Основные школы досократовской античной философии.
Основные школы досократовской античной философии.
В античной философии выделяют следующие этапы.
Досократический (7 в. - нач. 5 в. д.н.э.).
Классический (5 в. до н.э. 4 в до нэ).
Эллинистический (4 в. до н.э.- Vв н.э.)
Основными школами досократ-го периода являются:
Милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
- она являлась рационализацией мифа- характеризовалась пантеизмом (Бог = природа)- человек рассматривался скорее как имеющий скорее физич, а не биологич природу (так как произошел из воды и т д)- хар-зя также гилозоизмом – любое материал тело обладает душой- философы пытались дать целостную картину мира, когда частности и детали были неизвестны- все они были монистами, то есть принимали за первоначало одно явление. Пифагор и пифагорейцы. Пифагор был первым мыслителем, который себя философом, то есть «любителем мудрости». Он же впервые назвал вселенную космосом, то есть «прекрасным порядком». -Принципы математики – числа – считал также принципами мира;числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира.- Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония. Верил в переселение душ, возвращение подобного.Элеаты (Парменид, Зенон, Мелисс)
Атомисты. Левкипп и Демокрит. Сущ. бытие и небытие (пустота) бытие есть малейшие неделимые частицы, соед они образ временные вещи);
Гераклит миром правит логос (закономерность). Логос - и мировой закон, и судьба, которой подчиняется развитие всех вещей. Логос есть единственный истинный Бог, он обнаруживает себя в естественном законе, на котором должны строиться и все человеческие законы. Бытие трактуется им как непрерывно становящееся. Мир находится в непрерывном потоке и в вечном становлении. Отсюда: все течет и изменяется.
Основной темой раннего этапа греческого философствования является космос, фисис, именно поэтому первых греческих ф-ов называют фисиками, а ф — натурфилософией. В этот период формулируется проблема первоначала или первоначал мира.
Философия Сократа и Платона.
Философские идеи Сократа (470\469-399 до н.э.).
Учение Сократа – начало гуманистического периода в философии. На первый план выходят вопросы о человеке, его месте в мире.
Он хочет понять мир двигаясь от общего к событиям. Есть много прекрасных вещей. Но каждая из них прекрасна по своему. Прекрасное как таковое - общая идея, Эйдос. Она обнаруживается не чувствами, а умом.
- человек – нравственное существо, познающее само себя. Душа – самое главное, так как в ней происходит познание. Материальный мир познать невозможно, но душу можно! Познать себя значит найти общие для всех людей нравственные качества. Для роста души необходима добродетель. Счастье= добродетель, зло = незнание добра.- Метод субъективной диалектики, цель которого – установитьистину. Истина – знание, получаемое в результате диалога, беседы ( в противовес софистам!)Философия эпикуреизма
5 – 4 в . до н. э. Эпикур (342\341-270\271 до н.э.), Лукреций Кар.(I – сер. I в до н.э.)
Главный интерес – чувственный мир. Только он по настоящему реален. Ощущения – главный источник знания.
Отсюда – главный этический принцип – удовольствие.
Гедонизм – главное – удовольствие. Оно есть «золотая середина».
Для счастливой жизни нужно: отсутствие телесного страдания, невозмутимость души, дружба.
Ставили под сомнение представление о роке, судьбе.
Мир образуется от взаимного столкновения атомов, они могут спонтанно отклоняться, т.е. наделены «свободой воли».
Человек также свободен. Боги блаженны. Они не вмешиваются в дела людей.
Душа тоже состоит из атомов и со временем разлагается. Цель философии – обеспечение безмятежности духа, свободы от страха перед смертью.
«Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет».
Эпикуреец старается слиться с миром, отказывается от активной общественной деятельности и стремления переустроить мир («живи незаметно»), сосредотачивается на достижении независимости от внешних условий, погружаясь в мир своих ощущений.
Философия патристики
Иероним Стридонский (347 — 419/420), Августин Блаженный (354 — 430)
Мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Следовательно, важно уяснить смысл библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Отсюда задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях.
