Предмет и основные концепции современной философии науки.

Методические указания

Для подготовки магистров по дисциплине:

«Философия науки»

По направлениям:

110200 – Агрономия

110300 – Агроинженерия

110400 – Зоотехния

280400 - Природообустройство

Волгоград

ИПК «Нива»

 
  Предмет и основные концепции современной философии науки. - student2.ru

УДК 1:14

ББК 87

М-54

М54 Методические указания для подготовки магистров по дисциплине «Философия науки» / Сост. Е.М. Фрадлина, Л.Н. Шадрина, Ж.В. Рослякова, А.С. Разин. - Волгоградская ГСХА: Волгоград, 2010. – 24 с.

Методические рекомендации содержат:

а) темы семинарских занятий;

б) примерную тематику рефератов по дисциплине «Философия науки»;

в) примерный перечень вопросов для подготовки к зачету и экзамену по курсу «Философия науки»,

г) вопросы к тестовым заданиям.

д) список рекомендуемой литературы;

Рекомендовано для магистрантов, изучающих дисциплину «Философия науки», а также для преподавателей, слушателей факультета дополнительного образования и повышения квалификации ВГСХА, для поступающих в аспирантуру.

Рекомендовано методической комиссией экономического факультета ВГСХА от 26 ноября 2009 г., протокол № 3 .

УДК 1:14

ББК 87

© Фрадлина Е.М., Л.Н. Шадрина,

Ж.В. Рослякова, А.С. Разин, 2010.

© ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА «НИВА», 2010

ВВЕДЕНИЕ

Социокультурная ситуация, сложившаяся в современном мире, характеризуется качественными изменениями происходящими в различных сферах общественной жизни. Глубинные сдвиги, происходящие в мировоззрении современного человечества, служат импульсом для обновления идеалов, норм и методов научного исследования, для уточнения критериев научности, статуса и роли научного знания в системе различных ненаучных мыслительно-духовных форм и практик.

Зарождающейся новый синтез науки и философии, вызванный как внутренними процессами эволюции научного знания, так и необходимостью соответствовать реалиям зарождающейся информационной цивилизации, неразрывно связан с обеспечением выживаемости человечества, с преодолением антропологического и экологического кризиса и сохранением жизни на земле.

Возникновение принципиально новых направлений в научном поиске, крупнейшие открытия, сделанные в области фундаментальных исследований, указывают на то, что современная наука находится в стадии глубинного революционного сдвига: на смену классическому и неклассическому типу рациональности приходит постклассическое научное сознание

Современная философия науки представляет собой важную область философского знания, зародившуюся и развивающуюся вместе с наукой. Она помещает науку в широкий культурологический контекст и рассматривает ее как исторически развивающийся духовный и материальный феномен, кардинально меняющий формы человеческой жизнедеятельности и активно влияющей на менталитет и сенсотип современного человека.

Особое внимание в современной философии науки уделяется проблемам, связанным с кризисом современной техногенной цивилизации, с выбором путей его преодоления. В исследовательском поле современной философии науки находятся также системы духовных ценностей, формирующих облик современного ученого

Учебная работа с магистрантами по данной дисциплине включает разные формы групповых и самостоятельных занятий: цикл лекций по курсу «Философия науки», семинарские занятия, контрольные работы, рефераты по различным разделам программы и другие виды работ.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ:

Предмет и основные концепции современной философии науки.

1.1. Наука как система знаний о мире.

1.2. Наука как познавательная деятельность.

1.3. Философия науки, ее предмет, специфика исторического развития научного познания.

1.4. Позитивистская, неопозитивистская и постпозитивистская концепции философии науки.

Наука в культуре современной цивилизации.

2.1. Типы цивилизационного развития общества.

2.2. Роль науки в современном образовании и формировании личности.

2.3. Основные функции науки в современном обществе. Наука и обыденное познание.

2.4. Понятие научной рациональности. Научная картина мира и ее мировоззренческое значение.

Структура научного знания.

4.1. Научное знание как эпистемологическая система.

4.2. Понятие объекта и субъекта в познании.

4.3. Уровни научного познания, их характеристика. Эмпирическое познание и его структура. Теоретическое познание и его структура.

4.4. Сенсуализм и рационализм в познании. Основы методологии научного познания. Знание как результат познавательной деятельности.

4.5. Научные и ненаучные формы знания. Основные концепции истины. Истина, заблуждение, ложь. Критерии истины.

Философские проблемы химии.

9.1. Специфика философии химии.

9.2. Взаимосвязь химии с другими науками.

9.3. Концептуальные системы химии и их эволюция.

9.4. Физикализация химии: этапы, тенденции, проблемы.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ И ЭКЗАМЕНУ

1. Наука как система знаний человека об окружающем его мире. Наука и культура. Научная картина мира и мировоззрение личности.

2. Предпосылки научного знания. Существование мира явлений и сущность мира. Единство мира и его многообразие.

3. Живая и неживая природа. Энтропийные представления о конструктивном и деструктивном развитии объектов природы.

4. Понятие материи. Современные представления о структуре, уровнях организации и свойствах материи.

5. Движение и взаимодействие. Основные формы движения. Изменение, развитие, становление – значение этих категорий в научном познании.

6. Представления о пространстве и времени, эволюция этих представлений. Пространственная и временная бесконечность в познании.

7. Понятие объекта и субъекта в познании. Объект как «данность» и объект как «конструкт» в познании. Материальные и идеальные объекты познания.

8. Человек как субъект познания. Мышление и его характеристика. Интуиция, воображение, творчество. Проблема интерсубъективности.

9. Обыденное и теоретическое мышление. Социальная обусловленность предпосылки мыслительной деятельности и сознания.

10. Мышление и язык: естественные и искусственные языки, характер их соотнесенности и роль в познании.

11. Познание как «отражение» и как «конструирование» действительности.

12. Социальная практика и познавательный процесс. Наука и производство.

13. Наука и техника в современном обществе. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества. Традиционная и техногенная цивилизация.

14. Проблема «человек-наука-техника». Технократизм и гуманизм. Характер ее разрешения в современном обществе.

15. Особенности компьютеризации научно-познавательной деятельности. Понятие виртуальной реальности и ее роль в познании.

16. Научные и ненаучные формы знания, характер их соотнесенности. Знание и вера, мнение и убеждение.

17. Многообразие форм теоретического знания: качественные и количественные теории, математизированные, феноменологические, генетические и системные теории.

18. Природа истинного знания. Истина как цель познания. Истина, заблуждение, ложь. Аксиологическая оценка истинного знания.

19. Принципы верификации и фальсификации научного знания, их роль в познании. Эстетический критерий истинного знания.

20. Теория соответствия (корреспонденции) и теория согласованности (когерентности) в интерпретации истинного знания.

21. Научная революция как качественное преобразование основных понятий и теорий. Взаимосвязь научных и технических революций.

22. Роль европейской философии рационализма в становлении и развитии научного знания.

23. Сциентизма и антисциентизм в истории науки и современной культуре.

24. Проблема классификации наук. Взаимодействие наук как решающий фактор развития научного знания.

25. Структура научно-теоретического знания.

26. Принцип детерминизма. Категории причины и следствия, необходимости и случайности. Научный закон как выражение объективной необходимости.

27. Основные методы познания в естественных и гуманитарных науках.

28. Своеобразие эмпирического познания в естественных и социально-гуманитарных науках.

29. Теоретическое познание, своеобразие его проявления в естественных и социально-гуманитарных науках.

30. Анализ и синтез, индукция и дедукция как методы теоретического познания.

31. Абстрагирование, формализация, моделирование как формы выражения теоретического знания. Роль моделей в науке.

32. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации.

33. Общая характеристика естествознания. Эпистемологические особенности естественнонаучного знания.

34. Фундаментальные науки, их особенности. Характер их связи с прикладными науками.

35. Специфика математического знания. Особенности его эпистемологического основания.

36. Понятие математической структуры. Исторически первые математические понятия. Аксиоматический метод в построении математического знания.

37. Эмпирический и теоретический уровни естественнонаучного знания, их характеристика и соотнесенность.

