Приложение 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКА И РЕЧИ1 | Первые слова (от 1 г. до 1 г. 6 мес.) | Что говорит ребенок | Что делает ребенок | 1 г. — 1 г. 3 мес. | | говорит несколько слов, часто пользуется жестами и возгласами | | употребляет слово в значении целого предложения с подобием интонации | | произношение нечеткое, слова понятны только маме | | быстро усваивает слова «еще», «нет», «всё», связанные с едой и игрой | | может точно подражать некоторым простым словам, например слову «дядя» | | отвечает на вопрос действием или одним словом | | требует предметы, используя указательный жест и слово | | | знает свое имя и имена 1—2 близких людей | | связывает предмет с его названием | | указывает на знакомые предметы | | может показать 1—2 части тела | | различает эмоции и интонацию говорящего | | следует простой инструкции типа «принеси куклу» | | понимает слова «горячо», «вкусно» | | может узнать знакомый предмет на картинке, если демонстрировать изображение и предмет вместе | | прекращает действие, когда говорят «нельзя» | | 1 г. 3 мес. — 1 г. 6 мес. | | говорит 20—50 упрощенных слов | | новые слова усваивает медленно, легче учит слова, связанные с конкретными предметами и действиями | | жест часто заменяет действие или указание, необходимое для понимания всего высказывания | | различает интонацию вопроса | | ясно произносит только очень простые слова (из 1—2 слогов) | | любит подражать голосам животных, играет в игры «Кто так поет?», «Гуси-гуси» | | соблюдает очередность реплик | | умеет привлечь к себе внимание и выразить недовольство словами | | в игре разговаривает сам с собой (иногда различимы отдельные слова) | | | знает по именам близких людей | | различает действия, совершаемые с одним предметом (лить воду, пить воду) | | указывает на себя, отвечая на вопрос «Кто это сделал?» | | показывает части тела и некоторые детали лица (рот, глаза, нос) | | учится выполнять словесную инструкцию в два действия («Накорми куклу и уложи спать») | | может по просьбе найти предмет вне комнаты | | находит игрушку такого же цвета «Дай такой же...» | | внимательно слушает чтение сказок, стихов | | узнает изображение одного знакомого предмета на картине | | Надо обратить внимание, если ребенок: | не начал говорить никаких слов, кроме тех, которые вы слышали еще при лепете; | | не реагирует на словесную инструкцию, ориентируется только на показ; | | отворачивается от знакомого человека, пытающегося с ним поговорить; | | общается с помощью жестов и отдельных возгласов, часто капризничает; | | не любит заниматься с игрушками, слушать сказки, не рассматривает картинки в детских книжках. | Первые фразы (от 1 г. 6 мес. до 2 лет) | Что говорит ребенок | Что делает ребенок | 1 г. 6 мес. — 1 г. 9 мес. | | постепенно наращивает словарь до нескольких десятков слов | | начинает соединять два слова в одной фразе (без согласования) | | проговаривает короткие слова, общее звучание речи смягченное | | говорит о себе по имени (в 3-м лице) | | задает вопрос, используя подъем интонации в конце слова, фразы | | продолжает лепетать на своем языке во время игры | | может договаривать слово в знакомой фразе | | | знает название окружающих предметов и действий с ними | | отвечает на вопросы словами «да», «нет» | | выполняет инструкцию в два действия | | понимает выражения со словами «там», «тут», «вот», «вон», «туда», «сюда» | | улавливает разницу в значениях слов «дом» — «домик» | | любит сказки, детские песенки | | понимает рассказ по картинке с простым сюжетом | | 1 г. 9 мес. — 2 г. | | стремительный рост словаря | | повторяет за взрослым много новых слов, из речи постепенно вытесняются облегченные слова | | использует короткие фразы с очень выразительной интонацией | | во всех словах заменяет стечения согласных одним звуком (тк = ть) | | называет предмет по просьбе, часто использует уменьшительные суффиксы (нос — носик) | | начинает использовать падежи существительных (молока — молоко) и формы множественного числа (ручка — ручки) | | любит сразу сообщать о своих действиях, наблюдениях | | употребляет по смыслу некоторые формы глаголов (иду — иди) | | | понимает выражение типа «папины туфли» | | понимает пространственные предлоги (в, на) | | знает слова «большой», «маленький», «хороший», «плохой» | | может знать название одного цвета | | подбирает по названиям несколько картинок из детского лото | | понимает несложный рассказ о событиях из своей жизни | | внимательно слушает знакомые песенки, стишки, проявляет «эмоциональное предвосхищение» знакомого сюжета | | различает понятия «один — много» | | Надо обратить внимание, если ребенок: | не начал хорошо понимать обращенную к нему речь и ориентируется в своих действиях на принятый порядок действий взрослого или наглядный показ; | | плохо усваивает новые слова, к 2 годам говорит меньше 50 слов, не пробует связывать их в короткую фразу из двух слов; | | продолжает добиваться своего с помощью жестов, возгласов, плача; | | не научился играть с игрушками, а продолжает только манипулировать ими; | | перестал говорить те слова, которые произносил раньше; | | не обращает внимания на игры других детей, играет в одиночестве, молча; | | не может выслушать до конца даже самую короткую сказку, механически пролистывает книжки, не обращая внимания на картинки, не учит короткие стихи. | Предложение (от 2 до 3 лет) | Что говорит ребенок | Что делает ребенок | 2 г. — 2 г. 6 мес. | | инициирует короткие диалоги | | употребляет личные местоимения | | использует простые предложения, затем появляются бессоюзные сложные и, наконец, с союзами (и, да, а) | | употребляет наречия (больше, меньше), прилагательные, многие формы глаголов | | использует предлоги (в, на, с, у) | | использует некоторые падежи у существительных (столе) и основные окончания единственного числа | | в произношении усваивает твердые согласные (т, д, н, с, з, в, л), сохраняет смешение звуков | | отдельные стечения согласных (пт, фт) произносит правильно | | еще теряет начальные предударные слоги в многосложных словах | | | различает значения предлогов (впереди, около, под, за) | | отвечает на вопросы «где?», «что сейчас делаешь?», «что ты видишь?», «что ты слышишь?» | | осознает, что можно задавать вопросы с помощью различных вопросительных слов | | понимает значения сокращенных форм и жаргонных выражений, которые часто используются людьми в его окружении: «Держи пять», «Пошли смотреть телек» | | начинает понимать значения чисел (два, пара) | | знает названия основных геометрических форм | | знает названия 1—2 основных цветов | | опознает действие на картинке | | узнает предмет по описанию | | 2 г. 6 мес. — 3 г. | | пробует себя в монологе | | начинает использовать сложные предложения с подчинительными союзами | | согласовывает прилагательные и существительные в устойчивых словосочетаниях (красивая мама) | | усваивает основные окончания множественного числа существительных, суффиксы увеличительности (носище), принадлежности (папин) | | употребляет глаголы в настоящем и прошедшем времени, возвратные глаголы | | появляется «сверхгенерализация»: заменяет одним окончанием все другие (вижу пап-у, стул-у) | | осваивает произношение стечений согласных | | слоговая структура нарушается только в новых словах | | | различает предлоги «через», «между», «из-за», «из-под» | | отвечает на вопросы «почему?», «сколько?», на несколько разных вопросов, заданных к одному слову | | отвечая на вопросы типа «Что ты делаешь, когда холодно (хочется спать, кушать)?», перечисляет действия в определенной последовательности | | имеет представление о числах 1, 2, 3 | | знает свой пол, начинает говорить о себе «я» | | начинает применять воображение и фантазию в игре, рассказе | | имеет представление о ближайшем будущем | | чувствует ритм, повторяет его по образцу | | Надо обратить внимание, если ребенок: | продолжает употреблять аграмматичные формы всех основных частей речи; | | не использует распространенное предложение; | | опускает простые предлоги «в», «на»; | | продолжает говорить с нечетким произношением, искажая знакомые слова; | | не чувствует ритмическую