Философские взгляды французских материалистов (Ж.О. Ламетри, К.А. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах)
Жюльен Офре де Ламетри (1709-1751) Ламетри первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма. Согласно Ламетри, существует лишь единая материальная субстанция; присущие ей способности ощущать и мыслить обнаруживаются в «организованных телах»; состояние тела всецело обусловливает состояние души через посредство чувственных восприятий. Ламетри отрицал мнение Р. Декарта о животных как о простых автоматах, лишённых способности ощущения. Согласно Ламетри, человек и животные созданы природой из одной и той же «глины» и человека отличает от животных лишь большее количество потребностей и, следовательно, большее количество ума, ибо Ламетри признавал потребности тела «мерилом ума». Человеческий организм Ламетри рассматривает как самостоятельно заводящуюся машину, подобную часовому механизму.
В своих последних работах Ламетри подошёл к идеям эволюции, высказывая мысли о единстве происхождения растительного и животного мира, о постепенном совершенствовании материи и животного царства. Ламетри выдвинул предположение о существовании зоофитов — растений-животных, впоследствии подтвержденное наукой. Развивая точку зрения сенсуализма, Ламетри считал, что внешний мир отражается на «мозговом экране».
Клод Адриан Гельвеций (1715-1771) Мир материален, бесконечен во времени и пространстве, материя находится в постоянном движении. Мышление и ощущение являются свойствами материи, её наиболее сложными образованиями. Выступал против агностицизма и идеи божественного происхождения мира.
Гельвеций пытался создать «науку о нравственности». По его мнению, из двух чувств любви к удовольствию и отвращения к страданию, возникает третье чувство любви к себе. Именно любовь к себе он считал первичным импульсом всех действий человека. Любовь к себе порождает в свою очередь страсти, стремление к счастью и интересы.
Являлся сторонником учения о решающей роли среды в формировании личности, считал страсти человека главной движущей силой общественного развития.
В сфере политики и экономики выступал за полную ликвидацию феодальных отношений и феодальной собственности. Был сторонником просвещённого абсолютизма, поскольку считал республиканскую форму правления непригодной для больших государств.
Дени Дидро (1713-1784) В своих философских воззрениях он был материалистом. Отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц.
– стремление к добродетели. Мораль.воспитание развивает и укрепляет естественную «врожденную» добродетель,формирует высокие нравственные качества
Поль Анри Тири Гольбах (1723-1789)
Гольбах - крупнейший систематизатор мировоззрения французских материалистов 18 века. Он утверждал первичность и несотворимость материального мира, природы, сущ-щей независимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве. Материя, по Гольбаху, есть совокупность всех существующих тел; её простейшими, элемент-ными частицами являются неизменные и неделимые атомы, основные свойства которых - протяжённость, вес, фигура, непроницаемость, движение; все формы движения Гольбах сводил к механическому перемещению. Материя и движение нераздельны. Составляя неотъемлемое св-во материи движение столь же несотворимо, неуничтожаемо и бесконечно, как и материя.
Иммануил Кант (1724-1804)
Творчество Канта обычно делят на два периода: докритический и критический (соответствнно названиям трех его основных работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения»).
Коперникианский переворот – выделение познавательной активности человека.
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания
- основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности- впервые не характер и структура познаваемой субстанции,а специфика познающего субъекта рассматр. как главный фактор, определяющий способ познания- анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где субъективное является препятствием (см идолы пещеры у Бэкона), Кант решает установить различие между субъектив и объектив эл-тами знания, исходя из самого субъекта.- В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологичособ-ти чел-ка) и трансцедентальный (всеобщ опред., сост.принадлежность ч-ка как такового). Трансцедентальный дает объективные знания – надиндивидуальное начало.- Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемойфилософии. Надо изучать не сами вещи, а познавательную деятельность.- Критический анализ познават. способ-тей, чтобы выяснить их природу и возможности.- Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений всезависит друг от друга, вещь в себе как субстанция, то есть нуждается только в самой себе.- Разум руководит поступками человека. Исходя их мира явлений и мира вещей в себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть причина – действуют законы природы и мир свободы, гдеразумное существо есть цель сама по себе, след-но она не может быть причиной – законы разума.Людвиг Фейербах (1804-1872)
Работы: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Сущность религии».