38. Историография естествознания: «донаучный» и «научный» этапы его развития.

39. Древнегреческая наука о природе и ее достижения, виднейшие представители. Космоцентризм как основа древнегреческого теоретического знания.

40. Средневековая наука и теология. Религиозные представления о мире. Развитие ремесел в средневековый период и их значение в становлении научного знания.

41. Гуманизм и антропоцентризм культуры эпохи Возрождения как предпосылки современного естествознания (Леонардо да Винчи, Николай Кузанский, Коперник, Бруно).

42. Становление механики. Разработка экспериментального метода (Галилей, Декарт, Паскаль, Торричелли, Бойль, Ньютон). Механистическая картина мира.

43. Физические и химические идеи эпохи Просвещения XVIII в. (представления об электрической и магнитной жидкостях, теплороде. флогистоне и т.п.).

44. Становление биологической науки. Разработка научной систематики живой природы в XVIII в.

45. Наука и техника ХIХ в. Великие естественнонаучные открытия, их мировоззренческое и культурное значение. Формирование технических наук. Разработка промышленной технологии. Становление диалектической методологии научного познания.

46. Особенности методологии развития классического естествознания и ее кризис на рубеже ХIХ-ХХ вв. своеобразие «научной революции» в естествознании этого периода.

47. Общая характеристика неклассического естествознания. Его характерные методологические особенности. Принцип дополнительности и его мировоззренческое значение.

48. Социальная детерминация естественнонаучного знания в середине ХХ в. Превращение науки в непосредственную производительную силу общества в условиях научно-технического прогресса.

49. Естествознание и гуманизм.

50. Социально-гуманитарные последствия научно-технической революции ХХ в.

51. Феномен математического постижения действительности.

52. Исторические этапы развития математики: от Древности к современности.

53. Научные революции и их влияние на развитие математики. Закономерности развития и философские концепции математики.

54. Философско-методологические и исторические проблемы математизации науки.

55. Философские проблемы физики: сущность, специфика, функции.

56. Физика в системе естественнонаучного и социогуманитарного знания.

57. Проблемы детерминизма и индетерминизма в физике.

58. Познание сложных систем и физика.

59. Концепция «расширяющейся» Вселенной: современные дискуссии.

60. Философские проблемы технических наук: предмет, сущность, основные проблемы.

61. Взаимоотношение науки и техники: единство, автономность и основные концепции.

62. Философские проблемы информатики.

63. Специфика философии химии. Взаимосвязь химии с другими науками;

64. Концептуальные системы химии, их эволюция.

65. Физикализация химии: этапы, тенденции, проблемы.

66. Развитие представлений о биосфере и ноосфере.

67. География и экология. Географические аспекты современных экологических проблем.

68. Предмет философии биологии и его эволюция, место и роль биологии в системе научного познания.

69. Понятие жизни и проблема ее происхождения в современной философии. Многообразие подходов к определению феномена «жизни».

70. Принципы развития в биологии, проблема биологического процесса.

71. Биология и формирование современной эволюционной картины мира. Эволюционная этика: ее сущность и проблематика.

72. Проблема системной организации в биологии. Проблема детерминизма в биологии.

73. Влияние современных биологических исследований на культуру. Биоэтика, ее сущность и проблематика.

74. Предмет экофилософии. Превращение экологической проблематики в доминирующую мировоззренческую установку современной культуры.

75. Человек и природа в социокультурном измерении. Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы.

76. Предмет и задачи социальной экологии.

77. Экологические основы хозяйственной деятельности (специфика и особенности хозяйственной деятельности человека, ее основные этапы).

78. Экологические императивы современной культуры. Сущность современного экологического кризиса и пути его преодоления.

79. Предмет философии медицины, ее цели, задачи и основные проблемы.

80. Философские проблемы медицины. Системный подход в медицине. Медицина и социально-биологические проблемы.

81. Общество как целостная система. Детерминистские и функционалистские интерпретации социальной действительности.

82. Социальные отношения и природа социальных институтов. Государство как важнейший институт политической системы общества.

