V.4. 1. Зачем нужны примечания

Есть весьма распространенная теория, согласно которой изо­билие сносок не только в дипломах, но и в книгах являет собой проявление начетничества, снобизма и желания пустить пыль в глаза. Да, конечно, отдельные пишущие злоупотребляют приме­чаниями, чтоб придать важность своей работе, и перегружают сноски ненужными сведениями, порою беззастенчиво грабя под­ручные критические источники. Но если отвлечься от таких край­ностей, примечания, употребляемые в меру и со вкусом, необхо­димы и полезны. Что значит «в меру и со вкусом» — нельзя ска­зать, это зависит от характера диплома. Покажем на примерах.

а) Примечания указывают источник цитаты. Если источники
вписывать внутрь текста, будет трудно читать. Разумеется, есть спо­
соб передавать эту информацию и без сносок (см. раздел V.4.3 о
системе автор-дата). Однако и подстрочные примечания прекрас­
но подходят для этого. Примечание-ссылка на библиографию л у ч -
ше смотрится в подстрочном виде, нежели в затекстовом (то есть
в конце главы или в конце диплома), так как дает возможность
единым взглядом охватить и что говорится и о ком говорится.

б) Примечания отсылают к дополнительным источникам, под­
крепляющим вашу мысль: «см. по этой теме также такую-то рабо­
ту». В этом случае тоже лучше размещать их внизу страницы.

в) Примечания указывают параллельные места в вашей соб­
ственной работе и в чужих работах: для этого в начале приме­
чания ставят «cfr.» или «ср.» и приводят ссылку на соответствую­
щий перекликающийся пассаж. Можно вставлять «cfr.» или «ср.»
и непосредственно внутрь основного текста (этот принцип при­
менен на страницах книги, которую вы сейчас читаете).

г) В примечаниях подтверждаются мысли, высказанные в
основном тексте. Приводятся цитаты — дополнительные аргу­
менты, которые не хочется вставлять прямо в текст, чтоб не сби­
ваться с основного рассуждения 1.

1 «Любые важные сообщения, не являющиеся общепринятыми... должны под­тверждаться доказательствами их достоверности. Доказательства могут помещать­ся и в тексте, и в постраничных сносках, и обоими способами сразу» (Campbell and Ballou, op. cit., p. 50).

V. Как писать текст

д) В примечаниях распространяются мысли текста1. Это
очень удобный способ, он позволяет убирать те периоды, кото­
рые хотя полезны, но утяжеляют восприятие, поскольку либо уво­
дят от главного разговора, либо повторяют уже сказанное. Снос­
ка — наилучшее место для таких периодов.

е) В примечаниях корректируются идеи текста. Предполо­
жим, вы уверены в собственной правоте, но знаете, что кое-кто с
вашими выводами может быть и не согласен. В таком случае хо­
роша сноска-уточнение, сноска-полемика. В ней вы продемонст­
рируете не только научную лояльность, но и способность смот­
реть на себя со стороны2.

ж) Нужны примечания и для перевода тех слов, которые в
тексте понадобилось дать на иностранном языке. Или же, на­
оборот, в сноске бывает полезно привести термин на языке ори­
гинала.

з) Примечания служат, чтоб возвращать долги. Цитировать
книгу, откуда заимствована мысль, значит оплачивать счет. Ука­
зывать автора, у которого взята идея или информация, значит воз­
вращать долг. Порой, однако, выплачиваются проценты даже и
по менее бесспорным векселям: так, в порядке научной коррект­
ности неплохо бы сообщать в примечании, скажем, что некото­
рые высказываемые вами мысли не могли бы появиться, не про­
чти вы такой-то вдохновившей вас книги, не побеседуй с ученым
коллегой таким-то.

1 Концептуальные сноски могут содержать и полемику с положениями тек­
ста, и концепции развития положений текста. Например, Кэмпбелл и Баллоу (pp.
cit., p. 50) предлагают помещать в сноски: узкоспециальную полемику, частные
комментарии, описание принципов, второстепенную информацию.

2 В самом деле: провозгласив, до чего полезно употребление сносок, огово­
рим, что как подчеркнуто и в руководстве Кэмпбелла и Баллоу (op. cit., p. 50)
«использование сносок в научной работе требует осторожности. Надо внимательно
следить, чтоб в примечания не переносилась принципиальная информация. Все,
что служит общей идее или сообщает основные сведения, должно стоять в ос­
новном тексте». С другой стороны, как утверждают те же авторы (ibidem), «каж­
дое подстрочное примечание обязано оправдывать свое существование». Мало
что так раздражает, как сноски, всунутые ради красоты, не добавляющие ничего
важного к данному конкретному рассуждению.




V.4. Подстрочные примечания

В то время как примечания типа а, б и в полезнее внизу стра­ницы, примечания типа г — з могут отправляться и в конец гла­вы и в конец работы, особенно если эти примечания длинные. В любом случае имейте в виду, что примечание не имеет права быть слишком длинным, иначе это уже не примечание, а прило­жение и в таковом качестве должно размещаться и нумероваться сзади текста книги. Будьте последовательны. Или все примеча­ния давайте под строкой, или все примечания выносите за текст, или размещайте короткие под строкой, а те длинные, что выно­сятся за текст, оформляйте как приложения.

И не забудьте опять-таки, что при анализе неизменных источ­ников, то есть одних и тех же книг одного и того же автора, одних и тех же страниц дневника или одной и той же коллекции рукопи­сей, писем или документов, есть способ обойтись без примеча­ний: попросту перечислите в начале работы те аббревиатуры, ко­торые будут отсылать к первоисточникам, и вставляйте отсылки в круглых скобках прямо в текст туда, где надо: (аббревиатура-символ источника плюс страница книги или документа). В разде­ле III.2.3 приведены правила цитирования классиков. Придержи­вайтесь этих правил. Дипломная работа о средневековом авторе, который цитируется по латинской патрологии Миня, должна со­держать отсылки типа: (PL, 30, 231). Тем же образом оформляйте отсылки к таблицам, схемам, иллюстрациям, включенным в текст или в приложения за текстом.

Наши рекомендации