На переднем плане осталась проблема человека и его устройства в мире. Философы поставили устройство человека в мире в зависимость от Бога. Свобода воли рассматривается как источник греха. Избавить от греха может познание сотворенного Богом мира.
Мишель Монтень(1533- 1592)
Исходный пункт учения — скептицизм.В отличие от агностицизма скептицизм Монтеня не отрицает познаваемости мира. Монтень считал, что человеку необходимо постоянно совершенствовать своё мышление путём познания закономерностей природы. Высказывал идею равенства всех людей, идеализировал «естественное состояние» человечества, которое нарушил прогресс цивилизации. Считал, что счастье людей возможно лишь при отсутствии сословий и социального неравенства
Английский эмпиризм XVII в.
Френсис Бэкон (1561-1626)
Произведения: «О достоинстве и приумножении наук»; «Новый органон»; «Новая Атлантида»
Новый Органон. Главным исходным пунктом для Ф.Бэкона является природа.
Человек, слуга и истолкователь природы, столько совершает и понимает, сколько постиг в ее порядке делом или размышлением, и свыше этого он не знает и не может. Знание – сила. Эмпиризм. Человек не превосходит природу, а является ее частью и может быть лишь ее толкователем.
материалист, говорил о многоообразности формы материи, выделял 19 видов ее движения.- Считал главным познать природу, завоевать ее, тогда чел-кприобретет силу.- Достоверному познанию мешают 4 идола. Идолы пещеры – помеха в том, что каждый человек воспринимает вещи по-своему, поэтому истина у всех может быть различной. Идолы рода – их суть в ограниченности многих людей. Идолы рынка – суть в том, что разные люди, употребляя одинаковые слова, вкладывают в них различный смысл, след-но опять расхождение. Идолытеатра – в том что многие видят нереалистичную картину мира.- Теория двойственности истины. Бог = вера, природа и наука = знание. Схоластика.- Широко применял метод индукции – от частного к общему. Схемапознания явления:1. наблюдение фактов2. их систематизация и классификация3. отсечение ненужных фактов4. проверка5. обобщение- Бэкон был эмпириком. Говорил, что первично чувственноепознание. Все знания основываются на опыте!Томас Гоббс (1588-1679)
Работы: «Начала философии»; «Левиафан»
Социальная философия.Ставит вопрос о происхождении человеческого общества, его развитии и возникновении различных его институтов – таких, как государство, законы, учреждения (полиция, армия и т.д.). Исходным принципом для построения человеческого общества является стремление человека к самосохранению – из этого положения возникают все отношения между людьми.
Первоначально все люди находились в так называемом естественном состоянии, т.е. каждый человек обладал абсолютной свободой и, соответственно, абсолютным правом.
Однако абсолютное право и абсолютная свобода сталкиваются с заложенным в человеке природой принципом самосохранения, вступают с ним в противоречие. Ибо любой человек, реализуя свое абсолютное право, стремится к обладанию чем-то другим, что может потребовать убийства себе подобного.
Таким образом, в первоначальном, естественном состоянии люди были врагами друг другу («Homo homini lupus est» – «Человек человеку волк»).
Все понимают это, как и то, что для самосохранения они должны ограничить свою свободу и вместо абсолютного права ввести право относительное, ограничив его некоторыми обязанностями.
Поэтому люди заключают договор, в котором они отказываются от части своих прав, ограничивая себя в свободе. Эти права и свободу они передают одному человеку, избираемому всеобщим согласием, – монарху.
Джон Локк (1632-1704)
Работы: «Письма о веротерпимости»; «Разумность христианства»; «О государственном правлении» и «Некоторые мысли о воспитании» и др.
Эмпиризм – это учение, в соответствии с которым все знание приходит из опыта, а чувственный опыт является лишь одним из видов возможного опыта; другим видом является внутренний опыт.
Единственным источником знания является опыт. Опыт бывает двух видов – внутренний и внешний. Внешний опыт дает нам знание о предметах внешнего мира, а внутренний – о нашем внутреннем мире. При рождении душа человека представляет из себя чистую доску – «tabula rasa».
