Категория «бытие» и ее роль в философии. Признаки бытия.
В процессе осмысления мира философия формирует фундаментальные понятия – категории, фиксирующие наиболее существенные свойства и отношения действительности.
Категорией, с которой начинается это осмысление, является «бытие» - понятие, которое охватывает все существующее и выражающее единственное свойство чего-либо или кого-либо – быть, существовать.
Категория «бытие» основывается на признании того очевидного факта, что весь мир существует. Существует не только чувственно воспринимаемый мир, но и мир духовных явлений: мысли, чувства, переживания, идеи, теории, фантазии, мифы и т.д.
В более узком значении категория «бытие» обозначает объективную реальность.
Как исходная категория философии, «бытие» является предпосылкой постановки и осмысления кардинальных философских проблем, формирования важных категорий.
Категория бытия в философии выступает в качестве предшествующей всему объяснительной причины мира.
Осмысление бытия началось с идеи о том, что «за всей изменчивостью и множественностью мира необходимо должно стоять нечто единое и неразрушимое. …Впервые в рамках европейской традиции этот подход к пониманию мира был развит Парменидом в его концепции неизменного бытия» (И.В.Иванов, В.В.Миронов. Университетские лекции по метафизике, С. 190).
Облако, камень, роза, мысль – на первый взгляд между ними нет ничего общего. «Это совершенно разные вещи и процессы в мире, принадлежащие, казалось бы, к непересекающимся фрагментам окружающей нас реальности». Однако, «во всем этом разнообразии есть и нечто общее, объединяющее все вышеназванные вещи и процессы, а именно: …обладают одним безусловно общим свойством – они есть, они существуют, обладают некоторым бытием» (Там же, с. 191).
«Бытие – это наиболее общее свойство всех вещей».
«Бытие – это нечто тождественное во всех различных вещах и явлениях».
Онтология формируется как первая область философии. Это связано с тем, что онтология решала и решает ряд ключевых мировоззренческих вопросов.
«Человек всегда задумывался над тем, что такое мир, является ли он неизменным или находится в состоянии перманентного развития и обновления? Если он развивается, то существуют ли объективные закономерности такого развития, его общий смысл и цели? …Является ли мировое бытие закономерно упорядоченным и целостным или же оно представляет собой хаос, лишенный всякой структурной организации? Что лежит в основе мира: возник ли он естественным путем или представляет собой акт божественного творения? Единственен ли наш мир или есть иные, отличные от нашего миры, устроенные по другим законам?» (И.В.Иванов, В.В.Миронов. Университетские лекции по метафизике, С. 189).
Онтология – раздел философии, предметом которого является бытие как таковое, его фундаментальные принципы, формы и свойства.
Проблемы, категории и принципы онтологии являются основой постановки и решения проблем гносеологии, социальной философии, философской антропологии и других разделов философского знания.
Бытие существует во времени и пространстве. Оно вечно во времени и бесконечно в пространстве. Признание существования бытия во времени приводит к размышлениям об изменчивости различных форм бытия, к разработке категорий «изменение», «движение», «развитие».
Небытие и инобытие
«Бытие – небытие». Исторически и логически человеческая мысль начинается с этих категорий.
Небытие является противоположностью бытия. Категория «небытие» означает отсутствие существования.
Отдельные проявления бытия (элементарные частицы, растения, животные, человеческие цивилизации и проч.) рождаются и гибнут, возникают из небытия и возвращаются в небытие.
Поэтому принято говорить о взаимопереходах бытия и небытия, нечто в ничто.
В то же время ни одна вещь, явление или процесс не возникает из ничего и не превращается в ничто. Они переходят в иные формы бытия, в инобытие.
Происходят взаимопревращения элементарных частиц, природных явлений, на обломках погибших цивилизаций возникают новые цивилизации.
Поэтому небытие относительно. В абсолютном смысле существует только бытие, хотя формы его существования различны. Это бытие вещей, свойств и отношений неживой и живой природы, бытие человека и бытие общества, материальных предметов и их идеальных образов: представлений, понятий, теорий.
«…Один и тот же предмет может существовать в различных формах, как бы обладать бытием и тем, что может быть названо инобытием». (Там же, с. 192).
«…Все вещи и явления в мире рождаются из небытия и уходят в небытие» (Там же, с. 192).
В семечке уже присутствует в определенной форме своего бытия будущее дерево. «С другой стороны, какое-то событие уже прошло, стало небытием (вроде Второй мировой войны), но оно продолжает оказывать воздействие на настоящее, как бы неотразимо присутствовать в нем» (Там же, с. 192).
«Каков же онтологический статус такого своеобразного присутствия в настоящем явлений будущего, которых еще нет, и явлений прошлого, которых уже нет? Эта проблема заставила уже Аристотеля четко различать бытие потенциальное и бытие актуальное со всем непростым спектром отношений между ними» (Там же, с. 192).
Диалектика бытия и небытия наиболее ярко проявляется в феноменах жизни и сознания.
«…Из биологии и физиологии хорошо известно, что сам факт нашей жизнедеятельности невозможен без перманентного процесса отмирания старых клеток организма и замены их новыми.
Феномен же нашей сознательной жизни – это во многом дар забвения, очищения сознания от избыточной и ненужной информации, препятствующей творческому мышлению» (Там же, с. 192).
Основные формы бытия
Осмысление бытия человека приводит к признанию его раздвоенности на тело и душу, физическое и психическое, материальное и идеальное, к проблеме их соотношения.
Разнообразие элементов мира – это многообразие форм бытия.