Феномен монашества. Антоний Великий. Роль каппадокийцев в оцерквлении монашества. Киновитское монашество. Пахомий великий.
Пока христианство ютилось в катакомбах, каждый христианин был сам себе священник, отшельник, многие вели жизнь аскетическую (христианство в этом плане многое переняло у стоиков), соблюдали безбрачие. После того как оно стало гос. религией, клир – то есть священнослужители – выстроились в иерархическую лестницу, в главе которой стоят наследники апостолов – епископы. Если раньше в городе было несколько христиан, то они могли называть себя епархией, а теперь епархией назывались все жители города. При этом массовость размывала как знания прихожан, так и искренность их веры, они не были такими же христианами, как их предшественники до Никейского Собора. Они стали мирянами – то есть верующими, крещеными и оглашенными, но не участвующими в священных таинствах непосредственно. Это было обмирщением церкви. Все это вызывало отторжение у искренне верующих, сознательных христиан, которые уходили от погрязшего в грехе мира в пустыню. Там они предавались очищающей аскезе и молитве, пытаясь мысленно соединиться с богом. Менее ревностные миряне относились к таким отшельникам с суеверным трепетом и уважением.
Египет стал образцом классического монашеского опыта. Здесь монашество возникло в 3 своих основных формах: отшельничество, скитское житие и общежитие. Отцом отшельнического монашества считается прп. Антоний Великий (251-356), который ок. 300 г. основал на горе Колизме движение анахоретов. Антоний стал образцом для подражания и вокруг него в пустыне сформировалась группа учеников-подвижников, живших отдельно друг от друга в своих скитах. Его ученики (прп. Павел Простой, прп. Исаак, прп. Сисой и др.) селились вокруг на значительном расстоянии и жили в строгом уединении. Они единодушно признавали его «аввой» - учителем общины. Такая община называлась «лаврой». Антония считают основателем православного монашества. Его младший друг, епископ Афанасий Великий Александрийский написал его житие, которое стало каноном для всего жанра и вызвало бесчисленное множество подражаний.
К югу от Александрии явились промежуточные формы между уединённым отшельничеством и общежитием. Здесь, ок. 320 г. авва Аммон († 340 г.) основал на Нитрийской горе колонию анахоретов, объединённую общим храмом. В 10 милях к югу от Нитрийской горы располагались одиночные кельи. А южнее, в глубине пустыни, называемой Скит (коптское "шиит" — "равнина"), таилось поселение строгих постников, основанное прп. Макарием Великим (300-391). Здесь жили хотя и в одиночестве, но на виду друг у друга.
В 320-х годах в самой южной части Египта появляются монастыри прп. Пахомий Великий (292-346) – это бывший жрец Сераписа и солдат, который стал основателем "общежительного (киновитского) монашества". «Киновий» (от греч. koinos bios — "совместная жизнь") - монастырь-общежитие, с регулярным уставом и совместным трудом. Григорий Великий был знаком с ним и обращался к его идеям в своих письмах и трудах обращенных к монашеству.
Первые монастыри Пахомия и др. представляли комплексы зданий, надёжно огороженные от внешнего мира. С самого начала они находились в оппозиции к официальной государственной Церкви. Пахомий даже запретил своим монахам принимать духовный сан, чтобы сохранить полную независимость от византийских епископов. Исключением был свт. Афанасий, который сам всегда находился в оппозиции к императорской Церкви. Именно Пахомий назвал Афанасия "отцом Православия". Вся пустыня носила Афанасия на руках и прятала его в своих недрах от солдат императора. Имперским же священникам не доверяли, поэтому на воскресную литургию пахомиевцы ходили в соседнее селение. А когда число их превысило 100 чел. построили у себя храм, но священника приглашали со стороны (по субботам и воскресеньям) и сразу же после службы отсылали прочь.
Всё это было настолько ново и необычно, что требовало божественной санкции. И такая санкция, конечно, была получена по откровению от ангела. Первоначальный Устав Пахомия — это, собственно "медная доска" с небольшим текстом. Впоследствии (по ходу устроения обителей) прп. Пахомий прибавлял к этой основе другие правила, регулирующие важнейшие стороны монастырской жизни. Итак, целью первоначальной монастырской жизни было духовное совершенство, выражающееся в созерцании Бога, а средством к тому служила умная молитва, предваряемая псалмопением. При этом был определен некий "рабочий минимум": утро, вечер и ночь освящались 12 молитвами, которые предварялись вслух произносимыми псалмами. Каждое такое псалмопение должно было занимать не менее часа, поэтому во время дневных трудов число молитв снижалось до 3.
Симеон Столпник (390-459) – основоположник стоплничества – неотлучное пребывание на столпе (башня или небольшая площадка на столбах), проводимое в молитвах и проповедях.
Тотальный отказ от человеческого способа существования, уход из мира, символическая смерть, мистически соединяющая с той «наднародной», надмирной и неотмирной Личностью, культ которой и есть основа христианского единства. Это была символическая «смерть для мира», сменившая во времена победившего христианства мученичество, действительную смерть, христиан гонимых.
Но уход от мира это, ведь, и уход от церкви как института, неучастие в обрядах и т. д. Восточные отцы, и раньше других Афанасий Великий, поняли значение и важность отшельничества, а равно необходимость удержать его под контролем церкви. Апологетическое «Житие св. Антония» Афанасия Великого стало первым сочинением такого жанра в христианской письменности, бравшим монашество под крыло церкви.