»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru любит сказки, детские песенки
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru понимает рассказ по картинке с простым сюжетом
1 г. 9 мес. — 2 г.
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru стремительный рост словаря
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru повторяет за взрослым много новых слов, из речи постепенно вытесняются облегченные слова
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru использует короткие фразы с очень выразительной интонацией
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru во всех словах заменяет стечения согласных одним звуком (тк = ть)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru называет предмет по просьбе, часто использует уменьшительные суффиксы (нос — носик)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru начинает использовать падежи существительных (молока — молоко) и формы множественного числа (ручка — ручки)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru любит сразу сообщать о своих действиях, наблюдениях
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru употребляет по смыслу некоторые формы глаголов (иду — иди)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru понимает выражение типа «папины туфли»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru понимает пространственные предлоги (в, на)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru знает слова «большой», «маленький», «хороший», «плохой»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru может знать название одного цвета
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru подбирает по названиям несколько картинок из детского лото
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru понимает несложный рассказ о событиях из своей жизни
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru внимательно слушает знакомые песенки, стишки, проявляет «эмоциональное предвосхищение» знакомого сюжета
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru различает понятия «один — много»

Надо обратить внимание, если ребенок:

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru не начал хорошо понимать обращенную к нему речь и ориентируется в своих действиях на принятый порядок действий взрослого или наглядный показ;
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru плохо усваивает новые слова, к 2 годам говорит меньше 50 слов, не пробует связывать их в короткую фразу из двух слов;
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru продолжает добиваться своего с помощью жестов, возгласов, плача;
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru не научился играть с игрушками, а продолжает только манипулировать ими;
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru перестал говорить те слова, которые произносил раньше;
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru не обращает внимания на игры других детей, играет в одиночестве, молча;
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru не может выслушать до конца даже самую короткую сказку, механически пролистывает книжки, не обращая внимания на картинки, не учит короткие стихи.
Предложение (от 2 до 3 лет)
Что говорит ребенок Что делает ребенок
2 г. — 2 г. 6 мес.
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru инициирует короткие диалоги
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru употребляет личные местоимения
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru использует простые предложения, затем появляются бессоюзные сложные и, наконец, с союзами (и, да, а)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru употребляет наречия (больше, меньше), прилагательные, многие формы глаголов
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru использует предлоги (в, на, с, у)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru использует некоторые падежи у существительных (столе) и основные окончания единственного числа
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru в произношении усваивает твердые согласные (т, д, н, с, з, в, л), сохраняет смешение звуков
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru отдельные стечения согласных (пт, фт) произносит правильно
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru еще теряет начальные предударные слоги в многосложных словах
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru различает значения предлогов (впереди, около, под, за)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru отвечает на вопросы «где?», «что сейчас делаешь?», «что ты видишь?», «что ты слышишь?»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru осознает, что можно задавать вопросы с помощью различных вопросительных слов
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru понимает значения сокращенных форм и жаргонных выражений, которые часто используются людьми в его окружении: «Держи пять», «Пошли смотреть телек»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru начинает понимать значения чисел (два, пара)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru знает названия основных геометрических форм
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru знает названия 1—2 основных цветов
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru опознает действие на картинке
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru узнает предмет по описанию
2 г. 6 мес. — 3 г.
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru пробует себя в монологе
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru начинает использовать сложные предложения с подчинительными союзами
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru согласовывает прилагательные и существительные в устойчивых словосочетаниях (красивая мама)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru усваивает основные окончания множественного числа существительных, суффиксы увеличительности (носище), принадлежности (папин)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru употребляет глаголы в настоящем и прошедшем времени, возвратные глаголы
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru появляется «сверхгенерализация»: заменяет одним окончанием все другие (вижу пап-у, стул-у)
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru осваивает произношение стечений согласных
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru слоговая структура нарушается только в новых словах
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru различает предлоги «через», «между», «из-за», «из-под»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru отвечает на вопросы «почему?», «сколько?», на несколько разных вопросов, заданных к одному слову
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru отвечая на вопросы типа «Что ты делаешь, когда холодно (хочется спать, кушать)?», перечисляет действия в определенной последовательности
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru имеет представление о числах 1, 2, 3
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru знает свой пол, начинает говорить о себе «я»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru имеет представление о ближайшем будущем
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru чувствует ритм, повторяет его по образцу

Надо обратить внимание, если ребенок:

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru продолжает употреблять аграмматичные формы всех основных частей речи;
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru не использует распространенное предложение;
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru опускает простые предлоги «в», «на»;
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru продолжает говорить с нечетким произношением, искажая знакомые слова;
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru не чувствует ритмическую структуру, мелодию, не учит короткие стихи.

