Философия, её предмет, функции и структура
Термин ввел Пифагор
Философия (греч.) – любовь к мудрости.
Философия – область знаний, которая формирует мировоззрение и является теоретическим ядром мировоззрения.
Философское знание– это максимально универсальное, всеохватывающее, основательное и фундаментальное знание.
Философия – поиск и ответы на фундаментальные вопросы человеческого бытия (В.А.Канке).
Предмет философии - мир как единое целое, в центре которого находится человек.
Мировоззренческая ф-я способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем.
Методологическая ф-я заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теор-я ф-я выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действит-ть, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действит-ти.
Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия
Аксиологическая ф-я (греч. axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др.
Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Структура современного философского знания:
Онтология (учение о бытии), гносеология (учение о познании), методология, философская антропология, социальная философия (философия истории), этика, эстетика, аксиология (учение о ценностях), философия науки, философия религии…)
Философия и мировоззрение
Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.
Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Философия - это теоретическое ядро М.
В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.
Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция ,но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.
В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающе отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.
“Жизнь идет к совершенству руководясь идеалом,- тем, что еще не сущ., но мыслится, воображается возможным к осуществлению. Действительность всегда суть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее, мы делаем это потому, что идеал воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас, мы имеем - создали в воображении - иной, лучший” - Горький.
Мировоззрение складывается под воздействием соц. условий, воспитания и образования. Его форм. начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека
Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем чел., уяснение различных форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др. форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода.