Определение, предмет, достоинство и цель метафизики.
В I рассуждении, озаглавленном "О природе первой философии или метафизики", Суарес останавливается на определении метафизики, затем указывает ее предмет, характеризует ее достоинство и формулирует ее цель. Суарес называет ее, вслед за Аристотелем, "первой философией»: "Метафизика есть совершеннейшая теоретическая наука и истинная мудрость, оперирующая наиболее общими и абстрактными понятиями". Согласно Суаресу, метафизика превосходит все прочие науки и является их основанием. Она существовала бы даже в том случае, если бы не было чисто духовных субстанций, ибо даже в этом случае существовали бы такие понятия, как добро, зло, истина, ложь, целое, часть и т.п. Предметом метафизики, согласно Суаресу, является реальное сущее. А все мысленные представления, которым не соответствует что-либо существующее в реальном мире, Суарес называет мысленное или воображаемое сущее.
Здесь Суарес использует неизвестное классической латыни прилагательное realis, образованное от существительного res (вещь). Т.о. словосочетание ens reale можно перевести как "вещественное сущее". Это "вещественное сущее", существующее независимо от познающего субъекта, но могущее быть познанным им, как раз является, согласно Суаресу, единственным адекватным предметом метафизики.
"Первое Сущее", т.е. Бог, также попадает в класс "реальное сущее", т.к. Бог существует не только в сознании верующих, но объективно (в этом Бог подобен всякой др объективно существующей вещи).
Следуя Аристотелю, Суарес утверждает, что целью метафизики является созерцание истины и что метафизика необходима для счастья человека, ибо счастье человека заключается в созерцании Бога и отделенных субстанций.
Понятие "сущее" как основное понятие метафизики Суареса.Слово ens - это причастие, образованное от глагола esse (быть). Концепция сущего, отмечает Суарес, не поддается точному определению, т.к. основными составляющими частями всякого определения являются родовой признак и видовое отличие, но в мире нет более общего понятия, чем понятие "сущее", ибо сущее объемлет все бытийствующее: от Бога до элементов.
Бог есть бесконечное сущее, в то время как всякое творение обладает лишь конечным бытием, ибо ни одно из творений не является причиной собственного существования. Конечность бытия, согласно Суаресу, не обязательно должна включать в себя "лишенность" (недостаток). Суарес и Фома Аквинский едины в том, что любое творение может иметь (или достичь) предназначенную ему от Бога полноту бытия, оставаясь при этом конечным. В творении, каким оно было первоначально создано Богом, не было примеси зла.
В отличие от Фомы Аквинского, Суарес избегает говорить о существовании как о сущности (essentia) или чтойности (quidditas) Бога. Сущность Бога Суарес усматривает в бесконечности Его бытия, т.е. в Его бесконечном совершенстве.
Синонимы и антонимы сущего.Суарес выделяет пять синонимов и шесть антонимов понятия "сущее". Здесь он, в основном, следует Фоме Аквинскому, утверждавшему, что сущее, истина и благо взаимообратимы. К синонимам сущего Суарес добавляет такие понятия, как единое (unum), нечто (aliquid) и вещь (res). Единое он понимает как есть синоним бытия.
Если "вещь", "нечто", "единое", "истина" и "благо" суть синонимы сущего, то антонимы: "не сущее", "нереальное", "ничто", "множественность", "ложь", "зло". Суарес считает "ложь", "зло" и т.п. выражающими идею небытия, лишенности или недостатка чего-либо, отсутствие должного совершенства.
"Метафизические рассуждения" Суареса имеют сходство с аксиоматическим построением, уже в рассуждении III ("Об общих свойствах сущего и началах его") постулируется наряду с синонимами сущего (вещь, нечто, единое, истина, благо), основное свойства сущего, а именно, что "ничто не может одновременно существовать и не существовать". Позднее Суарес введет второй постулат: "Все, что существует, существует от другого". Но второй постулат несправедлив применительно к необходимому сущему, т.е. Богу. Что же касается основного свойства сущего, то оно применимо и к Богу.