83. Общественное сознание. Многообразие форм общественного сознания. Общественное сознание и духовная культура общества.

84. Язык и культура. Функции языка.

85. Социальная свобода и историческая необходимость в деятельности людей.

86. Формирование культа научного разума и сциентистского мировоззрения в эпоху Просвещения.

87. Становление и развитие социальной и гуманитарной науки в Х1Х веке ( Г. Спенсер, О. Конт, К. Маркс, Ф. Энгельс, Э. Дюркгейм).

88. Актуализация гуманитарных наук в неокантианской философии (В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Э. Кассирер).

89. Значение теории «идеальных типов» М. Вебера в развитии методологического основания социальных и гуманитарных наук.

90. Постнеклассическая наука, ее сущность и общие принципы.

91. Становление неклассической научной парадигмы. Теория относительности, квантовая механика и их научно-философское значение.

92. Синергетическая концепция современного естествознания и ее фундаментальное методологическое значение.

93. Глобальный эволюционизм и идея коэволюции природы и человечества.

94. Истина и ценность в научном познании.

95. Этика ученого. Этос современного научного знания.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Зарождение земледелия и растениеводства в Древнем мире и народные средства защиты растений;

2. Периоды развития ботаники. «Системы природы» К. Линнея, значение бинарной номенклатуры растений.

3. Учение о растительных сообществах. Работы В. И. Вернадского о биосфере. Теория биогеоценозов В. Н. Сукачева.

4. Формирование учения о почвах и повышении их плодородия в ХIХ-начале ХХ вв.

5. Становление научных основ отечественной агрономии к началу ХХв.

6. Вклад в науку основоположников отечественного почвоведения П. А. Костычева, В. В. Докучаева, Н. М. Сибирцева.

7. Зарождение лесоведения в трудах Н.С. Мордвинова, Г. Ф. Морозова.

8. Развитие селекции в отечественном растениеводстве.

9. Становление и развитие отечественного лесоводства и агролесомелиорации.

10. Концептуальные системы химии как ступени ее исторического развития.

11. Концепция самоорганизации как основа объяснения поведения химических систем.

12. Концепция универсального эволюционизма.

13. Философские проблемы формирования информационной цивилизации.

14. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития.

15. Синергетика и прогнозы будущего.

16. Соотношение научно-технического прогресса и духовного развития человечества.

17. Человек в информационном мире и проблемы становления гуманистического общества.

18. Познание и творчество: проблема формирования нового знания.

19. Концепции самоорганизации: становление нового образа мышления.

20. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации.

21. Современные естественнонаучные теории пространства и времени и их философское значение.

22. Современная наука о материи и ее структуре.

23. Порядок и хаос в развитии природных систем.

24. Экологический вызов и устойчивое развитие.

25. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

26. Проблемы развития техногенной цивилизации.

27. Результаты исследований Гиппократа, Галена, И.М.Сеченова, А.А.Ухтомского, И.П.Павлова.

28. Формирование научных основ селекции животных.

29. Становление зоотехнии как науки.

30. Роль прогрессивных технологий в формировании пород скота.

31. О развитии животноводства в России до ХХ века.

32. История развития учения об основном обмене веществ.

33. Научные труды И.М.Сеченова – основателя русской физиологии.

34. Развитие селекции в отечественном животноводстве.

35. Формирование и развитие основ отечественной зоотехнической науки.

36. Зарождение ветеринарии в Древнем Востоке.

37. Инженерные исследования и проекты Леонардо да Винчи. Галилео Галилей и инженерная практика XV1 в.

38. Техническая практика и ее роль в становлении экспериментального естествознания в XVIII в.

39. Гидротехника и становление механики жидкости в XVIII в.

40. Истоки развития теоретических основ теплоэнергетики и теплотехники в России в XVIII в.

41. История создания и производства двигателей внутреннего сгорания.

42. Исторические этапы развития теоретических основ мелиорации.

43. Исторические этапы развития теории земледелия, орошения и осушения в России .

44. Развитие математического аппарата в электротехнике в конце XIX – в первой трети ХХ века.

45. Исторический характер познавательного процесса.