Приложение 2

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Рекомендации по заполнению опросника

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Заполнение раздела «Фразы» помогает определить, понимает ли ваш ребенок высказывания взрослых, обращенные к нему, умеет ли выполнять определенные действия по просьбе взрослого (брось мячик, дай куклу и т. п.). Это очень важный показатель нормального речевого развития.
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Заполнение тематических разделов из списка типичных слов начального детского лексикона помогает оценить понимание (пассивный словарь) и употребление (активный словарь) ребенком слов.
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru При подсчете активного словаря необходимо исключать слова, употребленные дважды: в разделе «Звукоподражания» и в другой тематической группе, например в разделе «Животные».
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru После заполнения всего опросника подсчитайте соотношение между словами пассивного и активного словаря.
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Не волнуйтесь, если вам покажется, что ребенок мало говорит. Для ребенка до 2 лет самым важным является понимание речи. Небольшое количество произносимых ребенком слов не является свидетельством нарушения речевого развития. Разрыв между активным и пассивным словарем может быть очень велик (300—400 слов понимает, 50 слов говорит).
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Если ребенок употребляет менее 50 слов, обратите внимание на то, в каком соотношении находятся слова «языка нянь» и нормативные слова.
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru К «языку нянь» относятся не только звукоподражательные слова, выделенные в опроснике в отдельную группу, но и слова, подобные по слоговой структуре лепету (мама, папа, баба, дядя, бай-бай, топ-топ), которые окажутся внутри различных тематических групп («Люди», «Режимные моменты», «Слова-действия»).
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Подумайте, часто ли вы употребляете слова «языка нянь» в общении с вашим ребенком. Используйте эти слова чаще, чтобы помочь ему быстрее освоить родной язык.
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Слова, обозначающие действия, и слова-признаки появляются у детей позже, чем слова, обозначающие предметы. Чем младше ребенок, тем меньше слов в последних разделах вы отметите (начиная с тематического раздела «Местоимения»).
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Обратите внимание на то, есть ли у вашего ребенка в активном словаре слова «еще», «все», «больше нет». Эти слова очень важны для развития речи. Если мама во время кормления спрашивает ребенка о добавке, то он говорит сам: «Еще каши», а завершая любое действие, он говорит взрослым: «Всё!»
РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Задумайтесь над тем, какие слова отмечены в опроснике, а какие нет. Появление слов в пассивном, а затем и в активном лексиконе ребенка зависит прежде всего от родителей (от того, куда они ходят с ребенком, на что обращают его внимание на прогулке, во время купания, кормления, чтения детской сказки).
Желаем вам успехов!

ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПЕРВЫЕ СЛОВА»
Фразы

Пожалуйста, отметьте фразы, которые, как вам кажется, ребенок понимает.

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Беги к маме. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Брось мячик. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Встань. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Выплюни это. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Дай это маме. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Держись крепче. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Идем спать (баиньки). РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Иди сюда. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Не делай этого. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Помоги мне. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Поцелуй маму. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Прекрати! РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Сядь. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Тихо. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Устал? РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Не трогай! РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Нельзя! РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Обними маму. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Осторожно. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Открой рот. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Помаши ручкой. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Пора спать. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Посмотри. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Похлопай в ладошки. РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Умница (молодец)! РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Хочешь еще? РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Хочешь кушать? РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Хочешь покататься? РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru Хочешь спать?

Ниже представлен список типичных слов из детского словаря.
Слова, которые ваш ребенок понимает, но еще не произносит, отметьте галочкой в первом квадратике (например, мяч РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru )
Слова, которые ваш ребенок не только понимает, но и умеет произносить сам, отметьте галочкой во втором квадратике (мяч РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru )
Если ребенок устойчиво называет предмет «своим» словом, не имеющим аналогов во взрослой речи, или вместо слов использует только звукоподражания, пожалуйста, напишите их рядом со словами (мяч — «тяка», птичка — «пи-и», упал — «бух»).
Помните, что это список наиболее часто употребляемых слов.Не беспокойтесь, если ваш ребенок знает только некоторые из них.

Звукоимитации и звукоподражания

Голоса животных и птиц

ав-ав бе-е-е га-га з-з-з РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru иа-иа (и-)го-го кар-кар ко-ко РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru кря-кря ку-ка-ре-ку ку-ку ква-ква РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru мяу пи-пи р-р-р хрю-хрю РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ОТ 2 лет 6 мес. ДО 3 лет - student2.ru
Дополнительно:  

Наши рекомендации