V.4. 1. Зачем нужны примечания
Есть весьма распространенная теория, согласно которой изобилие сносок не только в дипломах, но и в книгах являет собой проявление начетничества, снобизма и желания пустить пыль в глаза. Да, конечно, отдельные пишущие злоупотребляют примечаниями, чтоб придать важность своей работе, и перегружают сноски ненужными сведениями, порою беззастенчиво грабя подручные критические источники. Но если отвлечься от таких крайностей, примечания, употребляемые в меру и со вкусом, необходимы и полезны. Что значит «в меру и со вкусом» — нельзя сказать, это зависит от характера диплома. Покажем на примерах.
а) Примечания указывают источник цитаты. Если источники
вписывать внутрь текста, будет трудно читать. Разумеется, есть спо
соб передавать эту информацию и без сносок (см. раздел V.4.3 о
системе автор-дата). Однако и подстрочные примечания прекрас
но подходят для этого. Примечание-ссылка на библиографию л у ч -
ше смотрится в подстрочном виде, нежели в затекстовом (то есть
в конце главы или в конце диплома), так как дает возможность
единым взглядом охватить и что говорится и о ком говорится.
б) Примечания отсылают к дополнительным источникам, под
крепляющим вашу мысль: «см. по этой теме также такую-то рабо
ту». В этом случае тоже лучше размещать их внизу страницы.
в) Примечания указывают параллельные места в вашей соб
ственной работе и в чужих работах: для этого в начале приме
чания ставят «cfr.» или «ср.» и приводят ссылку на соответствую
щий перекликающийся пассаж. Можно вставлять «cfr.» или «ср.»
и непосредственно внутрь основного текста (этот принцип при
менен на страницах книги, которую вы сейчас читаете).
г) В примечаниях подтверждаются мысли, высказанные в
основном тексте. Приводятся цитаты — дополнительные аргу
менты, которые не хочется вставлять прямо в текст, чтоб не сби
ваться с основного рассуждения 1.
1 «Любые важные сообщения, не являющиеся общепринятыми... должны подтверждаться доказательствами их достоверности. Доказательства могут помещаться и в тексте, и в постраничных сносках, и обоими способами сразу» (Campbell and Ballou, op. cit., p. 50).
V. Как писать текст
д) В примечаниях распространяются мысли текста1. Это
очень удобный способ, он позволяет убирать те периоды, кото
рые хотя полезны, но утяжеляют восприятие, поскольку либо уво
дят от главного разговора, либо повторяют уже сказанное. Снос
ка — наилучшее место для таких периодов.
е) В примечаниях корректируются идеи текста. Предполо
жим, вы уверены в собственной правоте, но знаете, что кое-кто с
вашими выводами может быть и не согласен. В таком случае хо
роша сноска-уточнение, сноска-полемика. В ней вы продемонст
рируете не только научную лояльность, но и способность смот
реть на себя со стороны2.
ж) Нужны примечания и для перевода тех слов, которые в
тексте понадобилось дать на иностранном языке. Или же, на
оборот, в сноске бывает полезно привести термин на языке ори
гинала.
з) Примечания служат, чтоб возвращать долги. Цитировать
книгу, откуда заимствована мысль, значит оплачивать счет. Ука
зывать автора, у которого взята идея или информация, значит воз
вращать долг. Порой, однако, выплачиваются проценты даже и
по менее бесспорным векселям: так, в порядке научной коррект
ности неплохо бы сообщать в примечании, скажем, что некото
рые высказываемые вами мысли не могли бы появиться, не про
чти вы такой-то вдохновившей вас книги, не побеседуй с ученым
коллегой таким-то.
1 Концептуальные сноски могут содержать и полемику с положениями тек
ста, и концепции развития положений текста. Например, Кэмпбелл и Баллоу (pp.
cit., p. 50) предлагают помещать в сноски: узкоспециальную полемику, частные
комментарии, описание принципов, второстепенную информацию.
2 В самом деле: провозгласив, до чего полезно употребление сносок, огово
рим, что как подчеркнуто и в руководстве Кэмпбелла и Баллоу (op. cit., p. 50)
«использование сносок в научной работе требует осторожности. Надо внимательно
следить, чтоб в примечания не переносилась принципиальная информация. Все,
что служит общей идее или сообщает основные сведения, должно стоять в ос
новном тексте». С другой стороны, как утверждают те же авторы (ibidem), «каж
дое подстрочное примечание обязано оправдывать свое существование». Мало
что так раздражает, как сноски, всунутые ради красоты, не добавляющие ничего
важного к данному конкретному рассуждению.
V.4. Подстрочные примечания
В то время как примечания типа а, б и в полезнее внизу страницы, примечания типа г — з могут отправляться и в конец главы и в конец работы, особенно если эти примечания длинные. В любом случае имейте в виду, что примечание не имеет права быть слишком длинным, иначе это уже не примечание, а приложение и в таковом качестве должно размещаться и нумероваться сзади текста книги. Будьте последовательны. Или все примечания давайте под строкой, или все примечания выносите за текст, или размещайте короткие под строкой, а те длинные, что выносятся за текст, оформляйте как приложения.
И не забудьте опять-таки, что при анализе неизменных источников, то есть одних и тех же книг одного и того же автора, одних и тех же страниц дневника или одной и той же коллекции рукописей, писем или документов, есть способ обойтись без примечаний: попросту перечислите в начале работы те аббревиатуры, которые будут отсылать к первоисточникам, и вставляйте отсылки в круглых скобках прямо в текст туда, где надо: (аббревиатура-символ источника плюс страница книги или документа). В разделе III.2.3 приведены правила цитирования классиков. Придерживайтесь этих правил. Дипломная работа о средневековом авторе, который цитируется по латинской патрологии Миня, должна содержать отсылки типа: (PL, 30, 231). Тем же образом оформляйте отсылки к таблицам, схемам, иллюстрациям, включенным в текст или в приложения за текстом.