46. Стиль научного мышления как характерная черта научных школ и традиций.

47. Структура научно-теоретического знания, его основные элементы.

48. Структурно-аналитические основы научного познания (единичное и общее, необходимость и случайность, содержание и форма).

49. Эволюционно-аналитические основы научного познания (причина и следствие, возможность и действительность, сущность и явление).

50. Феномен математического постижения действительности.

51. Причины и истоки возникновения математических знаний.

52. Философские проблемы пространства и времени.

53. Проблема объективности в современной физике.

54. Проблема генезиса нашей Вселенной.

55. Концепция «расширяющейся» Вселенной: современные дискуссии.

56. Космос и глобальные проблемы техногенной цивилизации.

57. Человек и геоистория. Проблема происхождения жизни.

58. Глобальный эволюционизм и идея коэволюции природы и человечества.

59. Истина и ценность в научном познании.

60. Сциентистские и антисциентистские тенденции в современном общественном сознании.

Вопросы для тестирования:

1. Виднейшие представители эллинистической науки:

а) Парменид, Эмпедокл, Антисфен;

б) Апполоний, Евклид, Архимед:

в) Гиппократ, Гераклит, Демокрит

2. Самая крупная библиотека античного мира находилась:

а) в Эфесе;

б) в Риме;

в) в Александрии

3. Христианская идеология

а) сыграла в становлении науки отрицательную роль;

б) рассматривала науку как богоугодное дело;

в) занимала по отношению к процессу становления научного знания

нейтральную позицию

4. В каком веке произошла научная революция, положившая начало современной науке:

а) в 4 в. до н. э.;

б) в ХIV в.

в) в XVII в.

5. Нововременная наука была нацелена на поиск:

а) субстанциальных основ всех явлений и процессов;

б) смысла всех вещей и процессов;

в) функциональных зависимостей вещей и процессов

6. С именем какого ученого связано начало процесса формирования современной естественно-научной парадигмы:

а) Кеплера;

б) Фарадея;

в) Коперника;

д) аль-Газали.

7. Какими понятиями описывается нелинейная динамика самоорганизующихся систем:

а) аттрактор, бифуркация, диссипация;

б) сублимация, детерминация;

в) аннигиляция, фрагментация.

8. Кто автор термина «синергетика»:

а). Стенгерс;

б) Хакен;

в) Шредингер

г) Хайдеггер

9. Как называется наука, исследующая процессы космической эволюции:

а) космогония;

б) космология;

в) астрология

10. Согласно П. Фейерабенду, наука является:

а) единственной формой познания;

б) искусство, религия, миф также являются формами познания

11. Т. Кун и И. Лакатош, рассматривали процесс развития научного знания:

а) с позиции кумулятивизма;

б) с позиции эволюционизма

в) как процесс диалектического взаимодействия количественных и качественных изменений научного знания

12. Наука как особый вид духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности;

б) средневековья;

в) Возрождения;

г) Нового времени.

13. Кто из перечисленных философов признавал решающую роль познания в человеческой жизнедеятельности?

а) Кант;

б) Бергсон;

в) Ницше;

г) Фрейд.

14. Кто из перечисленных философов отрицал решающую роль познания в человеческой деятельности?

а) Кант;

б) Гегель;

в) Ницше;

г) Ясперс.

15. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:

а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

б) значимая информация в аспекте деятельности;

в) объективная реальность, данная в сознании субъекта;

г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

16. Агностицизм в философии понимается как:

а) рассмотрение процесса познания;

б) сомнение в возможности познания;

в) признание возможности познания;

г) отрицание возможности познания.

17. В современной гносеологии объект познания :

а) существует «сам по себе»;

б) противостоит субъекту познания;

в) зависит от концептуальной системы субъекта познания;

г) является частью самопознающего субъекта.

18. В современной гносеологии субъект познания – это:

а) абстрактный индивид;

б) реальный ученый или философ;

в) технические средства;

г) коллектив мыслителей.

19. Какие особенности познания не являются критериями научности?

а) свобода от предвзятости;

б) методологическая рефлексия;

в) опытная проверяемость;

г) вера в авторитеты.