При помощи воздействия на органы чувств в душу входят идеи, поэтому в уме есть только то, что приходит в него посредством наших чувств. «Нет ничего в уме, чего первоначально не было бы в чувствах». Посредством чувств в нашу душу проникают идеи. Они входят простыми и несмешанными, хотя в вещах качества соединены.
Рене Декарт (1596-1650)
- придерживался дуалистических взглядов – материалист или идеалист???- Говорил, что есть 2 самостоятельных начала – духовное и материальное.Человек – соединение духовного и материального, как бы из двух субстанций (субстанция – вещь, которая в своем развитии нуждается лишь в самой себе).- В философии Декарта исходный пункт – мышление, но в его физических трудах – исключительно материя! Он наделял ее механистическими свойствами (объем, вес и т д).- Теория познания – рационалистическая. Нет необходимости в чувственном познании. Разум – единственный источник знаний. «Я мыслю, значит существую.»- О Боге: Бог существует, так как мы знаем о нем. Сам человек не мог придумать историю о Боге.- Метод дедукцииБенедикт Спиноза (1632 – 1677).
«О Боге, человеке и его счастье»; «Богословско-политический трактат»; «Этика»; «Об усовершенствовании разума» и др.
Цель философии, по Спинозе, – счастье. Вообще цель жизни – счастье, и философия должна направлять свои усилия для достижения человеком счастья.
Спиноза испытывал влияние Декарта, но был не согласен: у Декарта одна бесконечная субстанция – Бог, а две другие (духовное и материальное) находятся в зависимости от Бога. Поэтому Спиноза говорил:
- Единая субстанция – Бог. Бог = природа (пантеизм). Бог –причина самого себя. Бог – бесконечная, безличная сущность.- Мышление и протяжение (как бы материальная часть) – атрибуты субстанции, а единичные вещи – модусы субстанции.
- Параллелизм матер и дух субстанций– было уже у Декарта. «Модусы атрибута протяжения развиваются как и все модусы в сфере мышления» - то естьесть некая зависимость между тем что происходит с телом и душой, но все же они не совмещаются.
Вольтер (1694-1778)
Выступал против материалистов, отрицающих Бога. Он приводит примеры существования проблем, неразрешимых без допущения Бога.
Первая из этих проблем – проблема источника движения. Вторая – проблема целесообразности в биологическом мире (почему все живые существа действуют исходя из некоей цели?). Третья – проблема законов природы (очевидно, считал Вольтер, что должен быть некий Законодатель или, как он Его называл, «Верховный Геометр»).
В противовес материалистическим взглядам Вольтер выстраивал свою собственную концепцию, которая называется деизмом (Бог создает мир, дает ему законы и больше не принимает участия в развитии мира; Бог – Творец, но не Промыслитель).
В последующие годы Вольтер несколько изменил свои религиозные воззрения и стал на позиции более пантеистические, считая, что Бог все же некоторым образом участвует в управлении миром, хотя и не говоря о Боге как личном существе
Выдвигал свои доказат-тва бытия Божия:
1. Мир может быть уподоблен часам, где все так слаженно. Так же как часы не могут показывать время без того, чтобы их не завел прежде часовщик, так и у мира есть свой Часовщик, Который создал этот мир и завел его.
2. Космологический аргумент (восходящий к Фоме Аквинскому): поскольку бытие материальное преходяще (оно может существовать и не существовать), то, следовательно, должна существовать некоторая сущность, существующая абсолютно, – та, которая и дает существование нашему миру.
3. Социально-этический аргумент: «Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать». Нравственность в мире не может существовать без допущения Бога.
Вольтер боролся против Церкви («Раздавите гадину»). Религию же он пытался освободить от всех, по его мнению, кошмарных наслоений, которые принесло христианство). Вольтера ужасают десятки тысяч жертв христианства, ему претят христианские обряды и обычаи своей бессмысленностью. Во Христе он видит только мудрого человека, которому он готов поклоняться, но не как Богу.
Человек по Вольтеру, существо свободное, но смертное в абсолютном смысле, т.е. душа его не бессмертна.
