Проблемы измерения психологических характеристик девиантного поведения.
Стендовый доклад. Вологда. Центр гуманитарных исследований и консультирования "Развитие". Орел А.Н.
В определении девиантного поведения мы придерживаемся общепринятого понимания отклоняющегося (девиантного) поведения как деятельности человека, системы поступков, не соответствующих установившимся в данном обществе нормам, стереотипам, образцам.
Проблема исследования психологического содержания девиантного (отклоняющегося) поведения является весьма актуальной. Особенно мало разработанной является проблема диагностики психологического содержания отклоняющегося поведения подростков. И соответственно острым является дефицит психодиагностических методик, направленных на анализ психологического содержания девиантного поведения подростков, особенно учитывающих различия связанные с полом испытуемых.
Для взрослой популяции разработаны как проективные методики, тест-опросники и другие психодиагностические инструменты, позволяющие, хотя бы косвенно, изучать различные психологические характеристики отклоняющегося поведения. Но в большинстве своем такого рода методики направлены либо на диагностику клинико-психологических феноменов, либо носят универсально-личностную диагностическую направленность.
Из существующих и активно используемых методик, позволяющий в той или иной мере диагностировать психологическое содержание девиантного поведения необходимо упомянуть патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) Личко А.Е., методику 16 факторного исследования личности Р.Кеттелла, ряд дополнительных шкал MMPI, опросник Басса-Дарки, тест-руки, тест Люшера, тест С.Розенцвейга, ТАТ и САТ, тест Роршаха, тест Сонди, СОП.
Главной проблемой является то, что как мы уже указывали, вышеперечисленные методики позволяют либо косвенно, либо частично изучать весь комплекс психологических характеристик девиантного поведения.
Для диагностики некоторых аспектов отклоняющегося поведения подростков, правда, существуют специализированные психодиагностические методики. Такие как, например, опросник по выявлению особенностей мотивации потребления алкоголя подростками (модификация методики МПА В.Д.Завьялова) или показатель делинквентности в ПДО. Патохарактерологический опросник, разработанный А.Е.Личко, наиболее полно позволяет диагностировать психологические характеристики девиантного поведения, но и он ориентирован на клиническую область применения, клинические феномены и направлен, в первую очередь на изучение характерологических черт личности, а не непосредственно той психологической реальности, которая стоит за феноменом отклоняющегося поведения. Кроме того, по ряду психометрических характеристик он не соответствует требованиям, предъявляемым к психодиагностическим методикам этого класса в настоящее время и не является тест-опросником в строгом смысле этого слова.
***
Измерение в психологии традиционно связывают с использованием тест-опросников и инструментария психометрики в целом. Некоторые процедуры соотнесения числовых систем или измерительных шкал и психологических характеристик девиантного поведения (что собственно и является определением измерения в психологии) используются и в частично стандартизованных проективных психодиагностических методиках. При исследовании феномена девиантного поведения вполне правомерно использовать экспериментальные планы, связанные с процедурами дисперсионного анализа. Наконец при исследовании поведенческих характеристик девиантной личности, социальных установок, социальных норм и стереотипов, декларируемых ценностей и мотивировок часто используется социологический инструментарий: анкеты, стандартизованное интервью, экспертные оценки, наблюдение по заданным параметрам со стандартизованной процедурой регистрации поведенческих проявлений.
В данном сообщении ниже мы подробнее рассмотрим проблемы использования измерительных процедур, возникающие при использовании тест-опросников на примере методики диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП). Разработчиками методики СОП предпринята попытка конструирования психодиагностической методики, охватывающей комплекс взаимосвязанных проявлений отклоняющегося поведения подростков, направленной непосредственно на анализ психологической реальности, скрывающейся за девиантными поведенческими проявлениями, в частности, такого аспекта как личностные и социальные установки подростков в сфере отклоняющегося поведения. Методика предполагает учет и коррекцию фактора социальной желательности в ответах испытуемых. Реализована в форме тест-опросника, представляющего набор специализированных психодиагностических шкал.
***
Охарактеризуем проблемы, которые на наш взгляд возникают при измерении психологических характеристик девиантного поведения, а также некоторые способы их решения.