20. Какой метод не относится к эмпирическому уровню научного познания?

а) формализация;

б) измерение;

в) сравнение;

г) эксперимент.

21. Какой метод не относится к теоретическому уровню научного познания?

а) эксперимент;

б) формализация;

в) гипотетико-дедуктивный метод;

г) аксиоматический метод.

22. Кто из античных мыслителей считал числовые отношения ключом к пониманию мироустройства?

а) Фалес;

б) Архимед;

в) Пифагор;

г) Аристотель.

23. Кто из античных мыслителей является основоположником логики?

а) Зенон;

б) Сократ;

в) Платон;

г) Аристотель.

24. Кто был изобретателем печатного станка в Европе?

а) Н.Кузанский;

б) И.Гутенберг;

в) У.фон Гуттен;

г) Т.Кампанелла.

25. Кто был автором гелиоцентрической системы?

а) Г.Галилей;

б) Н.Коперник;

в) Д.Бруно;

г) И.Кеплер.

26. Какой ученый открыл принцип инерции?

а) Г.Галилей;

б) И.Кеплер;

в) И.Ньютон;

г) Н.Коперник.

27. Какой ученый разработал классическую механику как целостную систему знаний?

а) Г.Галилей;

б) И.Кеплер;

в) И.Ньютон;

г) Н.Коперник.

28. Кто был создателем электродинамики?

а) И.Ньютон;

б) Д.Максвелл;

в) Ч.Лайель;

г) Б.Паскаль.

29. Какой ученый первым открыл принцип эволюции живой природы?

а) Ж.Кювье;

б) Ч.Дарвин;

в) Ж.Б.Ламарк;

г) Ч.Лайель.

30. Какой ученый открыл материальные факторы, причины и движущие силы эволюции органического мира?

а) Ж.Кювье;

б) Ч.Дарвин;

в) Ж.Б.Ламарк;

г) Ч.Лайель.

31. Кто был создателем теории клетки?

а) Ч.Лайель;

б) Ж.Кювье;

в) Т.Шванн;

г) М.Планк.

32. Кто открыл закон сохранения и превращения энергии?

а) М.Фарадей;

б) А.-М. Ампер;

в) Ю.Майер;

г) Г.Ом..

33. Кто открыл электрон?

а) М.Планк;

б) Э.Резерфорд;

в) Д.Томсон;

г) М.и П.Кюри.

34. Кто был создателем специальной и общей теории относительности?

а) М.Борн;

б) В.Гейзенберг;

в) А.Эйнштейн;

г) Л.де Бройль.

35. Кто был разработчиком концепции ноосферы?

а) В.В.Докучаев;

б) В.И.Вернадский;

в) Ж.-Л.Агассис;

г) Л.М.Мечников.

36. Какой ученый открыл законы наследственности?

а) Ф.Крик;

б) М.Уилкинс;

в) Г.Мендель;

г) К.Лоренц.

37. Выделите метод познания, который относится только к теоретическому уровню:

а) наблюдение;

б) анализ;

в) измерение;

г) эксперимент.

38. Выделите метод познания, который применяется только на эмпирическом уровне:

а) восхождение от абстрактного к конкретному;

б) синтез;

в)абстрагирование;

г) эксперимент.

39. Какое суждение с современной философской точки зрения верно?

а) цель оправдывает средства;

б) основа мира — это число и гармония;

в) материя и сознание — две основы бытия;

г) все наши знания — только гипотезы и таковыми останутся.

40. Онтологическим принципом средневековой философии является:

а) рационализм;

б) креационизм;

в) откровение;

г) формализм.

43. В средневековой философии в споре об универсалиях номиналисты утверждали:

а) идея общего (понятие) предшествует вещи;

б) идея вещи не соответствует материальному воплощению;

в) идея идентична вещи, а «имена после вещей»;

г) реальны лишь единичные вещи.

44. Индукция — это понятие, означающее в философии:

а) метод психологического воздействия;

б) метод мышления, построенный на переходе от общего к частному;

в) метод мышления, построенный на переходе от частного к общему;

г) метод всеобщего познания.