структуру, мелодию, не учит короткие стихи. | Приложение 2 ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ | Рекомендации по заполнению опросника | Заполнение раздела «Фразы» помогает определить, понимает ли ваш ребенок высказывания взрослых, обращенные к нему, умеет ли выполнять определенные действия по просьбе взрослого (брось мячик, дай куклу и т. п.). Это очень важный показатель нормального речевого развития. Заполнение тематических разделов из списка типичных слов начального детского лексикона помогает оценить понимание (пассивный словарь) и употребление (активный словарь) ребенком слов. При подсчете активного словаря необходимо исключать слова, употребленные дважды: в разделе «Звукоподражания» и в другой тематической группе, например в разделе «Животные». После заполнения всего опросника подсчитайте соотношение между словами пассивного и активного словаря. Не волнуйтесь, если вам покажется, что ребенок мало говорит. Для ребенка до 2 лет самым важным является понимание речи. Небольшое количество произносимых ребенком слов не является свидетельством нарушения речевого развития. Разрыв между активным и пассивным словарем может быть очень велик (300—400 слов понимает, 50 слов говорит). Если ребенок употребляет менее 50 слов, обратите внимание на то, в каком соотношении находятся слова «языка нянь» и нормативные слова. К «языку нянь» относятся не только звукоподражательные слова, выделенные в опроснике в отдельную группу, но и слова, подобные по слоговой структуре лепету (мама, папа, баба, дядя, бай-бай, топ-топ), которые окажутся внутри различных тематических групп («Люди», «Режимные моменты», «Слова-действия»). Подумайте, часто ли вы употребляете слова «языка нянь» в общении с вашим ребенком. Используйте эти слова чаще, чтобы помочь ему быстрее освоить родной язык. Слова, обозначающие действия, и слова-признаки появляются у детей позже, чем слова, обозначающие предметы. Чем младше ребенок, тем меньше слов в последних разделах вы отметите (начиная с тематического раздела «Местоимения»). Обратите внимание на то, есть ли у вашего ребенка в активном словаре слова «еще», «все», «больше нет». Эти слова очень важны для развития речи. Если мама во время кормления спрашивает ребенка о добавке, то он говорит сам: «Еще каши», а завершая любое действие, он говорит взрослым: «Всё!» Задумайтесь над тем, какие слова отмечены в опроснике, а какие нет. Появление слов в пассивном, а затем и в активном лексиконе ребенка зависит прежде всего от родителей (от того, куда они ходят с ребенком, на что обращают его внимание на прогулке, во время купания, кормления, чтения детской сказки). Желаем вам успехов! ОПРОСНИК ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ПЕРВЫЕ СЛОВА» | Фразы | Пожалуйста, отметьте фразы, которые, как вам кажется, ребенок понимает. Беги к маме. Брось мячик. Встань. Выплюни это. Дай это маме. Держись крепче. Идем спать (баиньки). Иди сюда. Не делай этого. Помоги мне. Поцелуй маму. Прекрати! Сядь. Тихо. Устал? | Не трогай! Нельзя! Обними маму. Осторожно. Открой рот. Помаши ручкой. Пора спать. Посмотри. Похлопай в ладошки. Умница (молодец)! Хочешь еще? Хочешь кушать? Хочешь покататься? Хочешь спать? | Ниже представлен список типичных слов из детского словаря. Слова, которые ваш ребенок понимает, но еще не произносит, отметьте галочкой в первом квадратике (например, мяч ) Слова, которые ваш ребенок не только понимает, но и умеет произносить сам, отметьте галочкой во втором квадратике (мяч ) Если ребенок устойчиво называет предмет «своим» словом, не имеющим аналогов во взрослой речи, или вместо слов использует только звукоподражания, пожалуйста, напишите их рядом со словами (мяч — «тяка», птичка — «пи-и», упал — «бух»). Помните, что это список наиболее часто употребляемых слов.Не беспокойтесь, если ваш ребенок знает только некоторые из них. Звукоимитации и звукоподражания | Голоса животных и птиц ав-ав бе-е-е га-га з-з-з | | иа-иа (и-)го-го кар-кар ко-ко | | кря-кря ку-ка-ре-ку ку-ку ква-ква | | мяу пи-пи р-р-р хрю-хрю | | Дополнительно: |   Наши рекомендации | |