- в сер 19 века острая критика идеализма, религии. Идеализм =рационализированная религия. Философия и религия противоположны!- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самомделе чел сотворил Бога сам.- Человек – часть вечной природы.- Человек – психофизическое единство души и тела.- Человеч природа рассматривается биологически, а не духовно как уГегеля.- Человек - лишь звено в развитии человеч рода. Маркс несогласен: человек – историч и социал существо. Его сущность – не абстракт, присущий отдельному индивиду. Она есть совокупность всех общественныхотношений.- Фейербах: ощущения – единственный источник познания.Религия существует только у человека. Ни одно животное не знает религиозности и ни для одного животного Бога не существует.
Антропология есть не только цель развития философии, но и тайна религии, тайна христианства.
Сейчас религия выродилась настолько, что нравственной осталась одна лишь ложь, истина же безнравственна и ненаучна.
Религия (у Фейербаха -христианская) развивается, и это показывает, что она есть проявление человеческого духа. .
Человек объективирует себя как субъект. В этом причина возникновения религии.
Атеизм для Фейербаха был синонимом безнравственности и аморальности, поэтому нужно не утверждение атеизма, а замена ложной религии истинной. Истинная религия есть истинное знание о человеке, а это знание включает в себя знание его разума, знание его нравственности, его сердца, т.е. умение страдать и сострадать.
19. Гегель (1770-1831) – это типичный академический философ, который всю жизнь преподавал и писал философские работы. Главная работа: «Энциклопедия философских наук». Состоит из трех частей: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа».
«Феноменология духа», «Философия права», «Философия истории»
Стремится приблизить философию и науку. Объективный идеалист.
- разделил познание на: инструмент (логич мышление) и осн форму (понятие).- В основе рац познания лежит диалектическая логика.- Переосмыслить природу понятия: Абсолютное понятие (абс идея) – абсолютное тождество субъекта и объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества, но это идеал.- Саморазвитие понятия подчин з-нам диалектики: единство и борьбапротивоположностей.- Абс понятие проходит тройственный цикл развития: утверждение, отрицание и отрицание отрицания - постоянно пока не получится высший синтез.Бог = философствующий ум, который только в совершенной философии достигает своего собственного абсолютного совершенства
диалектика: сущность проявляется, явление существенно
природа и человеческая жизнь – проявление абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем
цель абсолютной идеи – самопознание – 3 этапа:
1. пребывание в себе, в стихии чистого мышления,
2. «Инобытие» - явление природы,
3. развитие в истории человечества – история духа. идея развития: от высших форм к низшим, переход количественных изменений в качественные, источник развития – борьба противоположностей – это принцип всякого самодвижения. Основное противоречие: философия Гегеля – последнее слово в истории самопознания абсолютной идеи.
Артур Шопенгауэр (1788-1860)
«Мир как воля и представление» последователь Канта. Сторонник волюнтаризма (воля – высший принцип бытия). Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. В историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы (для нас). Вторая составляющая мира - воля, некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. Шопенгауэр различает стадии активизации воли. Волевые начала:
1. притяжение,
2. магнетизм,
3. химизм (неорганические).
На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная воля (у человека). Мотивы могут вступать в борьбу. Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Абсолютна слепая воля проявляется на уровне неорганической природы. Прорывается в органический мир в поисках пищи. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир.
Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в противоположность Лейбницу). Философия глобального пессимизма. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии.
Крайне негативно относился к христианству. Осознав такое устройство мира человек может сознательно укротить свою волю. Самоубийство - уход из жизни, из-за того что жизнь не удовлетворяет его потребности. Общий потенциал злой воли в результате самоубийства не меняется. Нужно пытаться укрощать свои потребности.
Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Провозглашает приоритет художника как гения по природе. Классификация родов и видов искусств (для Гегеля литература является высшим видом искусства, более всего духовного). Для Шопенгауэра наоборот, ближе к проявлению сил природы изначальный порыв воли - музыка. Слова затуманивают. Динамика человеческой воли, кристаллизирующаяся в музыке, отражает динамику культуры.