Смертность души Вольтер доказывал исходя из локковского сенсуализма: поскольку человек познает при помощи чувств, то невозможно допустить, чтобы душа, покинув тело, могла бы познавать, т.к. у нее нет никаких чувств. С таким же успехом, иронически восклицает Вольтер, я могу допустить, что эта душа будет есть, пить и справлять естественные надобности, не имея тела. Поэтому душа смертна.
Человек, будучи существом разумным и свободным, обязан самостоятельно совершенствовать жизнь на земле, а не уповать на загробную жизнь.
Жан-Жак Руссо (1712-1778)
Стал знаменит после того, как занял первую премию на конкурсе Дижонской академией, написав трактат « «Рассуждения о науках и искусствах», которая заняла первое место на этом конкурсе.
В этой работе Руссо развивал идею о том, что ни науки, ни искусства не способствуют улучшению нравов. Он указывает, что науки вредны, поскольку создают бедность. Все народы и правительства вынуждены тратить огромные средства на науки и искусства, которые нужны только ограниченному числу людей.
Все науки и искусства имеют неблагородное происхождение. : математика вытекает из торговли, астрономия – из астрологии, осужденной Церковью, и т.д. Поэтому они есть гирлянды цветов на цепях, опутывающих народ.
По мысли Руссо, человек по природе добр, а плохим становится в обществе. В первобытном состоянии люди равны, всё добывают своим трудом, и потому в первобытном состоянии нет ни зависти, ни насилия, ни других негативных нравственных качеств. Все люди здоровы, счастливы, и это общество – самая счастливая эпоха за все время существования человечества. Однако когда-то появилсчеловек, взявший себе некоторый участок земли и сказавший: «Это – мое». Выступает против частной собственности.
Иммануил Кант (1724-1804)
Творчество Канта обычно делят на два периода: докритический и критический (соответствнно названиям трех его основных работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения»).
Коперникианский переворот – выделение познавательной активности человека.
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания
- основатель теории познания с точки зрения бытия и его сущности- впервые не характер и структура познаваемой субстанции,а специфика познающего субъекта рассматр. как главный фактор, определяющий способ познания- анализирует структуру субъекта. В отличии от Бэкона и Декарта, где субъективное является препятствием (см идолы пещеры у Бэкона), Кант решает установить различие между субъектив и объектив эл-тами знания, исходя из самого субъекта.- В субъекте 2 слоя: эмпирический (индивидуально-психологичособ-ти чел-ка) и трансцедентальный (всеобщ опред., сост.принадлежность ч-ка как такового). Трансцедентальный дает объективные знания – надиндивидуальное начало.- Считал гносеологию (науку о познании) главной проблемойфилософии. Надо изучать не сами вещи, а познавательную деятельность.- Критический анализ познават. способ-тей, чтобы выяснить их природу и возможности.- Мир явлений и мир «вещей в себе». В мире явлений всезависит друг от друга, вещь в себе как субстанция, то есть нуждается только в самой себе.- Разум руководит поступками человека. Исходя их мира явлений и мира вещей в себе: мир природы, где чувства, все есть причина чего-то, у всего есть причина – действуют законы природы и мир свободы, гдеразумное существо есть цель сама по себе, след-но она не может быть причиной – законы разума.Людвиг Фейербах (1804-1872)
Работы: «К критике философии Гегеля», «Сущность христианства», «Сущность религии».
- в сер 19 века острая критика идеализма, религии. Идеализм =рационализированная религия. Философия и религия противоположны!- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самомделе чел сотворил Бога сам.- Человек – часть вечной природы.- Человек – психофизическое единство души и тела.- Человеч природа рассматривается биологически, а не духовно как уГегеля.- Человек - лишь звено в развитии человеч рода. Маркс несогласен: человек – историч и социал существо. Его сущность – не абстракт, присущий отдельному индивиду. Она есть совокупность всех общественныхотношений.- Фейербах: ощущения – единственный источник познания.Религия существует только у человека. Ни одно животное не знает религиозности и ни для одного животного Бога не существует.
Антропология есть не только цель развития философии, но и тайна религии, тайна христианства.
Сейчас религия выродилась настолько, что нравственной осталась одна лишь ложь, истина же безнравственна и ненаучна.