45. Рационализм — это понятие, означающее в философии:

а) область математики;

б) научное знание вообще;

в) теоретическое познание, основанное на разуме;

г) опытное знание.

46. Представителем эмпиризма в философии Нового времени

а) Бэкон;

б) Декарт;

в) Спиноза;

г) Лейбниц.

47. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит метафизическому материализму:

а) сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени;

б) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества;

в) сознание — это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;

г) сознание — божественный дар человеку.

48. Что означает время как философская категория:

а) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемом нашим разумом;

б) время — текущая длительность, в которой все возникает и исчезает;

в) время — это форма существования материальных объектов характеризующаяся последовательностью и длительностью;

г) время — это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.

49. Что характеризует пространство как философскую категорию:

а) пространство — бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю;

б) пространство — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом;

в) пространство — всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей;

г) пространство — это не реальность мира явлений, а способ, которым мы воспринимаем вещи.

50. Что такое диалектика:

а) искусство ведения спора;

б) представление о вечном становлении мира;

в) универсальная теория и метод познания мира;

г)учение о противоречиях.

51. Что такое метафизика:

а) другое название философии;

б) отрицание развития;

в) признание развития за счет внешнего толчка;

г) теоретическая физика.

52. Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития:

а) К. Маркс;

б) У. Ростоу;

в) Н. Данилевский;

г) А. Тойнби.

53. Что такое система:

а) рядоположенность предметов любой природы;

б) порядок в расположении предметов одного типа;

в) любая совокупность элементов;

г) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.

54. Что такое цивилизация с точки зрения системности:

а) совокупность предметов материальной культуры;

б) общество, развитие которого определяется техникой;

в) общество, имеющее свою специфическую культуру;

г) надкультурное образование, связанное едиными принципа жизнеустройства.

55. Чем вызван кризис современной цивилизации:

а) развитием науки;

б) отсутствием разумной стратегии развития общества;

в) дефектами социальной системы;

г) научно-техническим прогрессом.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

1. Берков, В. Ф. Философия и методология науки: учеб. пособие / В. Ф. Берков. – М.: Новое знание, 2004. -336с.

2. Биогеография: учеб. пособие для вузов / Г. М. Абдурахманов [и др.]; под ред. Г. М. Абдурахманова. –М.: Академия, 2003. -480с.

3. Биологическая химия: учеб. пособие для вузов / Ю. Б. Филиппович [и др.]; под. ред. Н. И. Ковалевский. –М.: Академия, 2005. -256с.

4. Биологические основы сельского хозяйства: учебник для вузов / И. М. Ващенко [и др.]; под ред. И. М. Ващенко. – М: Академия, 2004. -544с.

5. Биология: учебник для вузов / В. Н. Ярыгин [и др.]; под. ред. В. Н. Ярыгина. –М. Высшая школа, 2004. -334с.

6. Биотехнология: учебник для вузов / И. В. Тихонов [и др.]; под ред. Е. С. Воронина. –СПб.: ГИОРД, 2005. -792с.

7. Бряник, Н.В. Введение в современную теорию познания: Учеб. пособие / Н.В.Бряник.-М.: Академический Проект, 2003.- 288 с.

8. Бучило, Н.Ф., Исаев, И.А. История и философия науки: учеб. пособие/ Н.Ф. Бучило, И.А. Исаев. – М.: Проспект, 2009.- 432 с.

9. Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук / В.Г. Горохов. - М.: Высшая школа, 2007. -395с.

10. Ивин, А. А. Современная философия науки. /А. А. Ивин. – М.: Высшая школа, 2005. -375с.

11. Канке, В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь / В.А. Канке. – М.: Издательство «Омега-Л», 2008. – 328 с.

12. Котенко, В. П. История и философия классической науки: учеб. пособие / В.П. Котенко. – М.: Академический Проект, 2005. -480с.

13. Кохановский, В. П. Основы философии науки: учеб. пособие для аспирантов / В. П. Кохановский. -3-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 608с.