Религия (у Фейербаха -христианская) развивается, и это показывает, что она есть проявление человеческого духа. .
Человек объективирует себя как субъект. В этом причина возникновения религии.
Атеизм для Фейербаха был синонимом безнравственности и аморальности, поэтому нужно не утверждение атеизма, а замена ложной религии истинной. Истинная религия есть истинное знание о человеке, а это знание включает в себя знание его разума, знание его нравственности, его сердца, т.е. умение страдать и сострадать.
19. Гегель (1770-1831) – это типичный академический философ, который всю жизнь преподавал и писал философские работы. Главная работа: «Энциклопедия философских наук». Состоит из трех частей: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа».
«Феноменология духа», «Философия права», «Философия истории»
Стремится приблизить философию и науку. Объективный идеалист.
- разделил познание на: инструмент (логич мышление) и осн форму (понятие).- В основе рац познания лежит диалектическая логика.- Переосмыслить природу понятия: Абсолютное понятие (абс идея) – абсолютное тождество субъекта и объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества, но это идеал.- Саморазвитие понятия подчин з-нам диалектики: единство и борьбапротивоположностей.- Абс понятие проходит тройственный цикл развития: утверждение, отрицание и отрицание отрицания - постоянно пока не получится высший синтез.Бог = философствующий ум, который только в совершенной философии достигает своего собственного абсолютного совершенства
диалектика: сущность проявляется, явление существенно
природа и человеческая жизнь – проявление абсолютной идеи, движущей мировой процесс и раскрывающей себя в нем
цель абсолютной идеи – самопознание – 3 этапа:
1. пребывание в себе, в стихии чистого мышления,
2. «Инобытие» - явление природы,
3. развитие в истории человечества – история духа. идея развития: от высших форм к низшим, переход количественных изменений в качественные, источник развития – борьба противоположностей – это принцип всякого самодвижения. Основное противоречие: философия Гегеля – последнее слово в истории самопознания абсолютной идеи.
Артур Шопенгауэр (1788-1860)
«Мир как воля и представление» последователь Канта. Сторонник волюнтаризма (воля – высший принцип бытия). Шопенгауэр исходит из мысли о том, что идеализм и материализм неправомерны, уязвимы, ошибочны, так как мир объясняется на основе других вещей. Представление - исходная точка распадения на объект и субъект. Представление берется в развитом виде. В историческом плане появляется с появлением первого класса, хотя бы класса насекомых. «Нет объекта без субъекта также как и нет субъекта без объекта». Развитие форм представлений происходит на уровне живой природы (для нас). Вторая составляющая мира - воля, некая иррациональная сила. Воля - порыв к жизни. Представление возникает на ответ движения организмов в поисках пищи. Шопенгауэр различает стадии активизации воли. Волевые начала:
1. притяжение,
2. магнетизм,
3. химизм (неорганические).
На живом уровне высшая стадия – 4. мотивированная воля (у человека). Мотивы могут вступать в борьбу. Существует исходный резервуар волевого начала – абсолютная воля. Исходная мировая воля носит агрессивный, злой характер. Абсолютна слепая воля проявляется на уровне неорганической природы. Прорывается в органический мир в поисках пищи. Все живое должно двигаться, чтобы найти пищу. Так как этот процесс объективный, то в таком же направлении развивается и мир.
Все к худшему. Ресурсы ограничены. Со всем этим нельзя ничего поделать, так устроен мир. «Все к худшему в этом худшем из миров» (в противоположность Лейбницу). Философия глобального пессимизма. Говорил о упанишадах и буддизме (минимум деяний, чтобы не углублять страдания) как о основах своей философии.
Крайне негативно относился к христианству. Осознав такое устройство мира человек может сознательно укротить свою волю. Самоубийство - уход из жизни, из-за того что жизнь не удовлетворяет его потребности. Общий потенциал злой воли в результате самоубийства не меняется. Нужно пытаться укрощать свои потребности.
Этика: нужно укрощать волю, не увеличивать количество зла. Критика общества массового потребления. Одним из первых считает такой путь развития общества тупиковым. Провозглашает приоритет художника как гения по природе. Классификация родов и видов искусств (для Гегеля литература является высшим видом искусства, более всего духовного). Для Шопенгауэра наоборот, ближе к проявлению сил природы изначальный порыв воли - музыка. Слова затуманивают. Динамика человеческой воли, кристаллизирующаяся в музыке, отражает динамику культуры.
Энгельс
Не разумная деятельность, не наличие свободы, не общественный или религиозный характер, а способность производить орудия труда – вот сущность человекая.Разделение труда ведет к росту производительных сил. Уровень производительных сил, по Марксу, является критерием прогресса.
По мере развития производительных сил происходит расслоение людей на бедных и богатых: у одних образуется собственность, у других этой собственности нет. Образуются классы – группы людей, отличающиеся друг от друга по признаку наличия или отсутствия у них средств производства.
Классы начинают друг с другом бороться. Формационная теория: 5 формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (антагонистические и неантогонистические формации)
Философия и мировоззрение
Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.
Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теоретических взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отношение человека к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.
Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Философия - это теоретическое ядро М.
В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.
Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится действительность. У. - не только интелект. позиция ,но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.
В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающе отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.
“Жизнь идет к совершенству руководясь идеалом,- тем, что еще не сущ., но мыслится, воображается возможным к осуществлению. Действительность всегда суть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее, мы делаем это потому, что идеал воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас, мы имеем - создали в воображении - иной, лучший” - Горький.
Мировоззрение складывается под воздействием соц. условий, воспитания и образования. Его форм. начинается с детства. Оно определяет жизненную позицию человека
Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем чел., уяснение различных форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др. форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интеллектуальной разработанности проблем и методов подхода.
Познание и практика
Познание — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом гносеологии.
Основной вопрос: Познаваем ли мир?
Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира. (Платон, Гегель)
Скептики сомневаются в достоверности знания. (Юм, Беркли)
Агностики отрицают познаваемость мира. (Кант)Роль практики в познании
Практика – это чувственно предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся потребностей.
Ее троякая роль по отношению к познанию:
-является источником познания.-сфера приложений знания, цель познания.-служит критерием истинности результатов познания. Познание и практика различны и в то же время взаимосвязаны между собой. Познание представляет собой духовную, а практика - материально-предметную деятельность. Но они и связаны между собой, поскольку практика имеет свою познавательную сторону, а познание - практическую. Общественная жизнь по своей сути, а главное, в своей основе есть жизнь практическая. Основные виды практики - это, материально-производственная, трудовая деятельность ,социально-преобразующая деятельность, вносящая изменения в основные сферы общества, и, наконец, научно-экспериментальная практика. Прежде всего практика выступает как источник познания, поскольку она формирует объект познания. Далеко не все знания мы получаем, отталкиваясь непосредственно от практики, на основе опыта. Часть знания, - и достаточно большую, - мы получаем до опыта из книг и иных источников. Практика не только источник, но и основа, движущая сила познания. В практике коренятся импульсы к приобретению нового знания.
Как правило, сам первый шаг практического применения теории дает необходимый материал для ее дальнейшего продвижения вперед и порождает мощные стимулы к ее развитию. Роль практики видна - она дает познанию инструменты и технические средства научного познания.
Сознание и самосознание
Сознание- форма отражения объективной действительности можно утверждать, что оно нацелено на внешние предметы..Самосознание – это процесс, предполагающий выделение своего сознания в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру.
По мнению известного философа Нового времени Р. Декарта самосознание – это единственное, в чем нельзя усомниться. Отношение человека к самому себе необходимо опосредовано его отношением к другому человеку. Следовательно, самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе общения, межкультурных взаимоотношений.
Самосознание можно рассматривать на различных уровнях:
- первый называют самочувствием – элементарное осознание своего тела
- следующий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве приобщенного к человеческому сообществу, культуре, социальной группе;
- самый высокий уровень самосознания – сознание «я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, несущего ответ-ть за каждый свой поступок.
Механизмы самосознания. К ним относятся:
– идентификация как отождествление себя с некоторым существом по внешним и внутренним признакам, сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом «я», вынесение некоторой самооценки;
– атрибуция –проекции мира на себя, усмотрении внутреннего самостоятельного развивающегося процесса сознания;
– рефлексия – размышление, самонаблюдение, анализ собственных мыслей и переживаний..
Таким образом, самосознание как составляющая сознания, представляет собой процесс проекции на собственную индивидуальность внешнего и внутреннего опыта, соизмерение этих компонентов с имеющимся социокультурным знанием и последующим запросом на самосовершенствование.
Философия и религия
Задачи философии и религии одинаковы. Они призваны дать людям такое мировоззрение, которое максимально отвечало бы объективному назначению человека и человечества.
Религия - первая форма объяснения мира. Философия дополняет религию, ставя перед собою задачи не только объяснения, но и целенаправленного развития мира. В истинном понимании их высокого назначения между философией и религией нет различия и нет исторического разрыва.
Каждая нарождающаяся религия или же философия первоначально - гипотеза, предлагающая какое-то новое объяснение мироздания. Одни, немногие, выдвигают гипотезу, и, если та в каком-то смысле оказывается удобной, другие, многие, принимают ее и строят из гипотезы веру.
Религия - высшая форма веры. Она объясняет человеку, зачем он живет, работает, рожает детей, подкрепляет его, руководит им. Указывает наше положение в мире, ориентирует "я" во Вселенной, дает версию смысла существования.
К этому призвана и философия; но она расширяет стоящие перед человеком задачи. Мы должны не просто существовать, но познавать и развивать мир.
Философия пытается объяснить то, во что принято верить.
Философия - синтез науки, религии и поэзии; поэтическая вера в науку; искусство на базе знаний своего времени прозревать будущее.
Философия - творение веры "научными методами".
2 Мировоззренческие концепции:
Материализм построен на субъективном, отталкивается от данных нам органов ощущений и разума - конкретной ограниченности самого человека и изобретенных им средств познания и развития.
Идеализм пытается расширить эти границы, перешагнуть через рамки доступного опыта, объединить представляющееся нам прерывным в единое, конечное и временное связать с бесконечным и вечным.
Материализм и идеализм - не антагонистические, но взаимно дополняющие друг друга концепции, которые могут быть слиты в одно единое мировоззрение.
Философия и наука.
Философия — один из источников развития человеческого знания. Отсутствие общепризнанных результатов это коренное отличие философии от науки.
Философия претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука.Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.
.57.Системность и структурность материи. Синергетика о самоорганизации материи.
Признаки материи- структурность и системность. Они выражают упорядоченность существования материи и те конкретные формы, в которых она проявляется.
Представления о материи в современной науке строятся на системном подходе. Весь мир- иерархически организованная совокупность систем, где любой объект одновременно является самостоятельной сложной системой и элементом другой, более сложной системы. В этом и заключается системность материи.
Совокупность связей между элементами системы образует структуру системы. Поскольку любая система обязательно состоит из элементов, которые связаны друг с другом разнообразными связями, можно сделать вывод, что бесструктурных объектов не существует.
Системность материи неразрывно связана со структурностью системы.
Основные структурные уровни материи:
-субмикроэлементарный (гипотетическая форма существования материи полевой природы);- ядерный;- атомный
- молекулярный; - макроскопический (вещества, тела) и т. д.; - космический
Синергетика – наука, изучающая механизмы самоорганизации и развития сложных открытых систем.
Самоорганизация материи возможна, когда есть граница, которая играет роль защитных оболочек материи и придает ей форму. Для образования формы необходима субстанция.
Основные школы досократовской античной философии.
В античной философии выделяют следующие этапы.
Досократический (7 в. - нач. 5 в. д.н.э.).
Классический (5 в. до н.э. 4 в до нэ).
Эллинистический (4 в. до н.э.- Vв н.э.)
Основными школами досократ-го периода являются:
Милетцы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)
- она являлась рационализацией мифа- характеризовалась пантеизмом (Бог = природа)- человек рассматривался скорее как имеющий скорее физич, а не биологич природу (так как произошел из воды и т д)- хар-зя также гилозоизмом – любое материал тело обладает душой- философы пытались дать целостную картину мира, когда частности и детали были неизвестны- в