14. Лебедев, С.А. Философия науки: словарь основных терминов. / С. А. Лебедев. - М.: Академический Проект, 2004. - 436с.

15. Лось, В. А. История и философия науки. Основы курса: учеб. пособие / В. А. Лось. -М.: Дашков и К, 2006. -389с.

16. Системный подход в современной науке. / И. К. Лисеев [и др.]; под ред. И. К. Лисеева. - М., Академия, 2004. -407с.

17. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник для аспирантов и соискателей / под ред. В. В. Миронова. - М.: Гардарики, 2006. – 639с.

18. Социальная философия: Словарь / сост. и ред. В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 624 с. – («Summa»).

19. Степин, В. С. Философия науки. Общие проблемы / В. С. Степин. – М.: Академический Проект, 2004. -465с.

20. Тимофеева, С. С. Основы современного естествознания и экология: уч. пособие / С. С. Тимофеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 356с.

21. Философия математики и технических наук : учеб. пособие для вузов / под. ред. проф. С.А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2007. – 779 с. – («Gaudeamus»).

22. Философия науки и техники: конспект лекций для адъюнктов и аспирантов / К.Н. Хабибуллин, В.Б. Коробов, А.А. Луговой, А.В. Тонконогов. – М.: Высшее образование, 2008. – 192 с.

23. Философия науки: учеб. пособие для аспирантов и соискателей / под ред. Т. П. Матяша. –Ростов н/Д: Феникс, 2006. -496с.

24. Философия науки: учеб. пособие для вузов / С. А. Лебедев [и др.]; под ред. С. А. Лебедева. – М.: Академический Проект, 2005. -736с.

В авторской редакции

Подписано в печать .

Усл. печ. л. 1. Тираж 100. Заказ

ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА «Нива»

Предмет и основные концепции современной философии науки. - student2.ru Предмет и основные концепции современной философии науки. - student2.ru 400002, Волгоград, пр. Университетский, 26.

Методические указания

Для подготовки магистров по дисциплине:

«Философия науки»

По направлениям:

110200 – Агрономия

110300 – Агроинженерия

110400 – Зоотехния

280400 - Природообустройство

Волгоград

ИПК «Нива»

 
  Предмет и основные концепции современной философии науки. - student2.ru

УДК 1:14

ББК 87

М-54

М54 Методические указания для подготовки магистров по дисциплине «Философия науки» / Сост. Е.М. Фрадлина, Л.Н. Шадрина, Ж.В. Рослякова, А.С. Разин. - Волгоградская ГСХА: Волгоград, 2010. – 24 с.

Методические рекомендации содержат:

а) темы семинарских занятий;

б) примерную тематику рефератов по дисциплине «Философия науки»;

в) примерный перечень вопросов для подготовки к зачету и экзамену по курсу «Философия науки»,

г) вопросы к тестовым заданиям.

д) список рекомендуемой литературы;

Рекомендовано для магистрантов, изучающих дисциплину «Философия науки», а также для преподавателей, слушателей факультета дополнительного образования и повышения квалификации ВГСХА, для поступающих в аспирантуру.

Рекомендовано методической комиссией экономического факультета ВГСХА от 26 ноября 2009 г., протокол № 3 .

УДК 1:14

ББК 87

© Фрадлина Е.М., Л.Н. Шадрина,

Ж.В. Рослякова, А.С. Разин, 2010.

© ИПК ФГОУ ВПО ВГСХА «НИВА», 2010

ВВЕДЕНИЕ

Социокультурная ситуация, сложившаяся в современном мире, характеризуется качественными изменениями происходящими в различных сферах общественной жизни. Глубинные сдвиги, происходящие в мировоззрении современного человечества, служат импульсом для обновления идеалов, норм и методов научного исследования, для уточнения критериев научности, статуса и роли научного знания в системе различных ненаучных мыслительно-духовных форм и практик.

Зарождающейся новый синтез науки и философии, вызванный как внутренними процессами эволюции научного знания, так и необходимостью соответствовать реалиям зарождающейся информационной цивилизации, неразрывно связан с обеспечением выживаемости человечеств<

Наши рекомендации